МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Языковая семантика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 80
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 80 44 80 44
Итого 108 72 108 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Доронина С.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Трубникова Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Языковая семантика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №947)

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чернышова Т.В., д.ф.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Чернышова Т.В., д.ф.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина имеет целью ознакомить студентов с базовыми теоретическими сведениями и современными разработками в области лингвистической семантики; дать представление об особенностях содержательной стороны различных языковых единиц и ее лексикографической репрезентации в словарях разных типов.
Задачи дисциплины:
1) определить место семантики в кругу лингвистических дисциплин;
2) рассмотреть основные понятия семантики: значение, смысл, семантический метаязык и др.;
3) сформировать представление об особенностях содержательной стороны
языковых единиц разных уровней, прежде всего слова и предложения, а также о тех общих закономерностях, которые определяют правила передачи и получения информации с помощью языковых средств;
4) охарактеризовать основные направления и школы современной лингвистической семантики;
5) показать возможности метаязыкового представления значения и смысла.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста
ПК-1 способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об особенностях теории и методологии семантики, иметь представление об основных этапах становления семантической теории и семантического анализа, а также деятельность ведущих школ.

3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания в научно-исследовательской, педагогической, проектной деятельности.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть системой терминов языковой семантики, навыками семантического анализа языковых знаков, сопоставления подходов и аспектов изучения значений лексических единиц.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Семантика как лингвистическая дисциплина
1.1. Предмет семантики. Уровни языковой системы и разделы семанти- ки. Семантика и лексикография. Методы семантики. Лекции 8 4 ОПК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Предмет семантики. Уровни языковой системы и разделы семанти- ки. Практические 8 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Семантика и лексикография. Методы семантики. Метаязык. Словарь метаязыка. Синтаксис метаязыка. Практические 8 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Лексическая семантика
2.1. Компоненты лексического значения и лексико-семантической информации (денотативный, сигнификативный, прагматический, синтаксический) Лекции 8 4 ОПК-4, ПК-1 Л2.1
2.2. Представление денотативного и сигнификативного компонентов лекси- ческого значения. Формы представления значения. Компонентный анализ и его разновидности. Практические 8 2 ОПК-4, ПК-1 Л2.1
2.3. Язык семантических примитивов. Описание значения в рамках теории прототипов. Теория фреймов. Семантическое представление (модель «Смысл - Текст»). Московская семантическая школа. Практические 8 2 ОПК-4, ПК-1 Л2.1
2.4. Концепция универсального (интегрального) словаря. Основные положения системной лексикографии. Толкование. Типы информации в толковании: лингвистическое/экстралингвистическое, обыденное/научное. Требования к толкованиям. Типы толкований. Практические 8 2 ОПК-4, ПК-1 Л2.1
Раздел 3. Синтаксическая семантика
3.1. Предложение как объект семантического исследования. Понятие пропо- зиции. Эксплицитное и имплицитное в содержании предложения. Ассерция, пресуппозиция, импликация. Лекции 8 6 ОПК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Эксплицитное и имплицитное в содержании предложения. Ассерция, пресуппозиция, импликация. Практические 8 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. Предложение как объект семантического исследования. Понятие пропо- зиции. Событийные и логические пропозиции. Способы выражения пропози- ций. Практические 8 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Способы представления лексического значения слова в современной лингвистической семантике
4.1. Сам. работа 8 44 ОПК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. прикрепленный файл
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не запланированы
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. прикрепленный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чурилина Л.Н. Актуальные проблемы современной лингвистики: М.: Флинта, 2011 // ЭБС «Лань», 2012, 2011 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кронгауз М.А. Семантика: учебное пособие М. : Академия, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://ruscorpora.ru Национальный корпус русского языка
Э2 http://slovari.ru Справочно-информационная система «Словари.ru»
Э3 http://tolkslovar.ru/ Общий толковый словарь русского языка (поисковая система объединяет самые популярные толковые словари русского языка).
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендуется активная работа на лекциях, освоение основной проблематики дисциплины в межлекционный период и при подготовке к семинарским и практическим занятиям. Семинарские и практические занятия направлены на овладение студентами основными категориями и понятиями дисциплины, приобретение умений ставить и решать теоретические и практические задачи в изучаемой области. Для более продуктивной самостоятельной работы по дисциплине могут использоваться консультации преподавателя, которые проводятся еженедельно.