МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Зооиндикация и зоотестирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильБиоразнообразие и ресурсы животного мира
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биоразн-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 112
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 32 32 32 32
Сам. работа 112 112 112 112
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.б.н., Профессор, Мацюра Александр Владимирович

Рецензент(ы):
д.б.н., Профессор, Яныгина Любовь Васильевна

Рабочая программа дисциплины
Зооиндикация и зоотестирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 БИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015 г. № 1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра Александр Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра Александр Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисуиплины "Зооиндикация и зоотестирование» является получение базовых знаний по биооиндикации в целом и зооиндикации как ее составной части, получение знаний по научным и прикладным аспектам использования данной дисциплины, и применение методов зооиндикации в оценке состояния окружающей среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин (модулей), определяющих направленность (профиль) программы магистратуры
ПК-4 способностью генерировать новые идеи и методические решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.классификацию видов антропогенного воздействия на окружающую среду;
- особенности влияния разнотипных антропогенных воздействий на организмы и сообщества значение биомониторинга окружающей среды, методы наблюдений, оценки и прогноза состояния экосистем основные пути решения экологических проблем, методологические основы экологического нормирования и оценки качества среды; принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды;
главные протоколы проведения исследований фауны позвоночных и беспозвоночных организмов.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять методы биоиндикации и биотестирования в профессиональной деятельности и повседневной жизни;
использовать методы обнаружения и количественной оценки биологическими методами основных загрязнителей в окружающей среде;
проводить биоиндикацию с использованием видов-индикаторов;
использовать фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач, использовать полученные знания при разработке природоохранных мероприятий;
составлять программу исследований зооразнообразия, осуществлять экологический контролинг инвазийных, индикаторных и пест-видов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами зооиндикации и зоотестирования; представлениями о роли зооиндикации и зоотестирования в системе экологического мониторинга биосферы;
навыками выявления неблагоприятных факторов для развития разнотипных сообществ, навыками полевых исследований и зооиндикации экологического состояния почв, воздуха и водных экосистем;
методами оценки экологического состояния разнотипных объектов с использованием зооиндикации и зоотестирования; приемами организации исследований и разработки проектов по мониторингу и индикации природных и измененных экосистем

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Общие принципы и понятия в био- и зооиндикации.
1.1. Биоиндикаторы. Общие принципы использования биоиндикаторов. Преимущества живых индикаторов для оценки окружающей среды. Основные требования, предъявляемые к организмам-индикаторам. «Применение микробиологических параметров как индикаторов загрязнения почв». «Вирусы как потенциальные биоиндикаторы». «Поведенческая реакция мидий в воде при наличии ионов меди». «Неинформационные воздействия на организмы», «Показатели поведения высших ракообразных при загрязнении водной среды». «Содержание стероидных гормонов у морских рыб при высоких концентрациях ТМ», «Концентрация металлотионеинов в тканях морских животных как перспективное направление в биоиндикации». Сам. работа 2 20
Раздел 2. Методы и техника зооиндикации
2.1. «Фауна позднего плейстоцена». Лабораторные 2 2 ПК-1, ПК-4
2.2. «Характеристика развития водоема по хитиновым остатакам кладоцер». «Колеоптерический анализ в изучении плейстоцена и голоцена». «Методы изучения ископаемых птиц», «Методика сбора остатков крупных млекопитающих», «Органолептическая характеристика костей из голоценовых захоронений», «Исследование раковинных амеб в донных отложениях озер», «Насекомые озер позднего палеозоя и раннего мезозоя», «хирономиды как перспективная группа в палеоиндикации». «Использование индикационных методов при поиске воды для пастбищ пустынь, полупустынь, степей». «Индикация предсказаний стихийных бедствий», «Индикация предсказаний прогноза погоды», «Литоиндикация и индикация полезных ископаемых», «Геокриологическая индикация», «Вирусы как потенциальные индикаторы», «Новые области применения зооиндикации». Сам. работа 2 8
Раздел 3. Методологические аспекты биоиндикации в оценке качества вод
3.1. «Особенности структуры популяции Daphnia longispina при повышенных концентрациях марганца». Лабораторные 2 2 ПК-1, ПК-4
3.2. «Определение сапробности пресноводного водоема методом Пантле-Букк» Лабораторные 2 4 ПК-1, ПК-4
3.3. «Определение качества воды пресных водоемов биотическим индексом Вудивисса» Лабораторные 2 4 ПК-1, ПК-4
3.4. Использование флуктуирующей симметрии у рыб для оценки качества среды. Лабораторные 2 4 ПК-1, ПК-4
3.5. Мошки как индикаторы загрязнения текучих вод». «Биоиндикация радиоактивного загрязнения внутренних водоемов». « Поведение планктонных животных в условиях загрязнения среды», «Коловратки как перспективная группа в биоиндикации экологического состояния водоемов», «Сапробиологическое состояние малых рек Алтайского края», «Сапробиологическое состояние реки Барнаулка (в пределах г. Барнаулка)», «Роль зоопланктона в самоочищении вод». Сам. работа 2 32
Раздел 4. Методологические аспекты биоиндикации сообществ наземных животных
4.1. «Почвенные беспозвоночные как показатель почвенного режима и условий среды» Лабораторные 2 2 ПК-1, ПК-4
4.2. Воздействие антропогенных стрессоров на анатомо-морфологическую структуру животных». Лабораторные 2 2 ПК-1, ПК-4
4.3. «Использование флуктуирующей асимметрии животных для оценки качества среды». Лабораторные 2 2 ПК-1, ПК-4
4.4. Растительноядные наземные насекомые и загрязнение среды». «Почвенные беспозвоночные как показатель засолонения почв», «Почвенные беспозвоночные как показатель закисления почв», «Динамика популяций растительноядных членистоногих как причина и следствие изменений среды обитания», «Дождевые черви как показатели высокого содержания кальция в грунтовых водах», «Меланизм крупных городов (на примере насекомых)», «Меланизм крупных городов (на примере птиц)». Сам. работа 2 32 ПК-1
Раздел 5. Основы токсикологии и биотестирования
5.1. Изучение реакции избегания и привлечения у инфузорий на фенол различных концентраций». Лабораторные 2 2 ПК-1, ПК-4
5.2. «Изучение фагоцитарной активности инфузорий в присутствии ВРФН». Лабораторные 2 4 ПК-1, ПК-4
5.3. Оценка влияния токсичной воды на Daphnia magna (острый опыт) Лабораторные 2 4 ПК-1, ПК-4
5.4. «Реакция биолюминисценции светящихся бактерий». «Оценка токсичности воды по фильтрационной активности дафний». «Изменение концентрации белка в биологических жидкостях гидробионтов в ответ на изменение среды обитания», «Биоэлектрическая реакция харовых водорослей», «Реакция ухода рыб из токсической среды», «Частота дыхания и сердцебиения рыб в токсической среде», «Реакция закрывания створок раковины двустворчатыми моллюсками», «Активность окислительных ферментов микроорганизмов активного ила». Сам. работа 2 20

