МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные проблемы профессиональной коммуникации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_РЯЛ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 84
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 84 84 84 84
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Качесова И.Ю.

Рецензент(ы):
д.ф.н., проф., Чернышова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Современные проблемы профессиональной коммуникации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения учебной дисциплины: На основе освоения связей современной филологии и исследования современных проблем профессиональной коммуникации получение знаний об аргументативных основах современной профессиональной коммуникации, эффективности профессиональной речевой коммуникации, речевом воздействии как способе осуществления профессиональной коммуникации; формирование умений осуществлять на этой основе научно-исследовательскую, проектную, организационно-управленческую и другие виды деятельности. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в бакалавриате (в процессе обучения по специальности).
Задачи курса:
1. изучить аргументативный аспект профессиональной коммуникации;
2. описать эффективность и воздействие профессиональной коммуникации;
3. сформировать умение осуществлять на базе профессиональной коммуникации научно-исследовательскую, проектную, организационно-управленческую и другие виды деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности
ПК-1 владением навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные категории профессиональной коммуникации, методологию профессионально ориентированного коммуникативного анализа.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять категориальный аппарат профессиональной коммуникации к анализу текста и речевой деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными моделями и инструментами анализа профессиональной коммуникации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблема аргументации в профессиональной коммуникации
1.1. Способы реализации дискурсивной аргументативной модели. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-1 Л3.1, Л1.2
1.2. Аргументативный аспект профессиональной коммуникации.Сущностные характеристики аргументативного дискурса. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-1 Л3.1, Л1.2
1.3. Методологические обоснования теории аргументации Практические 3 2 ОПК-1, ПК-1 Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.4. Аргументативная деятельность. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-1 Л2.2, Л3.1, Л1.3
1.5. Поля аргументации. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-1 Л3.1, Л1.2
1.6. Виды аргументирования Практические 3 2 ОПК-1, ПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Проблема аргументации в профессиональной коммуникации Сам. работа 3 40 ОПК-1, ПК-1 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Текст и аргументитвный дискурс
2.1. Соотношение текста и аргументативного дискурса Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-1 Л3.1, Л1.3
2.2. Порождение как механизм, формирующий отношения текста и а-дискурса Практические 3 2 ПК-1 Л3.1, Л1.3
2.3. Интерпретация как механизм, формирующий отношения текста и а-дискурса Практические 3 2 ПК-1 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3
2.4. текст как персуазивная программа Практические 3 2 ПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.5. Воспроизведение аргументативных сигналов в тексте Практические 3 2 ПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.6. Механизмы речевого воздействия. Практические 3 2 ПК-1 Л3.1, Л1.1
2.7. Проблема эффективности воздействия профессиональной комммуникации Сам. работа 3 44 ОПК-1, ПК-1 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

см.прикрепленный файл
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. прикрепленный файл




5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. прикрепленный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Иссерс О.С. Речевое воздействие: учебное пособие М.: Флинта // ЭБС «Лань», // ЭБС "Университетская библиотека online"2017, 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Копнина Г.А. Речевое манипулирование: учебное пособие М.: Флинта // ЭБС "Лань" 2017, 2016 e.lanbook.com
Л1.3 Хроленко А.Т. Культура филологического труда: учебное пособие М.: Флинта // ЭБС "Лань"2017, 2014 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Колмогорова А.В. Аргументация в речевой повседневности.: учеб. пособие М.: Флинта // ЭБС "Лань"2017, 2016 e.lanbook.com
Л2.2 Под ред. М.А. Василика Основы теории коммуникации: учебник М.: Гардарики, 2005
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Чувакин А.А. Магистерская программа по направлению 032700 – Филология (специализация «Теория и практика речевой коммуникации»).: методическое пособие Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Moodl "Современные проблемы профессиональной коммуникации" portal.edu.asu.ru
Э2 Российская риторическая ассоциация (РРА) www.rhetor.ru
Э3 Российская коммуникативная ассоциация (РКА) www.russcomm.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В билет включено два вопроса. Один вопрос носит теоретический характер, второй вопрос - вопрос практический. На подготовку ответа студенту отводится 40 минут. Зачет проводится в устной форме. За ответ на теоретический вопрос студент может получить максимально 50 баллов, за выполнение практического задания - 50 баллов. Максимальное количество баллов - 100. Для получения "зачтено", студенту нужно набрать от 51 балла.