Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической географии и картографии |
---|---|
Направление подготовки | 38.06.01. Экономика |
Направленность | Экономика и управление народным хозяйством |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 38_06_01_Экономика-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 21 | 21 | 21 | 21 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической географии и картографии
Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П. к.г.н., доцент
1.1. | зучение основных методологических положений управления развитием региона. Изучение теоретических основ формирования и функционирования экономики региона. Анализ подходов, целей, задач и основных принципов формирования государственной региональной политики, а также основных инструментов ее проведения. Изучение отечественного и зарубежного опыта разработки и реализации региональ-ных программ как инструмента регулирования регионального развития. Развитие представлений о роли специфических условий отдельных регионов при вы-работке основных направлений региональной политики. Приобретение студентами навыков работы с фактическим материа-лом.статистическими данными, умение их анализировать применительно к проблемам территориальной организации производительных сил и регионального развития. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-3 | способностью использовать результаты исследований, знание закономерностей и тенденций развития для решения проблем в области экономики, организации и управления предприятиями, отраслями, комплексами |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | тенденции социально-экономического развития регионов, сущность современных экономических условий регионального развития в России. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать статистические материалы характеризующие состояние экономики региона, развитие и размещение производительных сил в региональном разрезе. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками выявления причин региональных проблем, и навыками прогнозирования регионального развития, при выборе политики того или иного вектора развития территории. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Региональная экономика как наука | ||||||
1.1. | Экономика отдельного региона. Экономические связи региона. Региональные системы. Региональные аспекты экономической жизни Регион. Административно-территориальное деление. Проблемное экономическое районирование. Трансгосударственные и межгосударственные регионы. Иерархия регионов. Экономическое пространство. | Лекции | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
1.2. | Региональные экономические и административные центры. Их специфика и влияние на экономику района. 1. Роль городов в хозяйстве региона. 2. Притяжение инноваций хозяйственными центрами. 3. Возникновение и «выращивание» точек роста в регионе. 4. Влияние центральных мест региона на его периферию. 5. Проблемы современных мегаполисов | Практические | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
1.3. | Изучение специальной литературы по экономике и региональной политике в России. Определить в каких периодических изданиях наиболее точно освещаются проблемы региональной экономики. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-3 | Л1.4, Л2.2 |
Раздел 2. Основные теории региональной экономики | ||||||
2.1. | Общие экономические теории. Теории развития региона. Теории размещения производства. Й. Тюнен, В. Лаунхардт, А. Вебер. Теория центральных мест.теории региональной специализации и межрегиональной торговли Современные методы и инструменты региональной экономики. Формирование региональной науки. Отечественная школа региональных экономических исследований. Методы планирования и регулирования территориального и регионального развития. | Лекции | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.2. | 1. Исторические предпосылки межрегиональных различий в России. 2. Причины кратного различия хозяйственного потенциала территорий страны. 3. Динамика межрегиональных политических, экономических и социальных различий. 4. Проблемы диспаритета в развитии российских регионов | Практические | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.3. | Анализ основной тематики региональных проблем, освещенных в периодической и научной литературе . | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-3 | Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
Раздел 3. Анализ экономики региона | ||||||
3.1. | Функционирование экономики регионов. Статистическая база регионального анализа. Направление анализа экономики региона. Типологизация регионов. Анализ межрегиональных связей и территориальной структуры экономики Моделирование региональной экономики. Модели отдельного региона. Модель межотраслевых материальных связей. Оптимизационные модели. Региональные эконометрические модели. Совершенствование моделирования экономики региона. Модели размещения. | Лекции | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
3.2. | Соотнести видение региональной политики у различных авторов в отечественной и зарубежной литературе. Определить различия и причины. | Сам. работа | 4 | 3 | ПК-3 | Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
3.3. | Диспропорции во внутрирегиональном развитии хозяйста. 1. Регион как пространство неодинаковых природно-географических и социально-экономических условий. 2. Исторический и политический факторы внутрирегиональных диспаритетов. 3. Проблемы, возникающие в связи с неравнозначным развитием близлежащих местностей. 4. Перспективы уменьшения внутренних социально-экономических различий в регионах. | Практические | 4 | 2 | Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3 | |
