Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Биоразнообразие и ресурсы животного мира |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Биоразн-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 112 | 112 | 112 | 112 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра Александр Владимирович
1.1. | Целью изучения дисуиплины "Зооиндикация и зоотестирование» является получение базовых знаний по биооиндикации в целом и зооиндикации как ее составной части, получение знаний по научным и прикладным аспектам использования данной дисциплины, и применение методов зооиндикации в оценке состояния окружающей среды. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-1 | способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин (модулей), определяющих направленность (профиль) программы магистратуры |
ПК-4 | способностью генерировать новые идеи и методические решения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | классификацию видов антропогенного воздействия на окружающую среду; - особенности влияния разнотипных антропогенных воздействий на организмы и сообщества значение биомониторинга окружающей среды, методы наблюдений, оценки и прогноза состояния экосистем основные пути решения экологических проблем, методологические основы экологического нормирования и оценки качества среды; принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды; главные протоколы проведения исследований фауны позвоночных и беспозвоночных организмов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять методы биоиндикации и биотестирования в профессиональной деятельности и повседневной жизни; использовать методы обнаружения и количественной оценки биологическими методами основных загрязнителей в окружающей среде; проводить биоиндикацию с использованием видов-индикаторов; использовать фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач, использовать полученные знания при разработке природоохранных мероприятий; составлять программу исследований зооразнообразия, осуществлять экологический контролинг инвазийных, индикаторных и пест-видов |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | основными методами зооиндикации и зоотестирования; представлениями о роли зооиндикации и зоотестирования в системе экологического мониторинга биосферы; навыками выявления неблагоприятных факторов для развития разнотипных сообществ, навыками полевых исследований и зооиндикации экологического состояния почв, воздуха и водных экосистем; методами оценки экологического состояния разнотипных объектов с использованием зооиндикации и зоотестирования; приемами организации исследований и разработки проектов по мониторингу и индикации природных и измененных экосистем |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. Общие принципы и понятия в био- и зооиндикации. | ||||||
1.1. | Биоиндикаторы. Общие принципы использования биоиндикаторов. Преимущества живых индикаторов для оценки окружающей среды. Основные требования, предъявляемые к организмам-индикаторам. «Применение микробиологических параметров как индикаторов загрязнения почв». «Вирусы как потенциальные биоиндикаторы». «Поведенческая реакция мидий в воде при наличии ионов меди». «Неинформационные воздействия на организмы», «Показатели поведения высших ракообразных при загрязнении водной среды». «Содержание стероидных гормонов у морских рыб при высоких концентрациях ТМ», «Концентрация металлотионеинов в тканях морских животных как перспективное направление в биоиндикации». | Сам. работа | 2 | 20 | ||
Раздел 2. Методы и техника зооиндикации | ||||||
2.1. | «Фауна позднего плейстоцена». | Лабораторные | 2 | 2 | ПК-1, ПК-4 | |
2.2. | «Характеристика развития водоема по хитиновым остатакам кладоцер». «Колеоптерический анализ в изучении плейстоцена и голоцена». «Методы изучения ископаемых птиц», «Методика сбора остатков крупных млекопитающих», «Органолептическая характеристика костей из голоценовых захоронений», «Исследование раковинных амеб в донных отложениях озер», «Насекомые озер позднего палеозоя и раннего мезозоя», «хирономиды как перспективная группа в палеоиндикации». «Использование индикационных методов при поиске воды для пастбищ пустынь, полупустынь, степей». «Индикация предсказаний стихийных бедствий», «Индикация предсказаний прогноза погоды», «Литоиндикация и индикация полезных ископаемых», «Геокриологическая индикация», «Вирусы как потенциальные индикаторы», «Новые области применения зооиндикации». | Сам. работа | 2 | 8 | ||
Раздел 3. Методологические аспекты биоиндикации в оценке качества вод | ||||||
3.1. | «Особенности структуры популяции Daphnia longispina при повышенных концентрациях марганца». | Лабораторные | 2 | 2 | ПК-1, ПК-4 | |
3.2. | «Определение сапробности пресноводного водоема методом Пантле-Букк» | Лабораторные | 2 | 4 | ПК-1, ПК-4 | |
3.3. | «Определение качества воды пресных водоемов биотическим индексом Вудивисса» | Лабораторные | 2 | 4 | ПК-1, ПК-4 | |
3.4. | Использование флуктуирующей симметрии у рыб для оценки качества среды. | Лабораторные | 2 | 4 | ПК-1, ПК-4 | |
3.5. | Мошки как индикаторы загрязнения текучих вод». «Биоиндикация радиоактивного загрязнения внутренних водоемов». « Поведение планктонных животных в условиях загрязнения среды», «Коловратки как перспективная группа в биоиндикации экологического состояния водоемов», «Сапробиологическое состояние малых рек Алтайского края», «Сапробиологическое состояние реки Барнаулка (в пределах г. Барнаулка)», «Роль зоопланктона в самоочищении вод». | Сам. работа | 2 | 32 | ||
Раздел 4. Методологические аспекты биоиндикации сообществ наземных животных | ||||||
4.1. | «Почвенные беспозвоночные как показатель почвенного режима и условий среды» | Лабораторные | 2 | 2 | ПК-1, ПК-4 | |
4.2. | Воздействие антропогенных стрессоров на анатомо-морфологическую структуру животных». | Лабораторные | 2 | 2 | ПК-1, ПК-4 | |
