МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика научно-прикладных исследований в современной химии и химической технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильХимико-аналитический контроль живых и техносферных систем
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_Химия-1-2020 - хак
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 125
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 48 48 48 48
Сам. работа 125 125 125 125
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.х.н., Доцент, Шипунов Б.П.

Рецензент(ы):
к.х.н, доцент, Стась И.Е.

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика научно-прикладных исследований в современной химии и химической технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 Химия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 г. № 655)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 06.07.2020 г. № 10
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Безносюк Сергей Александрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 06.07.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Безносюк Сергей Александрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать представления о научном исследовании, способах, методах, задачах исследования, структуре научных учреждений, формах и методах финансовой поддержки научных исследований, охраны результатов и их хозяйственном использовании. Осветить философские и социальные особенности научных исследований, дать определение теоретическим и прикладным исследованиям

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
ОПК-1 Способен выполнять комплексные экспериментальные и расчетно-теоретические исследования в избранной области химии или смежных наук с использованием современных приборов, программного обеспечения и баз данных профессионального назначения
ОПК-2 Способен анализировать, интерпретировать и обобщать результаты экспериментальных и расчетно-теоретических работ в избранной области химии или смежных наук
ОПК-4 Способен готовить публикации, участвовать в профессиональных дискуссиях, представлять результаты профессиональной деятельности в виде научных и научно-популярных докладов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основы управления научным проектом, принципы построения моделей, способы анализа, обобщения и интерпретации результатов, принципы и основы организации и проведения научных исследований, организации и управления научным коллективом, принципы и методы коммерциализации результатов научных исследований, методику представления научных результатов, органы управления наукой в РФ, основы метрологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.Управлять проектом, создавать модели, анализировать и интерпретировать результаты, готовить публикацию и публичное выступление, составлять патентную заявку, управлять научным коллективом, ориентироваться в современных тенденциях развития химии и химической технологии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методами управления научным проектом, принципами построения моделей, способами анализа, обобщения и интерпретации результатов, написания статей и тезисов доклада, патентной заявки, составления плана исследования, выбора цели и направления научного исследования, постановки научно-технической проблемы, в методике и планировании эксперимента.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Наука как философская категория. Понятия познания и изучения. Причины возникновения научной деятельности человека. Движущие силы науки. Классификация наук. Развитие системы дифференциации и интеграции научных дисциплин Сам. работа 1 6 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.2. Наука как философская категория. Понятия познания и изучения. Причины возникновения научной деятельности человека. Движущие силы науки. Классификация наук. Развитие системы дифференциации и интеграции научных дисциплин Лекции 1 1 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.3. Теоретические аспекты соотношения фундаментального и прикладного Научные исследования и разработки охватывают: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки. Фундаментальные исследования – экспериментальные, или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний. Теории, гипотезы, методы и т.п. Прикладные исследования. Лекции 1 1 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.4. Теоретические аспекты фундаментальных и прикладных научных исследований. Научные исследования и разработки: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки Сам. работа 1 6 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.5. Методология научного познания. Основы научного познания. Диалектический материализм - всеобщий метод и методология научного познания. Процесс познания: от чувственного восприятия - к логическому мышлению и далее - к практике. Истина и заблуждение, парадоксы в науке Лекции 1 1 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.6. Методология научного познания. Основы научного познания. Диалектический материализм - всеобщий метод и методология научного познания. Процесс познания: от чувственного восприятия - к логическому мышлению и далее - к практике. Истина и заблуждение, парадоксы в науке Сам. работа 1 6 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.7. Химия как фундаментальная наука. Центральное событие в химии - химическая реакция. Три главных элемента квантовой механики: понятие волновой функции электрона; принцип Паули; квантование состояний; Лекции 1 1 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.8. Химия как фундаментальная наука. Центральное событие в химии - химическая реакция. Сам. работа 1 6 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.9. Основные направления развития химии в ХХI Компьютерное моделирование молекул (молекулярный дизайн) и химических реакций. Основные направлениями компьютерной химии: создание принципиально новых компьютерных программ поиска и отбор новых эффективных веществ; количественный анализ связи структура-активность для широкого спектра ФАВ. Лекции 1 1 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.10. Нанохимия. Понятие нанотехнология. Переход от «микро» к «нано». Лекции 1 1 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.11. Выбор направления научного исследования. Постановка научно-технической проблемы и этапы научно-исследовательской