МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы музыкально-просветительской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-2-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 199
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 199 199 199 199
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Основы музыкально-просветительской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка высококвалифицированных музыкантов, способных к разнообразным видам творческой и музыкально-просветительской деятельности в условиях развития современных форм функционирования музыки в обществе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 Способен ориентироваться в проблематике современной государственной культурной политики Российской Федерации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теорию и историю искусства, художественный язык, выразительные средства в различных видах искусства
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и описывать произведения искусства, используя основные понятия искусствознания
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с учебно-методической, научной литературой, информационными ресурсами по проблематике курса и использования полученных знаний в практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел I. Исторический обзор становления и развития музыкального просветительства
1.1. Обучение музыкальному искусству – важный фактор воспитания в цивилизациях древности. Возникновение и становление музыкального просветительства в Западной Европе. Сам. работа 4 24 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Изучение основной и дополнительной литературы.Подготовка докладов, сообщений, презентаций. Сам. работа 4 24 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Истоки музыкального просветительства в России. Зарождение музыкально-просветительской деятельности в России XVIII в. Музыкально-просветительская деятельность в России в XIX в. Лекции 4 1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Изучение основной и дополнительной литературы.Подготовка докладов, сообщений, презентаций. Сам. работа 4 24 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Воспитательная роль музыкального искусства в России XVII века.Просветительские идеи в России XVIII века.Музыкальное воспитание и просвещение в России и Западной Европе XIX века: сравнительная характеристика. Практические 4 1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Отечественная музыкально-просветительская деятельность в Советском государстве первой половины XX в. Новые формы организации музыкально-просветительской работы в СССР второй половины XX века. Зарубежный опыт организации музыкально-просветительской деятельности XX в. Лекции 4 1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Изучение основной и дополнительной литературы.Подготовка докладов, сообщений, презентаций. Сам. работа 4 24 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Музыкальное просвещение в СССР первой половины XX века.Формы массового музыкального воспитания в Советском государстве второй половины XX века.Музыкально-просветительская деятельность в современной России.Выдающиеся музыкальные просветители XX века. Практические 4 1 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.9. Изучение основной и дополнительной литературы.Подготовка докладов, сообщений, презентаций. Сам. работа 4 25 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Методика организации музыкально-просветительской работы
2.1. Просветительская работа – неотъемлемая часть музыкального обучения и воспитания. Выбор тематики и музыкального материала. Составление сценария. Подготовка ведущего концерт. Организация тематических концертов, циклов-концертов,музыкально-просветительских программ. Лекции 4 2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Изучение основной и дополнительной литературы.Составление сценария концерта. Сам. работа 4 26 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка лекции.Подбор программы, составление сценария тематического концерта.Написание рецензии на концерт. Сам. работа 4 26 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Этапы работы над сценарием.Искусство художественного слова.Тематические концерты, циклы-концерты,музыкально-просветительские программы. Практические 4 2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Изучение основной и дополнительной литературы. Подбор программы, составление сценария циклов-концертов, просветительских программ. Написание рецензии на концерт. Сам. работа 4 26 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бодина Е.А. ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ. ОТ ПЛАТОНА ДО КАБАЛЕВСКОГО. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Павлова А. Ю., Сколова Н. В. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА 2-е изд. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 под общ. ред. Л.А. Птушко Основы музыкальной журналистики: учебное пособие Н. Новгород : Издательство Нижегородской консерватории, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каган М.С. МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Согласие, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Цыпин Г.М. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МУЗЫКА И ДРУГИЕ ИСКУССТВА. Монография: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека "Твирпикс" www.twirpx.com
Э2 Сайт "Музыкальное просветительство" muzprosvetitel.ru
Э3 Курс "Основы музыкально-просветительской деятельности" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной.
Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности:
• изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса;
• подготовка сообщений, докладов, презентаций по темам курса;
• анализ концертных программ, представлений, спектаклей, представлений;
• написание рецензий на концертные программы;
• составление сценариев к концертам и музыкально-просветительским программам.
Дисциплина «Основы музыкально-просветительской деятельности» относится к числу комплексных и включает в себя несколько направлений. С одной стороны, она связана с концертной деятельностью студентов и предполагает их участие в организации и проведении концертных программ, с другой – предусматривает проявление творческой инициативы у студентов в поиске интересных событий и явлений при составлении концертных программ и их ярком художественном освещении. Дисциплина требует от студента организованности, самостоятельности и большого интереса к своей профессии.