МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современная литературная критика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_РЯЛ-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.филол.наук, доцент, О.А. Скубач

Рецензент(ы):
канд.филол.наук, доцент, Е.Г. Романова

Рабочая программа дисциплины
Современная литературная критика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- сформировать представление о важнейших тенденциях развития русской литературной критики ХХ века;
- ознакомить студентов с основными этапами и особенностями русской литературной критики ХХ века;
- закрепить навыки анализа критического текста

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии
ПК-1 владением навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.важнейшие тенденциии развития русской литературной критики ХХ века; основные филологические концепции в контексте общегуманитарного знания, иметь представление о ходе исторического развития отечественной литературы и культуры ХХ века, содержание критических статей
3.2.Уметь:
3.2.1.соотнести конкретную критическую концепцию с важнейшими тенденциями общекультурной жизни страны в ХХ веке
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа критического текста

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводная часть
1.1. Введение. Литературная критика в ХХ веке. Лекции 1 2 ОПК-4 Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Основная часть
2.1. Литературная борьба 1920-х гг. Лекции 1 2 ОПК-4 Л1.1
2.2. Новый писатель и новый читатель. Изменение функций и специфики литературного творчества на рубеже 1910-1920-х гг. Лекции 1 2 ОПК-4 Л1.1
2.3. Политика партии в области литературы и искусства (1917-1934 гг.) Лекции 1 2 ОПК-4 Л1.1
2.4. От полифонии к монизму: важнейшие кампании в литературе и критике конца 1920-х – 1930-х гг. Практические 1 4 ПК-1 Л2.2, Л1.1
2.5. Критика и литература 1941-1953 гг. Практические 1 2 ПК-1 Л1.1
2.6. В предвестии Оттепели: критика 1953-1956 гг. Практические 1 2 ПК-1 Л2.2, Л1.1
2.7. Критика периода Оттепели. Журнал «Новый мир» А.Т. Твардовского. Практические 1 2 ПК-1 Л1.1
2.8. «Застойные» тенденции Оттепели: взаимоотношения литературы и власти в культуре конца 1950-х - 1960-х гг. Практические 1 4 ПК-1 Л1.1
2.9. Застой: особенности литературного процесса 1970-х - 1980-х гг. Практические 1 2 ПК-1 Л1.1
2.10. Неопочвенническое направление в литературе и критике 1970-х – начала 1980-х гг. Журнал «Наш современник». Практические 1 2 ПК-1 Л2.2, Л1.1
2.11. Критика на рубеже 1980-х – 1990-х гг. Практические 1 2 ПК-1 Л1.1
2.12. Стилевые особенности критических работ А. Гениса. Практические 1 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.13. Особенности критической манеры А. Немзера. Практические 1 2 ПК-1
2.14. В. Курицын. Реформа жанра обзорной критической статьи («Работы над цитатами»). Практические 1 2 ПК-1 Л2.1
2.15. Л.Данилкин. Литературная критика для «среднего класса». Практические 1 2 ПК-1 Л2.1
2.16. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 1 40 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.17. Внеаудиторное чтение Сам. работа 1 41 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. вложенный файл во вкладке "Приложения"
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. вложенный файл во вкладке "Приложения"
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. вложенный файл во вкладке "Приложения"

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Голубков М.М. История русской литературной критики ХХ века (1920-1990-е годы): М.: Академия, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Колядич Т.М., Капица Ф.С. Колядич Т.М., Капица Ф.С. Русская проза XXI века в критике: оценки, мнения, презентации: М.: Флинта, 2014
Л2.2 История русской литературной критики / под ред. В. В. Прозорова: учеб. для вузов М. : Высш. шк., 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://highpoetry.clan.su
Э2 http://orheusmusic.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)


7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Текущий контроль осуществляется на практических занятиях.
Промежуточная аттестация проводится по результатам работы студентов на практических занятиях.
Аттестационные испытания проводятся преподавателем, ведущим лекционные занятия по данной дисциплине, или преподавателями, ведущими практические и лабораторные занятия (кроме устного экзамена). Присутствие посторонних лиц в ходе проведения аттестационных испытаний без разрешения ректора или проректора не допускается (за исключением работников университета, выполняющих контролирующие функции в соответствии со своими должностными обязанностями). В случае отсутствия ведущего преподавателя аттестационные испытания проводятся преподавателем, назначенным письменным распоряжением по кафедре (структурному подразделению).
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на аттестационные испытания в сопровождении ассистентов-сопровождающих.
Во время аттестационных испытаний обучающиеся могут пользоваться программой учебной дисциплины, а также с разрешения преподавателя справочной и нормативной литературой, калькуляторами.
Оценка результатов устного аттестационного испытания объявляется обучающимся в день его проведения. При проведении письменных аттестационных испытаний или компьютерного тестирования – в день их проведения или не позднее следующего рабочего дня после их проведения.
Результаты выполнения аттестационных испытаний, проводимых в письменной форме, форме итоговой контрольной работы или компьютерного тестирования, должны быть объявлены обучающимся и выставлены в зачётные книжки не позднее следующего рабочего дня после их проведения.
В экзаменационный билет включены 2 теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 25 минут.
При подготовке к устному экзамену экзаменуемый, как правило, ведет записи в листе устного ответа.