работы. Методы выбора и цели направления научного исследования. Постановка научно-технической проблемы. Этапы научно-исследовательской работы. Лекции 1 2 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.12. Актуальность и научная новизна исследования. Выдвижение рабочей гипотезы. Модели, гипотезы, теории. Соотношение категорий и их взаимосвязь Лекции 1 1 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.13. Признаки фундаментального, прикладного и поискового исследования. Понятие «разработка» в контексте прикладного исследования. Научные исследования и разработки: конструкторские работы; проектные работы; технологические работы; создание опытных образцов; проведение испытаний. Лекции 1 1 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.14. Теоретические и экспериментальные исследования. Методы и особенности теоретических исследований. Структура и модели теоретического исследования. Сам. работа 1 8 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.15. Теоретические и экспериментальные исследования. Методы и особенности теоретических исследований. Структура и модели теоретического исследования. Общие сведения об экспериментальных исследованиях. Методика и планирование эксперимента. Метрологическое обеспечение экспериментальных исследований. Особенности технологических исследований. Методы создания моделей. Лекции 1 1 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.16. Обработка результатов экспериментальных исследований. Основы теории случайных ошибок и методов оценки случайных погрешностей в измерениях. Интервальная оценка измерений с помощью доверительной вероятности. Методы графической обработки результатов измерений Практические 1 4 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.17. Химический эксперимент. Особенности химического эксперимента: методические, технические, аппаратурные и пр. Лекции 1 1 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.18. Химический эксперимент. Особенности химического эксперимента: методические, технические, аппаратурные и пр. Сам. работа 1 8 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.19. Основы изобретательского творчества. Общие сведения. ТРИЗ, АРИЗ. Объекты изобретения. Условия патентоспособности изобретения. Условия патентоспособности полезной модели. Условия патентоспособности промышленного образца. Патентный поиск. Практические 1 4 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.20. Триз, АРИЗ Сам. работа 1 8 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.21. Организация науки в РФ. Государственные органы по управлению и организации науки. Научные учреждения в академии наук РФ, вузах, промышленности. Научные подразделения: отдел, кафедра, лаборатория, группа; их функции и назначение. Государственные формы поддержки научных исследований: фонды, гранты, конкурсы, целевые программы, персональные гранты Лекции 1 1 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.22. Понятие и структура магистерской диссертации. Понятие и признаки магистерской диссертации. Структура магистерской диссертации. Формулирование цели и задач исследования. Лекции 1 1 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.23. Понятие и структура магистерской диссертации. Понятие и признаки магистерской диссертации. Структура магистерской диссертации. Формулирование цели и задач исследования. Сам. работа 1 7 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.24. Коммерциализация результатов научно-технической деятельности (РНТД). Выявление и актуализация результатов НТД. Стоимостная оценка результата. Формы представления результата. Оценка степени готовности результата как коммерческого продукта. Форма и способы коммерциализации результата НТД в государственных учреждениях. Лекции 1 1 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.25. Коммерциализация результатов научно-технической деятельности (РНТД). Выявление и актуализация результатов НТД. Стоимостная оценка результата. Формы представления результата. Оценка степени готовности результата как коммерческого продукта. Форма и способы коммерциализации результата НТД в государственных учреждениях. Сам. работа 1 6 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.26. Организация научного коллектива. Особенности научной деятельности как форма профессиональной работы. Структура и организация научного коллектива и методы управления научным исследованиями. Основные принципы организации деятельности научного коллектива. Лекции 1 1 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.27. Формы и методы публичного представления результатов исследования. Научный доклад. Устный доклад, стендовый. Тезисы доклада и материалы конференций. Научная статья. Виды статей. Научный обзор. Практические 1 4 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.28. Формы и методы публичного представления результатов исследования. Научный доклад. Устный доклад, стендовый. Тезисы доклада и материалы конференций. Научная статья. Виды статей. Научный обзор. Сам. работа 1 6 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.29. Наука как философская категория. Практические 1 2 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.30. Теоретические аспекты соотношения фундаментального и прикладного. Практические 1 2 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.31. Теоретические аспекты соотношения фундаментального и прикладного. Сам. работа 1 4 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.32. Химия как фундаментальная наука. Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.33. Методология научного познания. Основы научного познания. Практические 1 2 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.34. Основные направления развития химии в ХХI веке. Практические 1 2 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.35. Основные направления развития химии в ХХI веке. Сам. работа 1 6 УК-2, УК-6, ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.36. Нанохимия Практические 1 2 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.37. Выбор направления научного исследования Практические 1 2 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.38. Выбор направления научного исследования Сам. работа 1 6 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.39. Актуальность и научная новизна исследования. Практические 1 2 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.40. Актуальность и научная новизна исследования. Сам. работа 1 6 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.41. Признаки фундаментального, прикладного и поискового исследования. Практические 1 2 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.42. Теоретические и экспериментальные исследования. Практические 1 2 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.43. Обработка результатов экспериментальных исследований. Практические 1 2 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.44. Обработка результатов экспериментальных исследований. Сам. работа 1 4 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.45. Химический эксперимент. Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.46. Химический эксперимент. Сам. работа 1 4 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.47. Основы изобретательского творчества Практические 1 2 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.48. Основы изобретательского творчества Сам. работа 1 6 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.49. Подготовка патентной заявки Сам. работа 1 6 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.50. Организация науки в РФ. Практические 1 2 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.51. Понятие и структура магистерской диссертации. Практические 1 2 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.52. Понятие и структура магистерской диссертации. Сам. работа 1 6 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.53. Коммерциализация результатов научно-технической деятельности (РНТД). Практические 1 2 УК-2, ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.54. Организация научного коллектива. Практические 1 2 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.55. Формы и методы публичного представления результатов исследования Практические 1 2 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.56. Подготовка научной статьи Сам. работа 1 6 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.57. Подготовка тезисов доклада Сам. работа 1 4 ОПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы приведены в ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Выдаются индивидуально согласно теме научного исследования обучающегося
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приведён в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горелов, Н. А. Методология научных исследований: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Дрещинский, В. А. Методология научных исследований : учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.3 В.А. Вальков, В.А. Головатюк, В.И. Кочергин, С.Г. Щукин Основы научных исследований и патентоведение : Новосибирск : Новосибирский государственный аграрный университет, 2013 biblioclub.ru
Л1.4 Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований. [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан.: уч. пос. М. : Дашков и К , 2019 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.И. Волхонов, Е.И. Шклярова ; Метрология, стандартизация и сертификация : - М. : Альтаир-МГАВТ, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430004
Л2.2 Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Советское радио, 1979 biblioclub.ru
Л2.3 Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия: М.: Логос, 2000
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Теория и практика научно-прикладных исследований в современной химии и химической технологии" portal.edu.asu.ru
Э2 http://ben.irex.ru
Э3 http://ban.pu.ru
Э4 http://www.gpntb.ru
Э5 http://www.rsl.ru
Э6 Курс в системе МУдл portal.edu.asu.ru
Э7 http://www.elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
7-Zip;
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении курса «Теория и практика научно-прикладных исследований в химии и химической технологии» следует обратить внимание на привлечения знаний и умений из разных областей, в том числе абсолютно новых. Указанная литература позволяет в полной мере найти ответы на все поставленные вопросы. Изучение предмета ведётся по индивидуально-групповой методике. Индивидуальная работа – самостоятельное исследование избранной темы, выполняемое в течение семестра под руководством преподавателя с целью развития творческих способностей, углубленного изучения какого-либо вопроса (темы, раздела) дисциплины. Сообщение в виде доклада по теме, проект – это творческая работа, выполненная самостоятельно при подготовке защите индивидуальной работы. Цели данного вида деятельности заключается в расширении и закреплении знаний, получаемых в ходе изучения дисциплины, выработке умения самостоятельно собирать материал по избранной теме, анализировать его, делать выводы и формулировать собственную позицию, приобщения к исследовательской деятельности, развития креативности (творчество), эстетического вкуса, инициативности, логического мышления.
Завершением творческой деятельности является создание продукта, который необходимо публично защищать на занятии по дисциплине (на защиту отводится 5-10 минут). Работа может быть представлена в виде мультимедийной презентации, видеоролика, аналитического доклада с иллюстративными материалами. Подготовка реферата, проекта, доклада проводится в несколько этапов.
Организационно – подготовительный этап включает выбор и согласование темы с преподавателем. Студентам предоставляется право свободного выбора. В связи с выбранной темой необходимо сформулировать цели и задачи работы. Формулируя цель, следует помнить, что цель – это предполагаемый и желаемый результат, а задачи – конкретные пути её достижения.
Далее необходимо составить план работы. После того, как тема выбрана и утверждена, составляется предварительный план, представляющий собой перечень наиболее важных вопросов темы и видов деятельности. План необходим для определения основных направлений исследования и сбора материала. Предварительный план согласовывается с преподавателем. В процессе работы план корректируется и уточняется.
Работа с литературой включает в себя:
а) отбор и изучение литературы по теме;
б) сбор материала, его изучение, анализ и обобщение.
При чтении книг, статей и др. необходимый материал фиксируется в виде: - цитирования с указанием источника информации, автора цитаты, - ксерокопий или сканирования текста, - конспектов статей. Все необходимые данные о книгах, справочниках, пособиях записываются для последующего составления списка литературы.