МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Региональная экономика и пространственная политика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки38.06.01. Экономика
НаправленностьЭкономика и управление народным хозяйством
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план38_06_01_Экономика-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 21
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 21 21 21 21
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры, Кротов А.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Региональная экономика и пространственная политика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.06.01 ЭКОНОМИКА (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 898)

составлена на основании учебного плана:
38.06.01 ЭКОНОМИКА
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П. к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П. к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.зучение основных методологических положений управления развитием региона.
Изучение теоретических основ формирования и функционирования экономики региона.
Анализ подходов, целей, задач и основных принципов формирования государственной региональной политики, а также основных инструментов ее проведения.
Изучение отечественного и зарубежного опыта разработки и реализации региональ-ных программ как инструмента регулирования регионального развития.
Развитие представлений о роли специфических условий отдельных регионов при вы-работке основных направлений региональной политики.
Приобретение студентами навыков работы с фактическим материа-лом.статистическими данными, умение их анализировать применительно к проблемам территориальной организации производительных сил и регионального развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью использовать результаты исследований, знание закономерностей и тенденций развития для решения проблем в области экономики, организации и управления предприятиями, отраслями, комплексами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.тенденции социально-экономического развития регионов, сущность современных экономических условий регионального развития в России.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать статистические материалы характеризующие состояние экономики региона, развитие и размещение производительных сил в региональном разрезе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками выявления причин региональных проблем, и навыками прогнозирования регионального развития, при выборе политики того или иного вектора развития территории.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Региональная экономика как наука
1.1. Экономика отдельного региона. Экономические связи региона. Региональные системы. Региональные аспекты экономической жизни Регион. Административно-территориальное деление. Проблемное экономическое районирование. Трансгосударственные и межгосударственные регионы. Иерархия регионов. Экономическое пространство. Лекции 4 2 ПК-3 Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.2. Региональные экономические и административные центры. Их специфика и влияние на экономику района. 1. Роль городов в хозяйстве региона. 2. Притяжение инноваций хозяйственными центрами. 3. Возникновение и «выращивание» точек роста в регионе. 4. Влияние центральных мест региона на его периферию. 5. Проблемы современных мегаполисов Практические 4 2 ПК-3 Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.3. Изучение специальной литературы по экономике и региональной политике в России. Определить в каких периодических изданиях наиболее точно освещаются проблемы региональной экономики. Сам. работа 4 4 ПК-3 Л1.4, Л2.2
Раздел 2. Основные теории региональной экономики
2.1. Общие экономические теории. Теории развития региона. Теории размещения производства. Й. Тюнен, В. Лаунхардт, А. Вебер. Теория центральных мест.теории региональной специализации и межрегиональной торговли Современные методы и инструменты региональной экономики. Формирование региональной науки. Отечественная школа региональных экономических исследований. Методы планирования и регулирования территориального и регионального развития. Лекции 4 2 ПК-3 Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.2. 1. Исторические предпосылки межрегиональных различий в России. 2. Причины кратного различия хозяйственного потенциала территорий страны. 3. Динамика межрегиональных политических, экономических и социальных различий. 4. Проблемы диспаритета в развитии российских регионов Практические 4 2 ПК-3 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.3. Анализ основной тематики региональных проблем, освещенных в периодической и научной литературе . Сам. работа 4 4 ПК-3 Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 3. Анализ экономики региона
3.1. Функционирование экономики регионов. Статистическая база регионального анализа. Направление анализа экономики региона. Типологизация регионов. Анализ межрегиональных связей и территориальной структуры экономики Моделирование региональной экономики. Модели отдельного региона. Модель межотраслевых материальных связей. Оптимизационные модели. Региональные эконометрические модели. Совершенствование моделирования экономики региона. Модели размещения. Лекции 4 2 ПК-3 Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3
3.2. Соотнести видение региональной политики у различных авторов в отечественной и зарубежной литературе. Определить различия и причины. Сам. работа 4 3 ПК-3 Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3
3.3. Диспропорции во внутрирегиональном развитии хозяйста. 1. Регион как пространство неодинаковых природно-географических и социально-экономических условий. 2. Исторический и политический факторы внутрирегиональных диспаритетов. 3. Проблемы, возникающие в связи с неравнозначным развитием близлежащих местностей. 4. Перспективы уменьшения внутренних социально-экономических различий в регионах. Практические 4 2 Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 4. Инвестиционный потенциал регионов
4.1. Составляющие инвестиционного климата. Инвестиционный риск. Законодательные условия инвестирования. Риски инвестирования. Инвестиционная активность в регионах России. Иностранные и отечественные инвестиции. Способы и методы улучшения инвестиционного климата регионов. Лекции 4 3 ПК-3 Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.2. Специфика социально-экономической ситуации в северных регионах. 1. Северные регионы в мире: их хозяйственная и геополитическая роль. 2. Проблемы освоения северных территорий. 3. Специфика работы хозяйственного механизма в зонах холода. 4. Социальная география районов Межбюджетные отношения в региональной экономики. 1. Налоги как основа любого социального регулирования. 2. Перераспределение средств между бедными и богатыми секторами общества. 3. Механизмы межбюджетных отношений. 4. Проблемы формирования правильной стратегии в определении приоритетов развития регионов Севера Практические 4 2 ПК-3 Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.3. Рассмотреть эволюцию взглядов зарубежных специалистов на методы и инструментарий региональной пролитики Сам. работа 4 3 ПК-3 Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 5. Региональные проблемы России.
5.1. Региональные аспекты переходного периода. Занятость и доходы населения. Перспективы сближения регионов. Внешние и внутренние факторы дезинтеграции. Проблемные регионы. Отсталые или слаборазвитые регионы. Приграничные регионы. Зона Севера Лекции 4 3 ПК-3 Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3
5.2. Региональная экономическая политика государства. 1. Цели и задачи. 2. Нормативная правовая база. 3. Институциональная структура. 4. Средства реализации Территории с особым экономическим статусом. 1. Причины возникновения территорий с особым экономическим статусом. 2. Свободные экономические зоны. 3. Закрытые административно-территориальные образования. 4. Позитивные и негативные моменты существования районов с отличным экономическим регулированием. региональной экономической политики Практические 4 2 ПК-3 Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3
5.3. 1. Основные концепции регионального развития страны. 2. Ресурсы для экономического прорыва регионов. Взаимоотношения регионов-доноров и регионов-реципиентов. 3. Связь экономики с политическим вектором развития общества. Сам. работа 4 3 ПК-3 Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3
5.4. 1. Основные концепции регионального развития страны. 2. Ресурсы для экономического прорыва регионов. Взаимоотношения регионов-доноров и регионов-реципиентов. 3. Связь экономики с политическим вектором развития общества. 4. Роль отдельных регионов в хозяйственном комплексе страны Практические 4 2 Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3
5.5. На основе полученных знаний составить футурологический прогноз по месту и роли региональной политике в РФ в середине 21 века. Сам. работа 4 4 ПК-3 Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

1. Возможности использования международных систем социальных
индикаторов для измерения социального развития регионов РФ.
2. Сравнительный анализ интегральных оценок социального развития
регионов.
3. Объективные и субъективные оценки качества жизни в регионах и
муниципалитетах: методология и инструментарий.
4. Влияние экономических и географических факторов на социальное
развитие регионов.
5. Динамика социального неравенства субъектов РФ.
6. Трансформации региональных рынков труда в переходный период.
7. Влияние экономического роста и перераспределительной политики
государства на доходы населения регионов РФ.
8. Региональный профиль бедности в России и его изменения.
9. Региональные особенности реформы общего образования.
10. Социальные расходы бюджетов субъектов РФ в условиях экономи¬-
ческого роста.
11. Приоритетные направления социальной политики для депрессив¬-
ных и экономически слаборазвитых регионов России.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Морозова Т. Г. Региональная экономика: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л1.2 Видяпин В.И., Степанов М.В. Региональная экономика: учебник М.:ИНФРА , 2008
Л1.3 Юсупов К.Н., Таймасов А. Р. Яктиров А.В. Региональная экономика: электрон. учебный курс М.:КНОРУС, 2008
Л1.4 Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин Региональная экономика и управление: учебник М.: ИНФРА-М, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Грицай О. В., Иоффе Г. В., Трейвиш А. И. Центр и периферия в региональном развитии: Москва, 1989
Л2.2 Агранат Г. А. Возможности и реальности освоения Севера: глобальные уроки.: Москва, 1992
Л2.3 Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах.: Москва, 1966
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Региональная экономика и пространственная политика» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Региональная экономика и пространственная политика»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Региональная экономика и пространственная политика политика» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Региональная политика» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Региональная экономика и пространственная политика» не предусмотрены.


8.4. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Региональная политика»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.