Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 02.03.02. Фундаментальная информатика и информационные технологии |
Профиль | Программирование и информационные технологии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 02_03_02_ФИиИТ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 36 | 36 | 36 | 36 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 52 | 52 | 52 | 52 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 05.11.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Чернышова Татьяна Владимировна
1.1. | сформировать у студентов представление о деловом общении как многоаспектном, системно организованном явлении, выработать навыки составления, разноаспектного анализа и редактирования текста документа. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
УК-4 | Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о закономерностях делового общения, о взаимовлиянии лингвистических, психологических, социальных факторов; специфику официально-делового стиля как функционального стиля русского лите-ратурного языка |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | решать прикладные задачи делового общения, пользуясь полученными знаниями |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками составления и редактирования деловых текстов разных жанров |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Речевая ситуация | Лекции | 5 | 2 | УК-4 | Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Понятие делового общения в контексте речевой ситуации | Сам. работа | 5 | 8 | УК-4 | Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Деловое общение | ||||||
2.1. | Законы и правила общения | Лекции | 5 | 2 | УК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Эффективность общения | Лекции | 5 | 2 | УК-4 | Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Деловой этикет | Лекции | 5 | 2 | УК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Особенности современной электронной деловой переписки | Лекции | 5 | 2 | УК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Текстовые нормы документа | Лекции | 5 | 2 | УК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.6. | Особенности современного делового общения | Сам. работа | 5 | 12 | УК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Официально-деловой стиль. | ||||||
3.1. | Официально-деловой стиль в системе стилей русского литературного языка. | Лекции | 5 | 2 | УК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Официально-деловой стиль. Исторический аспект | Лекции | 5 | 2 | УК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Официально-деловой стиль. Функциональный аспект | Лекции | 5 | 2 | УК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.4. | Языковые особенности официально-делового стиля | Лекции | 5 | 2 | УК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.5. | Перспективы развития официально-делового стиля | Лекции | 5 | 2 | УК-4 | Л2.2, Л1.1 |
3.6. | Языковые особенности официально-делового стиля | Практические | 5 | 2 | УК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.7. | Официально-деловой стиль современного русского литературного языка и перспективы его развития | Сам. работа | 5 | 10 | УК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Нормативный аспект языка и официально-делового стиля | ||||||
4.1. | Понятие нормы | Лекции | 5 | 2 | УК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Языковые нормы документа | Лекции | 5 | 2 | УК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Лекции | 5 | 2 | УК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
4.4. | Работа над лексическими средствами языка | Практические | 5 | 2 | УК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
4.5. | Работа над грамматическими средствами языка | Практические | 5 | 4 | УК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.6. | Работа над синтаксическими средствами языка | Практические | 5 | 2 | УК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.7. | Нормы графики, орфографии и пунктуации русского языка и оф.-делового стиля | Сам. работа | 5 | 10 | УК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 5. Редактирование служебных документов | ||||||
5.1. | Общие принципы редактирования служебных документов | Лекции | 5 | 2 | УК-4 | Л2.1, Л1.2 |
5.2. | Логические основы редактирования | Лекции | 5 | 2 | УК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.3. | Логичность текста | Практические | 5 | 4 | УК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.4. | Работа над композицией документа | Лекции | 5 | 2 | УК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.5. | Композиция делового письма | Практические | 5 | 2 | УК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.6. | Анализ и проверка фактического материала | Практические | 5 | 2 | УК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.7. | Редактирование таблиц | Практические | 5 | 2 | УК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.8. | Техника правки текста | Лекции | 5 | 2 | УК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
