МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы изучения историографии, источниковедения и методов исторического исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.06.01. Исторические науки и археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_06_01_ Истор_ науки и археология-23-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Владимиров В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы изучения историографии, источниковедения и методов исторического исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.06.01 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 904)

составлена на основании учебного плана:
46.06.01 Исторические науки и археология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.Н. Владимиров


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой В.Н. Владимиров


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является знакомство аспирантов с современными проблемами и тенденциями развития историографии и источниковедения и основными подходами к изучению исторических источников.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
ПК-4 способность исследовать массовые исторические источники
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные проблемы и тенденции развития историографии;
– современные направления развития источниковедения;
– традиционные и новые методы исторического исследования.
3.2.Уметь:
3.2.1.– ориентироваться в современных концепциях и направлениях развития исторической науки;
– использовать современные подходы и методы изучения и интерпретации исторических источников.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– категориально-понятийным аппаратом современной исторической науки;
– основными методологическими принципами и подходами к историческому исследованию;
– средствами междисциплинарного исторического исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Актуальные проблемы историографии
1.1. Основные тенденции развития историографии. Практические 3 2 УК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Актуальные проблемы источниковедения
2.1. Современное понимание исторического источника. Место источниковедения в классификации исторических наук. Лекции 3 4 УК-1, ПК-4 Л1.1
2.2. Классификация источников. Лекции 3 4 УК-1, ПК-4 Л1.1
2.3. Информационные подходы в источниковедении. Практические 3 8 УК-1, ПК-4 Л1.1
2.4. Современное понимание исторического источника. Классификация источников. Информационные подходы в источниковедении. Практические 3 8 УК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1
2.5. Место источниковедения в классификации исторических наук. Практические 3 6 УК-1, ПК-4
2.6. Современное понимание историографии. Лекции 3 6 УК-1, ПК-4 Л1.1
Раздел 3. Основные подходы к изучению исторических источников
3.1. Современные методологические школы. Информационные технологии в представлении и обработке источников. Лекции 3 4 УК-1, ПК-4 Л1.1
3.2. Основные методы изучения исторических источников. Практические 3 6 УК-1, ПК-4 Л1.1
3.3. Современные методологические школы. Основные методы изучения исторических источников. Информационные технологии в представлении и обработке источников. Практические 3 6 УК-1, ПК-4 Л1.1
3.4. Изучение литературы и источников по курсу. Сам. работа 3 63 УК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1
3.5. Экзамен 3 27 УК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену:
1. Понятие исторического источника.
2. Классификация исторических источников.
3. Источниковедение как историческая дисциплина.
4. Информационный подход к источниковедению.
5. Историография как научная дисциплина.
6. Новейшие тенденции в историографии.
7. Массовые исторические источники.
8. Методы научного исторического исследования.
9. Компьютерные технологии изучения исторических источников.
10. Историческая информатика.
11. Цифровые гуманитарные науки.
12. «Цифровая история».
13. Публичная история.
14. Современные методологические школы.
15. Постмодернизм в современной исторической науке.
16. Сциентизм в современной исторической науке.
17. Междисциплинарность с точки зрения исторической науки.
18. Современные методы представления и изучения текстовых источников.
19. Контент-анализ в исторических исследованиях.
20. Традиционные методы исторического исследования.

Практические задания:
1. На основе изучения литературы и интернет-ресурсов аргументированно изложить современное понимание историографии.
2. На основе изучения современно литературы установить роль, место и значение исторического источника в парадигме междисциплинарности.
3. На основе теоретических положений исторической науки аргументировать положение о том, что источниковедение является универсальным общенаучным методом исследования.
4. На основе научных методологических положений показать роль сциентизма и постмодернизма в современной научной исторической прарадигме.
5. Что следует ждать от применения компьютерных технологий в исторической науке? Аргументировать ответ примерами из литературы.
6. Насколько математические методы и модели углубляют изучение истории?