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания зна-ний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы фор-мирования компетенций

Для оценивания знаний, умений и навыков по дисциплине «Зооиндикация и зоотестирование» в качестве оценочных средств используются: рефераты, защита лабораторных работ, практические задания.
Подготовка рефератов один из видов самостоятельной работы, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также соб-ственные взгляды не нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение мате-риала носит проблемно-тематический характер.
Правила оформления реферата. Объем реферата должен составлять до 15 стра-ниц машинописного текста и обязательно включать:
• Титульный лист
• Содержание
• Введение. Введение отражает осознание автором актуальности темы в со-временное время и различные направления работы современного научного общества по теме исследования с перечислением авторов
• Основная часть реферата. Все главы работы должны быть логично взаимо-связаны. Все параграфы и подразделы работы должны быть подчинены главному направ-лению темы, органически связаны между собой и являться логическим продолжением один другого. Вместе с тем, каждая глава должна носить самостоятельный законченный характер.
• Заключение. Все задачи, поставленные во введении должны найти отраже-ние в заключении
• Библиографический список (не менее 5 источников) включает в себя норма-тивно-правовые акты, специальную научную и учебную литературу, другие использован-ные материалы, и должен быть организован в соответствии с едиными требованиями библиографического описания произведений печати.
При необходимости (по желанию студента) материал может содержать рисунки, таблицы. Реферат сдается студентом в назначенный преподавателем срок.
При выставлении оценки за выполненный студентом реферат учитывается полнота раскрытия проблемы, сложность и доступность изложения, современная оценка проблемы, соответствие материала всем указанным пунктам плана, объем и количество использованной литературы, правильность оформления. Критерии оценивания рефератов приведены в разделе 2. Для правильного оформления реферата необходимо использовать пособие «Методические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных работ» / Сост. Бобина И.В., Бородулина И.Д., Воронина И.Ю., Кудряшова И.В., Кучина Е.А., Сперанская Н.Ю., Соколова Г.Г., Филатова О.В., Шапетько Е.В. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2018. – 78 с.
Защита лабораторных работ. После выполнения лабораторная работа подлежит сдаче (защите работы) преподавателю. Защита проходит каждым студентом индивидуаль-но. При оценке выполнения лабораторной работы учитывается: правильность и аккурат-ность выполнения, наличие анализа результатов, грамотного вывода по работе; - знание теоретического материала по выполненной работе и методики выполнения; степень само-стоятельности в выполнении работы. Критерии оценивания защиты лабораторных работ приведены в разделе 2.
Зачет. В зачетное задание включено три теоретических вопроса. Зачет проводит-ся в устной форме. На ответ студенту отводится 45 минут. Критерии оценивая ответа на зачет помещены в разделе 2.

«Шкала» перевода баллов в традиционную оценку по дисциплине (с учетом соответ-ствия традиционной системы оценок академической успеваемости и оценок ECTS)

Традиционная оценка Баллы в стобалльной шкале (ECTS)
5 (отлично) зачет 86 – 100 баллов
4 (хорошо) зачет 76 – 85 баллов
3 (удовлетворительно) зачет 51 – 75 баллов
2 (неудовлетворительно) незачет, менее 50 баллов

Студент не может быть аттестован, если он не выполнил необходимые задания в те-чение семестра, не освоил темы и разделы курса и не набрал минимальное количество баллов по дисциплине - 50 баллов.
Аттестация признается успешной, если набран обязательный минимум освоения учебного материала – не менее половины от максимального количества баллов (оценка «удовлетворительно» в традиционной шкале) по итогам всех видов учебных работ.
Учащиеся, набравшие итоговую сумму баллов по рейтингу от 76% до 85% и от 86% до 100%, могут быть освобождены от зачета (экзамена) с оценкой «хорошо» или «отлич-но» соответственно. Критерии оценивая ответа на экзамены помещены в разделе 2.