МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии делового общения
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки01.03.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильМатематическое моделирование и информационные технологии. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план01_03_02_ПМиИ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 52 52 52 52
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., проф., Ю.В.Трубникова

Рецензент(ы):
д.ф.н., зав.каф., Т.В.Чернышова

Рабочая программа дисциплины
Технологии делового общения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018г. №9)

составлена на основании учебного плана:
01.03.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.11.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чернышова Татьяна Владимировна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.11.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Чернышова Татьяна Владимировна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов представление о деловом общении как многоаспектном, системно организованном явлении, выработать навыки составления, разноаспектного анализа и редактирования текста документа.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о закономерностях делового общения, о взаимовлиянии лингвистических, психологических, социальных факторов;
специфику официально-делового стиля как функционального стиля русского лите-ратурного языка
3.2.Уметь:
3.2.1.решать прикладные задачи делового общения, пользуясь полученными знаниями
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками составления и редактирования деловых текстов разных жанров

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Речевая ситуация Лекции 5 2 УК-4, УК-5 Л2.2, Л1.2
1.2. Понятие делового общения в контексте речевой ситуации Сам. работа 5 8 УК-4, УК-5 Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Деловое общение
2.1. Законы и правила общения Лекции 5 2 УК-4, УК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Эффективность общения Лекции 5 2 УК-4, УК-5 Л2.2, Л1.2
2.3. Деловой этикет Лекции 5 2 УК-4, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Особенности современной электронной деловой переписки Лекции 5 2 УК-4, УК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.5. Текстовые нормы документа Лекции 5 2 УК-4, УК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.6. Особенности современного делового общения Сам. работа 5 12 УК-4, УК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Официально-деловой стиль.
3.1. Официально-деловой стиль в системе стилей русского литературного языка. Лекции 5 2 УК-4, УК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.2. Официально-деловой стиль. Исторический аспект Лекции 5 2 УК-4, УК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.3. Официально-деловой стиль. Функциональный аспект Лекции 5 2 УК-4, УК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.4. Языковые особенности официально-делового стиля Лекции 5 2 УК-4, УК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.5. Перспективы развития официально-делового стиля Лекции 5 2 УК-4, УК-5 Л2.1, Л1.1
3.6. Языковые особенности официально-делового стиля Практические 5 2 УК-4, УК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.7. Официально-деловой стиль современного русского литературного языка и перспективы его развития Сам. работа 5 10 УК-4, УК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Нормативный аспект языка и официально-делового стиля
4.1. Понятие нормы Лекции 5 2 УК-4, УК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.2. Языковые нормы документа Лекции 5 2 УК-4, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Лекции 5 2 УК-4, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Работа над лексическими средствами языка Практические 5 2 УК-4, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.5. Работа над грамматическими средствами языка Практические 5 4 УК-4, УК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.6. Работа над синтаксическими средствами языка Практические 5 2 УК-4, УК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.7. Нормы графики, орфографии и пунктуации русского языка и оф.-делового стиля Сам. работа 5 10 УК-4, УК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Редактирование служебных документов
5.1. Общие принципы редактирования служебных документов Лекции 5 2 УК-4, УК-5 Л2.2, Л1.2
5.2. Логические основы редактирования Лекции 5 2 УК-4, УК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.3. Логичность текста Практические 5 4 УК-4, УК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.4. Работа над композицией документа Лекции 5 2 УК-4, УК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.5. Композиция делового письма Практические 5 2 УК-4, УК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.6. Анализ и проверка фактического материала Практические 5 2 УК-4, УК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.7. Редактирование таблиц Практические 5 2 УК-4, УК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.8. Техника правки текста Лекции 5 2 УК-4, УК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.9. Редактирование текста документа Сам. работа 5 12 УК-4, УК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Язык - важнейшее средство человеческого общения. Язык как знаковая система.