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Историография как специальная историческая дисциплина.
2. Понятие историографического источника.
3. Позитивизм и развитие исторической науки в середине XIX – начале XX вв.
4. Неокантианство и развитие исторической мысли в конце XIX – начале XX вв.
5. Источниковедение как научная дисциплина. Проблема исторического источника.
6. Основные принципы классификации исторических источников.
7. Классификация письменных источников.
8. Особенности исторических источников нового и новейшего времени.
9. Методика источниковедческого исследования материалов законодательства.
10. Принципы и методы источниковедческого анализа делопроизводственной документации.
11. Принципы и методы изучения статистических источников.
12. Методы источниковедческого исследования материалов периодической печати.
13. Основные принципы и приемы изучения источников личного происхождения.
14. Кинофотофонодокументы как исторический источник. Особенности использования в исторических исследованиях.
15. Произведения искусства как исторический источник. Специфика их источниковедческого анализа.
16. Произведения художественной литературы как исторический источник.
17. Классификация методов исторического исследования.
18. Компьютерные методы в исторических исследованиях.
19. Что такое «Digital Humanities»?
20. «Цифровая история» или «Историческая информатика»?
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечнь оценочных средств с конкретными примерами представлен в ФОС (см. приложение)

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Русина Ю.А. Источниковедение новейшей истории России: учебное пособие , 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. В. Н. Владимирова, И. М. Гарсковой Круг идей: базы данных в исторических исследований : [сб. науч. тр.] / АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики, Ассоциация "История и компьютер" : сборник научных статей Барнаул, Азбука, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Понятие актуальные проблемы в историографии biofile.ru
Э2 Актуальные методологические проблемы uctopuk.info
Э3 Историография interpretive.ru
Э4 Теоретические и методологические проблемы источниковедения cyberpedia.su
Э5 Источниковедческие проблемы истории России XX века ecsocman.hse.ru
Э6 Методология источниковедения elar.urfu.ru
Э7 Методы исторического исследования www.socionauki.ru
Э8 Основные методы исторического исследования klio.tsu.ru
Э9 Избранные труды И.Д.Ковальченко www.hist.msu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ:
БД «Населенные пункты Алтайского края»;
БД «Население Тобольска в 1897 г.»;
БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»;
БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»);
БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»;
БД «Населенные места Алтайской губернии в 1924 г.».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Актуальные проблемы историографии, источниковедения и методов исторического исследования» предполагает изучение аспирантами одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, ее особенностей и основных подходов.
Программа состоит из трех частей. В первой части изучаются современное понимание и основные тенденции развития историографии. При изучении раздела следует обратить внимание на определенную консервативность историографии, ее приверженность существующим традициям. В то же время тенденции развития современного общества накладывают определенный отпечаток и на развитие историографии, в частности, появляется такое понятие, как «компьютерная историография», хотя в целом из всей триады «историография – источниковедение – методы исторического исследования» первая остается в наибольшей степени приверженной многовековому опыту своего развития.
Вторая часть посвящена современному состоянию источниковедения. Изучая современное понимание исторического источника, следует обратить внимание прежде всего на его информационную природу и информационные подходы к его изучению (И.Д.Ковальченко). Необходимо четко представлять место источниковедения в классификации исторических наук. Важнейшим моментом является классификация исторических источников. Следует понимать, что есть общие и специальные классификации, распространенные в конкретно-исторических исследованиях, знать соотношение и границы применения каждого из этих видов классификации.
Третья часть посвящена методологическим и методическим проблемам исторического исследования. Современные методологические школы, продолжающие отечественные традиции и возникшие после методологического перехода конца прошлого века предоставляют исследователю широкий выбор подходов, принципов и методов исторического исследования, в том числе междисциплинарных. Следует обратить внимание на значение информации в современном мире и на определение и содержание понятия «информационное общество». Компьютер в информационном обществе перестает быть просто счетно-решающей машиной, а становится универсальным инструментом – как по своим функциям, так и по сферам применения. Особое внимание следует уделить особенностям использования цифровых информационных технологий в исторических исследованиях. На стыке истории и информатики развивается такая научная дисциплина, как историческая информатика, являющаяся ничем иным, как одной из гуманитарных отраслей прикладной информатики. Историческая информатика имеет междисциплинарный характер и включает в своей состав не только компьютерное источниковедение, но и мощную аналитическую компоненту.