МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Фортепианный ансамбль

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 131
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 131 131 131 131
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Фортепианный ансамбль

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.расширение музыкального кругозора и формирование художественного вкуса обучающихся
освоение репертуара, выходящего за рамки сольной фортепианной литературы
формирования навыков организации коллективной деятельности
изучение основных задач и этапов репетиционной работы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные задачи и этапы репетиционной работы
основные термины и понятия теории музыкального содержания
возможности своего инструмента в достижении и воплощении музыкального образа
основные принципы организации процесса в области музыкального искусства и музыкального образования
3.2.Уметь:
3.2.1.организовать самостоятельную работу над музыкальным произведением
работать над характером каждой партии
пользоваться основными понятиями и терминами при анализе содержательной стороны произведений основных стилей
эффективно подобрать необходимые технические средства
применять знания по организации индивидуальной и коллективной деятельности в сфере искусства, образования и культуры
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методикой разучивания произведений и приемами работы над исполнительскими трудностями
навыками семиотического анализа музыки и применения полученных результатов в своей исполнительской деятельности
навыками организации коллективной деятельности в самых разнообразных и современных формах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Работа над ансамблевыми миниатюрами
1.1. Исполнение ансамблевых пьес мелкой и средней формы. Практические 1 1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Изучение собственных партий фортепианного ансамбля, работа над единством фразировки с учетом жанра и композиторского стиля сочинения. Сам. работа 1 32 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Эскизное прохождение пьес мелкой формы из репертуарного списка. Практические 1 1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Чтение с листа, выявление основ композиции, музыкальной формы и исполнительских приемов. Сам. работа 1 32 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Работа над концертными пьесами
2.1. Концертное исполнение пьес средней и крупной формы, художественная интерпретация исполняемых музыкальных произведений. Практические 1 1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Работа над художественной педализацией, над единством фразировки с учетом жанра и композиторского стиля сочинения, умение слышать и чувствовать нюансы партии партнера. Сам. работа 1 33 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Эскизное прохождение пьес средней и крупной формы из репертуарного списка. Практические 1 1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.4. Чтение с листа, выявление основ композиции, музыкальной формы и исполнительских приемов. Сам. работа 1 34 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарук А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Согласие, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Барченкова М.Д., Осипенкова А.Т. Англо-русский словарь музыкальных терминов: Словари Издательство "ФЛИНТА", 2014 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://imslp.org/
Э2 http://notes.tarakanov.net/
Э3 http://www.notarhiv.ru/
Э4 Электронный курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Актовый зал Д концертный зал Учебная мебель на 500 посадочных мест; рабочее место преподавателя; рояль – 2 ед.; оркестровые пульты; дирижерский пульт; звукотехническое оборудование: микрофон кардиоидный подвесной конденсаторный Shure CVO-W/C – 3 шт.; микрофон петличный AUDIO TECHNICA ATR 35cW – 1 шт.; микшерная консоль цифровая ALLEN&HEATH QU32 с возможностью дистанционного управления – 1 шт.; радиомикрофон Shure Etvs/pg58 – 2шт.; радиомикрофон SENNHEISER EW 145-G3-B-X UHF – 1 шт.; монитор НК PR:О 12 м – 2 шт.; сабвуфер HK PR:О 15о – 4шт.; сателиты HK PR:О 8 – 12 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основные задачи фортепианного ансамбля - приобретение навыков ансамблевого музицирования; освоение специфики исполнительского искусства в фортепианном дуэте; познание закономерностей и своеобразия интерпретационных решений, диктуемых различием жанров и стилей исполняемой музыки; достижение студентами понимания формы и содержания исполняемого произведения, а также - воспитание слухового самоконтроля и исполнительской ответственности. В поисках интерпретационных решений необходимо изучить основные термины и понятия теории музыкального содержания и пользоваться ими при анализе содержательной стороны произведений основных стилей. Изучение возможностей своего инструмента в достижении и воплощении музыкального образа позволит эффективно подобрать необходимые технические средства и овладеть методикой разучивания произведений и приемами работы над исполнительскими трудностями. На занятиях по ансамблю требуется изучить не только основные задачи и этапы репетиционной работы, но и, в целом, основные принципы организации процесса в области музыкального искусства и музыкального образования для последующей организации индивидуальной и коллективной деятельности в сфере искусства, образования и культуры.