4.3. | «Использование флуктуирующей асимметрии животных для оценки качества среды». | Лабораторные | 2 | 2 | ПК-1, ПК-4 | |
4.4. | Растительноядные наземные насекомые и загрязнение среды». «Почвенные беспозвоночные как показатель засолонения почв», «Почвенные беспозвоночные как показатель закисления почв», «Динамика популяций растительноядных членистоногих как причина и следствие изменений среды обитания», «Дождевые черви как показатели высокого содержания кальция в грунтовых водах», «Меланизм крупных городов (на примере насекомых)», «Меланизм крупных городов (на примере птиц)». | Сам. работа | 2 | 32 | ПК-1 | |
Раздел 5. Основы токсикологии и биотестирования | ||||||
5.1. | Изучение реакции избегания и привлечения у инфузорий на фенол различных концентраций». | Лабораторные | 2 | 2 | ПК-1, ПК-4 | |
5.2. | «Изучение фагоцитарной активности инфузорий в присутствии ВРФН». | Лабораторные | 2 | 4 | ПК-1, ПК-4 | |
5.3. | Оценка влияния токсичной воды на Daphnia magna (острый опыт) | Лабораторные | 2 | 4 | ПК-1, ПК-4 | |
5.4. | «Реакция биолюминисценции светящихся бактерий». «Оценка токсичности воды по фильтрационной активности дафний». «Изменение концентрации белка в биологических жидкостях гидробионтов в ответ на изменение среды обитания», «Биоэлектрическая реакция харовых водорослей», «Реакция ухода рыб из токсической среды», «Частота дыхания и сердцебиения рыб в токсической среде», «Реакция закрывания створок раковины двустворчатыми моллюсками», «Активность окислительных ферментов микроорганизмов активного ила». | Сам. работа | 2 | 20 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/); Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания зна-ний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы фор-мирования компетенций Для оценивания знаний, умений и навыков по дисциплине «Зооиндикация и зоотестирование» в качестве оценочных средств используются: рефераты, защита лабораторных работ, практические задания. Подготовка рефератов один из видов самостоятельной работы, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также соб-ственные взгляды не нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение мате-риала носит проблемно-тематический характер. Правила оформления реферата. Объем реферата должен составлять до 15 стра-ниц машинописного текста и обязательно включать: • Титульный лист • Содержание • Введение. Введение отражает осознание автором актуальности темы в со-временное время и различные направления работы современного научного общества по теме исследования с перечислением авторов • Основная часть реферата. Все главы работы должны быть логично взаимо-связаны. Все параграфы и подразделы работы должны быть подчинены главному направ-лению темы, органически связаны между собой и являться логическим продолжением один другого. Вместе с тем, каждая глава должна носить самостоятельный законченный характер. • Заключение. Все задачи, поставленные во введении должны найти отраже-ние в заключении • Библиографический список (не менее 5 источников) включает в себя норма-тивно-правовые акты, специальную научную и учебную литературу, другие использован-ные материалы, и должен быть организован в соответствии с едиными требованиями библиографического описания произведений печати. При необходимости (по желанию студента) материал может содержать рисунки, таблицы. Реферат сдается студентом в назначенный преподавателем срок. При выставлении оценки за выполненный студентом реферат учитывается полнота раскрытия проблемы, сложность и доступность изложения, современная оценка проблемы, соответствие материала всем указанным пунктам плана, объем и количество использованной литературы, правильность оформления. Критерии оценивания рефератов приведены в разделе 2. Для правильного оформления реферата необходимо использовать пособие «Методические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных работ» / Сост. Бобина И.В., Бородулина И.Д., Воронина И.Ю., Кудряшова И.В., Кучина Е.А., Сперанская Н.Ю., Соколова Г.Г., Филатова О.В., Шапетько Е.В. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2018. – 78 с. Защита лабораторных работ. После выполнения лабораторная работа подлежит сдаче (защите работы) преподавателю. Защита проходит каждым студентом индивидуаль-но. При оценке выполнения лабораторной работы учитывается: правильность и аккурат-ность выполнения, наличие анализа результатов, грамотного вывода по работе; - знание теоретического материала по выполненной работе и методики выполнения; степень само-стоятельности в выполнении работы. Критерии оценивания защиты лабораторных работ приведены в разделе 2. Зачет. В зачетное задание включено три теоретических вопроса. Зачет проводит-ся в устной форме. На ответ студенту отводится 45 минут. Критерии оценивая ответа на зачет помещены в разделе 2. «Шкала» перевода баллов в традиционную оценку по дисциплине (с учетом соответ-ствия традиционной системы оценок академической успеваемости и оценок ECTS) Традиционная оценка Баллы в стобалльной шкале (ECTS) 5 (отлично) зачет 86 – 100 баллов 4 (хорошо) зачет 76 – 85 баллов 3 (удовлетворительно) зачет 51 – 75 баллов 2 (неудовлетворительно) незачет, менее 50 баллов Студент не может быть аттестован, если он не выполнил необходимые задания в те-чение семестра, не освоил темы и разделы курса и не набрал минимальное количество баллов по дисциплине - 50 баллов. Аттестация признается успешной, если набран обязательный минимум освоения учебного материала – не менее половины от максимального количества баллов (оценка «удовлетворительно» в традиционной шкале) по итогам всех видов учебных работ. Учащиеся, набравшие итоговую сумму баллов по рейтингу от 76% до 85% и от 86% до 100%, могут быть освобождены от зачета (экзамена) с оценкой «хорошо» или «отлич-но» соответственно. Критерии оценивая ответа на экзамены помещены в разделе 2. |