Раздел 4. Инвестиционный потенциал регионов | ||||||
4.1. | Составляющие инвестиционного климата. Инвестиционный риск. Законодательные условия инвестирования. Риски инвестирования. Инвестиционная активность в регионах России. Иностранные и отечественные инвестиции. Способы и методы улучшения инвестиционного климата регионов. | Лекции | 4 | 3 | ПК-3 | Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
4.2. | Специфика социально-экономической ситуации в северных регионах. 1. Северные регионы в мире: их хозяйственная и геополитическая роль. 2. Проблемы освоения северных территорий. 3. Специфика работы хозяйственного механизма в зонах холода. 4. Социальная география районов Межбюджетные отношения в региональной экономики. 1. Налоги как основа любого социального регулирования. 2. Перераспределение средств между бедными и богатыми секторами общества. 3. Механизмы межбюджетных отношений. 4. Проблемы формирования правильной стратегии в определении приоритетов развития регионов Севера | Практические | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
4.3. | Рассмотреть эволюцию взглядов зарубежных специалистов на методы и инструментарий региональной пролитики | Сам. работа | 4 | 3 | ПК-3 | Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
Раздел 5. Региональные проблемы России. | ||||||
5.1. | Региональные аспекты переходного периода. Занятость и доходы населения. Перспективы сближения регионов. Внешние и внутренние факторы дезинтеграции. Проблемные регионы. Отсталые или слаборазвитые регионы. Приграничные регионы. Зона Севера | Лекции | 4 | 3 | ПК-3 | Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
5.2. | Региональная экономическая политика государства. 1. Цели и задачи. 2. Нормативная правовая база. 3. Институциональная структура. 4. Средства реализации Территории с особым экономическим статусом. 1. Причины возникновения территорий с особым экономическим статусом. 2. Свободные экономические зоны. 3. Закрытые административно-территориальные образования. 4. Позитивные и негативные моменты существования районов с отличным экономическим регулированием. региональной экономической политики | Практические | 4 | 2 | ПК-3 | Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
5.3. | 1. Основные концепции регионального развития страны. 2. Ресурсы для экономического прорыва регионов. Взаимоотношения регионов-доноров и регионов-реципиентов. 3. Связь экономики с политическим вектором развития общества. | Сам. работа | 4 | 3 | ПК-3 | Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
5.4. | 1. Основные концепции регионального развития страны. 2. Ресурсы для экономического прорыва регионов. Взаимоотношения регионов-доноров и регионов-реципиентов. 3. Связь экономики с политическим вектором развития общества. 4. Роль отдельных регионов в хозяйственном комплексе страны | Практические | 4 | 2 | Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3 | |
5.5. | На основе полученных знаний составить футурологический прогноз по месту и роли региональной политике в РФ в середине 21 века. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-3 | Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Возможности использования международных систем социальных индикаторов для измерения социального развития регионов РФ. 2. Сравнительный анализ интегральных оценок социального развития регионов. 3. Объективные и субъективные оценки качества жизни в регионах и муниципалитетах: методология и инструментарий. 4. Влияние экономических и географических факторов на социальное развитие регионов. 5. Динамика социального неравенства субъектов РФ. 6. Трансформации региональных рынков труда в переходный период. 7. Влияние экономического роста и перераспределительной политики государства на доходы населения регионов РФ. 8. Региональный профиль бедности в России и его изменения. 9. Региональные особенности реформы общего образования. 10. Социальные расходы бюджетов субъектов РФ в условиях экономи¬- ческого роста. 11. Приоритетные направления социальной политики для депрессив¬- ных и экономически слаборазвитых регионов России. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Морозова Т. Г. | Региональная экономика: учеб. для вузов | М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 | |
Л1.2 | Видяпин В.И., Степанов М.В. | Региональная экономика: учебник | М.:ИНФРА , 2008 | |
Л1.3 | Юсупов К.Н., Таймасов А. Р. Яктиров А.В. | Региональная экономика: электрон. учебный курс | М.:КНОРУС, 2008 | |
Л1.4 | Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин | Региональная экономика и управление: учебник | М.: ИНФРА-М, 2008 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Грицай О. В., Иоффе Г. В., Трейвиш А. И. | Центр и периферия в региональном развитии: | Москва, 1989 | |
Л2.2 | Агранат Г. А. | Возможности и реальности освоения Севера: глобальные уроки.: | Москва, 1992 | |
Л2.3 | Изард У. | Методы регионального анализа: введение в науку о регионах.: | Москва, 1966 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle «Региональная экономика и пространственная политика» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Региональная экономика и пространственная политика» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Региональная экономика и пространственная политика политика» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Региональная политика» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Региональная экономика и пространственная политика» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Региональная политика» Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |