МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эстетические основы литературного процесса
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_РЯЛ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 55
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 55 55 55 55
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Скубач О.А.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Романова Е.Г.

Рабочая программа дисциплины
Эстетические основы литературного процесса

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями учебной дисциплины «эстетические основы литературного процесса» являются:
- формирование историко-теоретических представлений о структуре, факторах, и формах литературного процесса,
- углубление знаний об исторической последовательности возникновения, развития и смены художественных систем, направлений, стилей в европейской и русской литературе от античности до нового времени,
- обучение навыкам типологического и сравнительно-исторического восприятия и исследования литературного творчества в контексте литературного процесса, в динамике традиций и новаций культуры, а также навыкам идентификации литературного явления в художественной системе и стиле определенной эпохи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4: способностью демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии
ПК-1: владением навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историко-теоретические представления о структуре, факторах, и формах литературного процесса, об исторической последовательности возникновения, развития и смены художественных систем, направлений, стилей в европейской и русской литературе от античности до нового времени. современные концепции исторического развития литературы и его периодизации , историко-культурные и философско-эстетические основы литературного процесса определенной эпохи.
3.2.Уметь:
3.2.1.на основе принципов междисциплинарности и парадигмальности современных гуманитарных знаний соотносить и объяснять отдельные литературные явления и общие тенденции литературного процесса, исходя из общей картины развития культуры, искусства, философско-эстетических идей данной эпохи;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.идентифицировать литературные явления в художественной системе и стиле определенной эпохи; оценивать литературные явления и тенденции литературного процесса в исторической динамике традиций и новаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Лекционный курс
1.1. Современные концепции исторического развития литературы Лекции 3 1 ОПК-4, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.2. Роль культуры, искусства Древней Греции в формировании ранней классической философской эстетики и литературы Лекции 3 1 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.3. Эстетическая теория и практика «софистов» Лекции 3 1 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.4. Культура, искусство, литература Римской античности в отношении к эстетическому наследию Древней Греции Лекции 3 1 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.5. Эстетика античной классической философии и ее роль в формировании и осмыслении ведущих художественных направлений в истории литературы Лекции 3 2 ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.6. Внеаудиторное чтение Сам. работа 3 24 ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Практический курс
2.1. Возникновение античного стиля в архитектуре, искусстве, быте древних греков Практические 3 2 ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.2. Софисты и Сократ Практические 3 2 ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.3. Эстетика Платона. Неоплатонизм в литературе нового времени Практические 3 2 ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.4. «Поэтика» Аристотеля: основы теории литературы Практические 3 2 ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.5. Религиозно эстетические основы литературного развития в эпоху средневековья Практические 3 2 ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.6. Эстетика и культура Ренессанса Практические 3 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.7. Философско-эстетические основы литературного процесса 17-18 вв. Практические 3 4 ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.8. Эстетика и теоретико-литературные концепции исторического развития и функционирования литературы в немецкой классической философии Практические 3 2 ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.9. Эстетические основы литературного процесса в России 19 века Практические 3 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.2
2.10. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 3 31 ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Контрольные вопросы.
1. Современные концепции исторического развития литературы.
2. Формы исторической динамики литературного процесса: художественная система, направление, стиль, школа, жанры.
3. Особенности античного стиля в архитектуре, искусстве, быте древних греков. Традиции античного стиля в современной культуре.
4. Мифологические истоки эстетических представлений в античной культуре.
5. Теоретические представления о сущности, эстетических принципах и критериях оценки литературного творчества в риторике софистов.
6. Космология Платона и его учение об эйдосах как эстетическое основание символического типа творчества.
7. Учение Платона о поэте и поэзии и его роль в романтической теории Гения, в символических концепциях нового времени.
8. Платоновский критик, его эстетические и цензурные функции в литературном процессе.
9. Миметическая поэтика Аристотеля. Принципы и содержание аристотелевской классификации видов и родов искусства.
10. Литературный процесс Древней Греции и учение Аристотеля о трагедии.
11. Эстетические и художественные тенденции в культуре и литературном процессе Древнего Рима; их отражение в трактате Горация «Послание к пизонам. Наставление начинающим поэтам».
12. Романский и готический стили в архитектуре и искусстве средневековья. Книжная ученость: риторика и схоластика. Утверждение принципа канона в жанрах, стилях.
13. Эстетическая система христианского космоса и ее значение в истории литературы.
14. Византийский стиль и культура Древней Руси.
15. Развитие светской культуры как фактор новых художественных направлений в литературном процессе эпохи Возрождения. Место и значение литературы в системе видов искусств в трактате Леонардо да Винчи «Спор живописца с поэтом, музыкантом и скульптором».
16. Стили «барокко», «классицизм», «рококо» в культуре 17-18вв.
17. Рационалистическая философия Декарта и «Поэтическое искусство» Буало. Значение трактата Буало в теории и истории литературы.
18. Философско-эстетические идеи сенсуализма и сентиментальное направление в литературе и искусстве18 века. Отражение тенденции литературоцентризма в трактате Лессинга «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии».
19. Эстетические идеи Им. Канта и их значение в литературе романтического направления и в литературных течениях эстетизма на рубеже 19-20 вв.
20. Диалектический метод Гегеля в развитии представлений об исторической изменчивости литературы: понятие стадиальности истории литературы. Регрессивная концепция литературного процесса нового времени.
21. Русская культура, искусство, быт 19 века. Смена эстетических стилей от классицизма до модернизма.
22. Идеалистические, социально-демократические, художественно эстетические концепции литературного процесса в русской литературной критике.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см приложенный файл
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. В.В. Бычкова и Н.Б. Маньковской. Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. : уч. пособ. М.: ИФ РАН // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2005 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=444036&sr=1
Л1.2 Михайлова М. В. Эстетика классического текста: СПб: Алетейя // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2012
Л1.3 Эстетика и теория искусства XX века / под редакцией Н.А. Хренова и А.С. Мигунова: М.: Прогресс-Традиция // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Яковлев Е.Г. Эстетика: учеб. пособие для вузов Гардарики, 2006
Л2.2 Гадамер Х. Г. Актуальность прекрасного: М.: Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2007 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=36076
Л2.3 Эстетика на переломе культурных традиций / под ред. Н.Б. Маньковской: М.: ИФ РАН // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.auditorium.ru/books/1234/r1-1.pdf [с экрана 13.04. 2007].
Э2 http://www.erlib.com/Виктор_Бычков/Эстетика/48/
Э3 http://fii.rsuh.ru/section.html?id=3597
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office – Условия использования по ссылке http://www.openoffice.org/license.html
7-Zip – Условия использования по ссылке http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader – Условия использования по ссылке http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7) – Номер лицензии 60357319
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Работа на лекции
На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие), знакомятся с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей.
Студенты магистратуры, как правило, уже имеют высокий навык работы на лекции, сформировали умения внимательно слушать лектора, фиксировать главное, составляя конспект лекции. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Работая над конспектом лекций, всегда используй не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

2. Методические указания по подготовке к практическим занятиям
Значительную роль в курсе выполняют практические занятия, которые призваны закреплять и дополнять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, изучения теоретических концепций, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым семинары способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой и текстами первоисточников, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Конспектирование некоторых первоисточников и дополнительной литературы также способствует более плодотворному усвоению учебного материала. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям теории литературы, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров.
Отвечать на тот или иной вопрос учащимся рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, свободно оперировать герменевтической терминологией.
Практические занятия по методике преподавания проводятся в форме семинаров, что позволяет развивать у студентов практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получать опыт публичных выступлений и предполагает самостоятельное знакомство с узловыми проблемами современной теории литературы. Студенты должны учиться грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривать ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Рекомендуется заострение внимания именно на наиболее спорных, дискуссионных вопросах современного литературоведения. Данная форма работа направлена на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков, связанных с публичным обсуждением различных теоретических и практических вопросов, выработкой и отстаиванием собственной точки зрения.

3. Методические указания по подготовке к зачету
Основное в подготовке к зачету – это повторение всего материала курса.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения.
В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Важно избегать переутомления. Не стоит засиживаться за полночь, мнение о том, что настоящий студент готовится к экзаменам по ночам, является вредным мифом.
При подготовке к сдаче экзаменов и зачетов старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.
При подготовке к зачету следует особое внимание обратить на следующие моменты:
• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале).
• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.
• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.
Будьте готовы к тому, что преподаватель на зачете может задать вопрос, напрямую не касающийся выпавшего Вам билета. Не стоит паниковать и винить экзаменатора в «злонамеренности». Его задача – понять насколько Вы ориентируетесь в всем курсе, имеете целостное представление об изученном. Соберитесь, успокойтесь