МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и теория драмы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., Профес., Гребнева М.П.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доц., Доронина С.В.

Рабочая программа дисциплины
История и теория драмы

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 947 от «7» августа 2014 г.

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доцент С.В. Доронина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент С.В. Доронина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – дать студентам представление о драматургии как важной форме самосознания литературы и составной части литературного процесса.
Задачи курса: познакомить с основными этапами и особенностями развития драмы; выработать навыки композиционно-стилевого анализа произведений; дать представление о роли драмы в истории русской литературы и культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности
ПК-2 способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о жанровой системе русской драмы, ясно представлять своеобразие основных литературно-критических систем.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать основные направления и тенденции в истории русской драмы;
Уметь квалифицировать специфику драматургии с точки зрения принципов анализа литературного произведения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Иметь базовые навыки написания критической статьи в разных жанрах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Происхождение и история развития драмы Практические 6 6 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.2. Драма как род литературы Практические 6 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.3. Конфликт как основа драматического произведения Практические 6 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.4. Драматическое действие Практические 6 4 ПК-2 Л1.1, Л2.3
1.5. Композиция драмы Практические 6 4 ПК-1, ПК-2
1.6. Пространство и время в драматургическом произведении Практические 6 4 ПК-1, ПК-2
1.7. Автор в прозе и в драматургии Практические 6 4 ПК-1, ПК-2
1.8. Чтение произведений, подготовка к практическим занятиям Сам. работа 6 78 ПК-1, ПК-2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие о литературной критике. Критика и художественная литература.
2. Критика профессиональная, писательская, читательская.
3. Литературная критика и литературоведение (по статье Г.Н. Поспелова в сб.: Проблемы теории литературной критики. – М.: МГУ, 1980. – С. 20 – 35).
4. Теория критики в России XVIII – начала XIX века (по статье А.С. Курилова в сб.: Проблемы теории литературной критики. – М.: МГУ, 1980. – С. 167 – 184).
5. М.В. Ломоносов как представитель нормативно-жанровой критики («О пользе книг церковных в российском языке»).
6. Н.М. Карамзин как представитель изящной критики («Отчего в России мало авторских талантов?», «О Богдановиче и его сочинениях», «Пантеон российских авторов»).
7. Особенности литературной критики декабристов.
8. Обзоры А.А. Бестужева: их проблематика и своеобразие.
9. Статья А.А. Бестужева о романе Н. Полевого «Клятва при гробе Господнем».
10. Н.А. Полевой о романе «Евгений Онегин».
11. Содержание статьи Н.А. Полевого «Несколько слов о современной русской критике».
12. Основные положения романтической критики В.А. Жуковского («О басне и баснях Крылова», «Писатель в обществе»).
13. Н.И. Надеждин как представитель философской критики.
14. Н.В. Гоголь в критике Н.И. Надеждина.
15. Н.И. Надеждин о творчестве А.С. Пушкина.
16. Н.И. Надеждин о романтизме.
17. Литературная критика И.В. Киреевского. «Нечто о характере поэзии Пушкина».
18. К.С. Аксаков как представитель славянофильской критики. «Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или «Мертвые души».
19. С.П. Шевырев о «Мертвых душах».
20. Проблема жанра «Мертвых душ» в критике 1840-х годов (С.П. Шевырев, К.С. Аксаков, В.Г. Белинский).
21. Особенности эволюции В.Г. Белинского.
22. Начало литературно-критической деятельности В.Г. Белинского. «Литературные мечтания».
23. Содержание статьи В.Г. Белинского «Ничто о ничем».
24. Литературная позиция В.Г. Белинского 40-х гг. «Речь о критике».
25. «Взгляд на русскую литературу 1847 года» В.Г. Белинского как манифест натуральной школы.
26. А.В. Дружинин как представитель эстетической критики («А.С. Пушкин и последнее издание его сочинений», «Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения»).
27. Основные этапы литературно-критической деятельности А.А. Григорьева.
28. «О правде и искренности в искусстве» А.А. Григорьева.
29. Органическая критика: истоки, принципы. Статья «Парадоксы органической критики».
30. Термины органической критики. Статья «Несколько слов о законах и терминах органической критики».
31. Жанрово-стилевое своеобразие критических статей А.А. Григорьева.
32. Периодизация русской критики в статье В.В. Розанова «Три момента в развитии русской критики».
33. Гоголь в критике В.В. Розанова.
34. Итоговый характер статьи В.В. Розанова «С вершины тысячелетней пирамиды».
35. Авторская позиция и отношение к читателю в критике В.В. Розанова.
36. Н.Г. Чернышевский как представитель реальной критики («Русский человек на rendez – vous»).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. прикрепленный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Есин А.Б. Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов: хрестоматия М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2011 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сумароков А. П. Классицистическая критика : М.: Директ-Медиа // ЭБС «Универси-тетская библиотека online», 2013 biblioclub.ru
Л2.2 Киреевский И. В. Критика и эстетика: М.: Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека online», 2008 biblioclub.ru
Л2.3 под ред. В. В. Прозорова История русской литературной критики: учебное пособие М. : Академия, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://edu.asu.ru/foo/course/view.php?id=92
Э2 http://www.belinskiy.net.ru/
Э3 http://www.pisarev.net.ru/
Э4 http://www.dobrolyubov.net.ru/
Э5 История руской критики portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)


7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа на лекции

На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие), знакомятся с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей.
Слушание и запись лекций – сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Слушая лекции, надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал.
Внимание человека неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора «читать помедленнее». Но лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними.
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда используй не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.



Работа с учебниками и научной литературой
При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.
Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой – это всегда большая экономия времени и сил.
Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс.
Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего.
При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа.
Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса. Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем.
Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались.
Опыт показывает, что многим студентам помогает составление листа опорных сигналов, содержащего важнейшие и наиболее часто употребляемые понятия. Такой лист помогает запомнить формулы, основные положения лекции, а также может служить постоянным справочником для студента.
Различают два вида чтения; первичное и вторичное. Первичное – это внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения.
Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).