5.9. | Редактирование текста документа | Сам. работа | 5 | 12 | УК-4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Язык - важнейшее средство человеческого общения. Язык как знаковая система. 2. Язык, речь, текст. 3. Речевая ситуация. Способы выражения коммуникативного намерения говорящего. Причины коммуникативной неудачи. 4. Литературный язык. Проблема гибкости и изменчивости языковой нормы. 5. Проблема нарушения норм литературного языка в текстах служебных документов. 6. Стилистическая окраска языкового средства. 7. Функциональные стили современного русского литературного языка. 8. История, современное состояние и перспективы развития официально-делового стиля русского языка. 9. Официально-деловой стиль в системе стилей современного русского литературного язы-ка. 10. Общелитературная норма и стилевое своеобразие деловой речи. 11. Важнейшие особенности официально-делового стиля и пути совершенствования языка служебных документов. 12. Основные тенденции эволюции официально-делового стиля современного русского ли-тературного языка. 13. Проблема канцелярита и ее решение в современную эпоху. 14. Основные жанры служебных документов. Взаимодействие жанра и стиля. 15. Клише как основная конструктивная единица делового текста. 16. Принципы использования заимствованных слов в текстах служебных документов. 17. Принципы использования терминов в текстах служебных документов. 18. Тавтология и плеоназм в текстах служебных документов: пути исправления и предупре-ждения стилистических ошибок. 19. Проблема словесных повторов в текстах служебных документов. 20. Паронимия и связанные с нею стилистические, речевые и грамматические ошибки. 21. Графические сокращения и сложносокращенные слова в текстах служебных документов. 22. Цифровая информация в текстах служебных документов. 23. Географические названия; наименования учреждений, предприятий, организаций, долж-ностей, документов в текстах служебных документов (проблемы использования прописных букв и кавычек). 24. Глагол и имя в текстах официально-делового стиля (отглагольные существительные, "расщепленное сказуемое", пассивные и безличные конструкции). 25. Причастный оборот как синтаксическая конструкция и стилистическое средство. Прин-ципы использования причастных оборотов в текстах служебных документов. 26. Деепричастный оборот как синтаксическая конструкция и стилистическое средство. Принципы использования деепричастных оборотов в текстах служебных документов. 27. Исправление грамматических ошибок, связанных с выбором падежа имени существи-тельного (проблема предложного и беспредложного управления). 28. Порядок слов и строение предложения в текстах служебных документов. 29. Синтаксические особенности официально-деловых текстов. 30. Синтаксический строй текстов естественной деловой письменной речи. 31. Особенности пунктуации делового текста. 32. Важнейшие требования к композиции документа. Варианты организации текста делово-го письма. 33. Композиция текста документа. Понятие этикетной рамки. 34. Формулы речевого этикета в официальной переписке. 35. Типы обращений в современной деловой коммуникации 36. Модальность делового текста. 37. Логические основы композиции текста документа. Правила деления понятий. 38. Логические правила дефиниции. Ошибки в определениях. 39. Логические правила аргументации. Приемы проверки аргументов. 40. Использование и проверка фактического материала при составлении и редактировании текстов служебных документов. 41. Основные принципы работы редактора. Специфика редактирования текстов служебных документов. 42. Этапы редактирования. Виды правки. 43. Основные словари русского языка. Использование словарей в работе с текстом докумен-та. 44. Особенности современной электронной деловой переписки 45. Виды устного делового общения. Влияние устной формы общения на отбор языковых средств. 46. Особенности устной деловой речи. 47. Словесное оформление публичного выступления. Начало, развертывание и завершение речи. 48. Правила аргументирования. Основные виды аргументов. Типичные ошибки в аргументации. 49. Ясность и убедительность. Понятность, информативность и выразительность речи. 50. Речевой этикет в устном деловом общении. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложенный файл |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Фатеева И. М. | Культура речи и деловое общение: учебное пособие: учебное пособие | М.: МИРБИС, Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Скибицкая И. Ю., Скибицкий Э. Г. | ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Руднев В.Н. | Деловое общение (для бакалавров): Учебное пособие | КноРус, 2014 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Колтунова М. В. | Язык и деловое общение. Нормы, риторика, этикет: учеб. пособие | М.: Экономика, 2000 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Технологии делового общения». К услугам обучающихся лекционный курс, учебные пособия, дополнительная литература, задания для самостоятельной работы, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу. |