2. Язык, речь, текст.
3. Речевая ситуация. Способы выражения коммуникативного намерения говорящего. Причины коммуникативной неудачи.
4. Литературный язык. Проблема гибкости и изменчивости языковой нормы.
5. Проблема нарушения норм литературного языка в текстах служебных документов.
6. Стилистическая окраска языкового средства.
7. Функциональные стили современного русского литературного языка.
8. История, современное состояние и перспективы развития официально-делового стиля русского языка.
9. Официально-деловой стиль в системе стилей современного русского литературного язы-ка.
10. Общелитературная норма и стилевое своеобразие деловой речи.
11. Важнейшие особенности официально-делового стиля и пути совершенствования языка служебных документов.
12. Основные тенденции эволюции официально-делового стиля современного русского ли-тературного языка.
13. Проблема канцелярита и ее решение в современную эпоху.
14. Основные жанры служебных документов. Взаимодействие жанра и стиля.
15. Клише как основная конструктивная единица делового текста.
16. Принципы использования заимствованных слов в текстах служебных документов.
17. Принципы использования терминов в текстах служебных документов.
18. Тавтология и плеоназм в текстах служебных документов: пути исправления и предупре-ждения стилистических ошибок.
19. Проблема словесных повторов в текстах служебных документов.
20. Паронимия и связанные с нею стилистические, речевые и грамматические ошибки.
21. Графические сокращения и сложносокращенные слова в текстах служебных документов.
22. Цифровая информация в текстах служебных документов.
23. Географические названия; наименования учреждений, предприятий, организаций, долж-ностей, документов в текстах служебных документов (проблемы использования прописных букв и кавычек).
24. Глагол и имя в текстах официально-делового стиля (отглагольные существительные, "расщепленное сказуемое", пассивные и безличные конструкции).
25. Причастный оборот как синтаксическая конструкция и стилистическое средство. Прин-ципы использования причастных оборотов в текстах служебных документов.
26. Деепричастный оборот как синтаксическая конструкция и стилистическое средство. Принципы использования деепричастных оборотов в текстах служебных документов.
27. Исправление грамматических ошибок, связанных с выбором падежа имени существи-тельного (проблема предложного и беспредложного управления).
28. Порядок слов и строение предложения в текстах служебных документов.
29. Синтаксические особенности официально-деловых текстов.
30. Синтаксический строй текстов естественной деловой письменной речи.
31. Особенности пунктуации делового текста.
32. Важнейшие требования к композиции документа. Варианты организации текста делово-го письма.
33. Композиция текста документа. Понятие этикетной рамки.
34. Формулы речевого этикета в официальной переписке.
35. Типы обращений в современной деловой коммуникации
36. Модальность делового текста.
37. Логические основы композиции текста документа. Правила деления понятий.
38. Логические правила дефиниции. Ошибки в определениях.
39. Логические правила аргументации. Приемы проверки аргументов.
40. Использование и проверка фактического материала при составлении и редактировании текстов служебных документов.
41. Основные принципы работы редактора. Специфика редактирования текстов служебных документов.
42. Этапы редактирования. Виды правки.
43. Основные словари русского языка. Использование словарей в работе с текстом докумен-та.
44. Особенности современной электронной деловой переписки
45. Виды устного делового общения. Влияние устной формы общения на отбор языковых средств.
46. Особенности устной деловой речи.
47. Словесное оформление публичного выступления. Начало, развертывание и завершение речи.
48. Правила аргументирования. Основные виды аргументов. Типичные ошибки в аргументации.
49. Ясность и убедительность. Понятность, информативность и выразительность речи.
50. Речевой этикет в устном деловом общении.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложенный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Фатеева И. М. Культура речи и деловое общение: учебное пособие: учебное пособие М.: МИРБИС, Директ-Медиа, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=441404&sr=1
Л1.2 Скибицкая И. Ю., Скибицкий Э. Г. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/872369EE-45C7-40E0-8E44-1FE8011E76D8
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Колтунова М. В. Язык и деловое общение. Нормы, риторика, этикет: учеб. пособие М.: Экономика, 2000
Л2.2 Руднев В.Н. Деловое общение (для бакалавров): Учебное пособие КноРус, 2014 http://e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Технологии делового общения». К услугам обучающихся лекционный курс, учебные пособия, дополнительная литература, задания для самостоятельной работы, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу.