МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Искусство импровизации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 136
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 136 136 136 136
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Искусство импровизации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.выявить творческий потенциал студента
научить элементарным навыкам подбора, видам фактуры, простейшим навыкам импровизации и метроритмическим стилям музыки
сформировать умение анализировать разделы музыкальной формы, гармонической и мелодической структуры
развить способности воспринимать гармонический квадрат и темы как основу для импровизации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства для осуществления концертной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные стилистические задачи, стоящие перед исполнителем
музыкально-исполнительские задачи сольной и ансамблевой игры, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра произведения
особенности записи партитур для различных составов ансамбля, оркестра
основы аранжировки и импровизации
3.2.Уметь:
3.2.1.применять психологические знания в своей будущей профессиональной деятельности
разбираться в тематическом материале исполняемого произведения
работать в составе оркестра, фортепианного и камерного ансамбля, а также в ансамблях смешанного состава
использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста
создавать простые партитуры для малых составов оркестров и ансамблей
осуществлять переложения для различных составов исполнителей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приёмами быстрого и эффективного выучивания с возможностью увязывать своё видение музыки с партнёрами
основными принципами работы над музыкальным произведением, культурой звукоизвлечения, звуковедения и фразировки
навыками работы с современной звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой
типовыми приёмами импровизации и свободной ориентацией в стилях и жанрах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы импровизации
1.1. Импровизация как процесс художественного мышления и творчества. Психологические механизмы импровизации. Композиторская техника и аранжировка. Игровое время и организация его в процессе импровизации. Формирование музыкальной идеи, тематического ядра-символа, начального драматургического импульса. Практические 2 1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.2. Занятия по освоению основ композиторской техники и аранжировки. Создание небольших партитур с применением современных технологий. Овладение скоростным процессом мышления, прогнозирования, созидания и реализации задуманного Сам. работа 2 24 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.3. Классификация и разработка тем для импровизации. Изучение сольного, ансамблевого, оркестрового репертуара Сам. работа 2 24 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.4. Принципы развития музыкального материала в импровизации, их особенности. Взаимодействие принципов в импровизационном процессе. Принцип вертикального мышления.Принцип горизонтального мышления. Практические 2 1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.5. Практическое использование теоретических знаний в собственном творчестве, на конкретном тематическом материале. Реализация полученных знаний в игровой практике сольной и ансамблевой игры в различных стилях и жанрах Сам. работа 2 24 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. Импровизационные технологии
2.1. Драматургические принципы в импровизации. Импровизационная композиция (планирование; разработка). Интуитивное и рациональное в разработке импровизационной композиции. Формообразование в импровизационной композиции.Импровизация в концертных и студийных условиях. Практические 2 1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.2. Освоение драматургических принципов, их подготовленного или спонтанного возникновения в процессе создания музыкально-тематического образа. Реализация полученных знаний в игровой практике сольной и ансамблевой игры в различных стилях и жанрах. Поиск интуитивного и рационального в процессе импровизации Сам. работа 2 24 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.3. Методика комплексного анализа импровизационных и композиторских творческих методов и исполнительских концепций выдающихся мастеров- импровизаторов. Развитие индивидуального творческого метода в импровизации. организация самостоятельной образовательной работы по совершенствованию искусства импровизации Практические 2 1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.4. Изучение аудиозаписей и видеозаписей выдающихся мастеров-импровизаторов. реализация развивающих драматургических принципов в собственной игровой практике Сам. работа 2 22 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.5. Создание индивидуальной импровизационной композиции (сольной, ансамблевой, оркестровой)формирование собственной индивидуальной, стратегической и тактической системы самообразования Сам. работа 2 18 Л2.1, Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарук А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Малинковская А. В. ИСКУССТВО ФОРТЕПИАННОГО ИНТОНИРОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Денисов А.В. МЕТАМОРФОЗЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА 2-е изд., испр. и доп. Монография: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://muzlit.net//?cat=14
Э2 http://jazz.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
120Д специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; рояль Estonia; пианино Тюмень; пульты
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Успешное освоение искусства импровизации требует применения знаний из области психологии и педагогики, касающихся развития механизмов творческого воображения и мышления. Необходимо научиться выбирать наиболее интересные темы для импровизации. Для этого следует изучить базовый репертуар оркестровых и фортепианных переложений. Студенты должны научиться использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста. После выбора темы определяющим становится изучение основ композиции и аранжировки для её развития. В зависимости от индивидуальности обучающегося нужно наметить план развития темы импровизации с применением знаний по сольфеджио, гармонии и другим музыкально-теоретическим дисциплинам. Важным моментом является понимание стилистики импровизации, а также музыкально-исполнительских задач сольной и ансамблевой игры, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра произведения. Для успешного развития темы импровизации также необходимо владение основными принципами работы над музыкальным произведением, культурой звукоизвлечения, звуковедения и фразировки. Следует направить внимание на поиск импровизационных выступлений крупных музыкантов с целью внедрения понравившихся оборотов и приемов, а также запись собственных разработок. Для этого требуются навыки работы с современной звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой. Также следует внедрить в программу занятий как аудиторных, так и самостоятельных совместное импровизационное музицирование с различными инструментами и инструментальными группами. Это будет полезно студентам в их практической деятельности при работе в составе оркестра, фортепианного и камерного ансамбля, а также в ансамблях смешанного состава, где требуется использовать приёмы быстрого и эффективного выучивания с возможностью увязывать своё видение музыки с партнёрами. Последовательность в освоении встречающихся трудностей является важным условием успешного освоения дисциплины.