МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Массовые исторические источники
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.06.01. Исторические науки и археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план46_06_01_ Истор_ науки и археология-23-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 26
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 26 26 26 26
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Брюханова Е.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Нежежнцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Массовые исторические источники

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.06.01 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 904)

составлена на основании учебного плана:
46.06.01 Исторические науки и археология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.Н. Владимиров

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой В.Н. Владимиров

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является знакомство аспирантов с современными проблемами и тенденциями развития источниковедения массо-вых источников и основными подходами к их изучению и обработке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1: способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
ПК-4: способность исследовать массовые исторические источники
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретико-методологические основы дисциплины;
- специфику источниковедческого комплекса истории России;
- виды массовых исторических источников и особенности эволюции их формуляра;
- методы исследования массовых источников.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать массовые исторические источники;
- использовать различные приемы источниковедческого анализа;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- практическими навыками работы с массовыми источниками;
- методами исторического исследования, в том числе информационными технологиями при работе с массовыми источниками;
- основными понятиями источниковедческой науки.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Массовые истори-ческие источники: определение, при-знаки
1.1. Понятие «массовый источник» в отечественном источниковедении. Подходы И.Д. Ковальченко и Б.Г. Литвака. Закономерности возникновения и эволюции массовых исторических источников. Лекции 3 2 УК-1, ПК-4 Л1.1
1.2. Признаки и особенности массовых источников (ординарность происхождения, аналогичность содержания, однотипность формы). Лекции 3 2 УК-1, ПК-4 Л1.1
1.3. Информационный потенциал, достоверность и репрезентативность массовых источников. Лекции 3 2 УК-1, ПК-4 Л1.1
1.4. Признаки и особенности массовых источников (ординарность происхождения, аналогичность содержания, однотипность формы). Информационный потенциал, достоверность и репрезентативность массовых источников. Практические 3 2 УК-1, ПК-4 Л1.1
Раздел 2. Проблема классификации массовых исторических источников
2.1. Статистические таблицы и степень проявления в них массовости, однородности и случайности. Лекции 3 2 УК-1, ПК-4 Л1.1
2.2. Документы переписей – анкеты, карточки. Лекции 3 2 УК-1, ПК-4 Л1.1
2.3. Текстовые источники: формализованные, слабо формализованные и неформализованные. Лекции 3 2 УК-1, ПК-4 Л1.1
2.4. Особенность представления словесных характеристик в массовом источнике. Лекции 3 2 УК-1, ПК-4 Л1.1
2.5. Статистические таблицы и степень проявления в них массовости, однородности и случайности. Документы переписей – анкеты, карточки. Текстовые источники: формализованные, сла-бо формализованные и неформализованные. Особенность представления словесных характеристик в массовом источнике. Практические 3 2 УК-1, ПК-4 Л1.1
Раздел 3. Виды массовых исторических источников
3.1. Документы боярского землевладения (писцовые и переписные книги) как массовый исто-рический источник. Лекции 3 2 УК-1, ПК-4 Л1.1
3.2. Документы – следствие отмены крепостного права 1861 г.: договоры между помещиками и крестьянами, уставные грамоты. Лекции 3 2 УК-1, ПК-4 Л1.1
3.3. Материалы церковного учета населения (метрические книги, клировые ведомости, исповедные росписи и т.д.) как массовый исторический источник. Практические 3 2 УК-1, ПК-4 Л1.1
Раздел 4. Методы исследования массовых источников
4.1. Возможности электронных таблиц и пакетов статистических программ для работы со структурированными данными. Лекции 3 2 УК-1, ПК-4 Л1.1
4.2. Сущность метода группировки. Лекции 3 2 УК-1, ПК-4 Л1.1
4.3. Выборочный метод и его границы. Лекции 3 2 УК-1, ПК-4 Л1.1
4.4. Понятия «генеральная совокупность», «выборка», «выборочный метод». Репрезентативность выборки. Типы выборок: механический отбор, серийный отбор, многоступенчатый отбор. Лекции 3 4 УК-1, ПК-4 Л1.1
Раздел 5. Использование информационных технологий при работе с массовыми источниками
5.1. Особенности создания баз данных на материале исторических источников. Лекции 3 4 УК-1, ПК-4 Л1.1
5.2. Проблемно-ориентированный и источнико-ориентированный подходы в создании исто-рических баз данных. Лекции 3 2 УК-1, ПК-4 Л1.1
5.3. Принципы, методы и средства проектирования баз данных. Этапы проектирования. Использование Microsoft Access. Лекции 3 2 УК-1, ПК-4 Л1.1
5.4. Специфика работы с базой данных как со вторичным источником. Практические 3 4 УК-1, ПК-4 Л1.1
5.5. Изучение литературы и источников по курсу. Сам. работа 3 26 УК-1, ПК-4 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету:
1. Понятие «массовый источник» в отечественном источниковедении.
2. Закономерности возникновения и эволюции массовых исторических источников.
3. Информативные возможности массовых источников.
4. Проблема классификации массовых источников. Отдельные виды массовых источников.
5. Методы исследования массовых источников.
6. Массовые исторические источники и способы их обработки.
7. Компьютерные технологии изучения массовых исторических источников.
8. Специфика работы с базой данных как со вторичным источником.

Примерные практические задания:
1. Подготовка доклада по теме «Анализ подходов И.Д. Ковальченко и Б.Г. Литвака».
2. Подготовка доклада по теме «Особенности создания баз данных по материалам массовых исторических источников». В ответе необходимо представить практику создания баз данных по материалам массовых исторических источников (на примере России и зарубежных стран)
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Принципы классификации источников. «Вид» и «тип» источника.
2. Отечественная статистика как исторический источник XIX – начала XX в. Ее разновидности.
3. Особенности источников российской истории нового времени.
4. Понятие «массовый источник» в отечественном источниковедении.
5. Материалы переписей населения как исторический источник.
6. Использование информационных технологий при работе с массовыми источниками.
5.3. Фонд оценочных средств
смотреть ФОС
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Русина Ю.А. Источниковедение новейшей истории России: учебное пособие , 2018 https://biblio-online.ru/book/5D375156-D991-4635-9041-7C7BABD08441/istochnikovedenie-noveyshey-istorii-rossii
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Румянцева М.Ф., Казаков Р.Б. Научно-педагогическая школа источниковедения в актуальной социокультурной ситуации [Электронный ресурс]. 2009. http://rutube.ru/tracks/2671655.html?v=8299727aOfc936e05a10Sb
Э2 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.hist.msu.ru/ER/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ:
БД «Населенные пункты Алтайского края»;
БД «Население Тобольска в 1897 г.»;
БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»;
БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»);
БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»;
БД «Населенные места Алтайской губернии в 1924 г.».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Массовые исторические источники» является знакомство аспирантов с современными проблемами и тенденциями развития источниковедения массовых источников и основными подходами к их изучению и обработке.
Курс состоит из 5 разделов. В первом разделе аспиранты должны обратить внимание на существующие определения массовых источников в трудах отечественных исследователей (подходы И.Д. Ковальченко и Б.Г. Литвака.); критерии этих определений и то, на чем основана их типология. Второй и третий разделы посвящены проблемам классификации массовых исторических источников. Аспирантам следует обратить внимание на разные подходы к типологии источников, а также неоднозначную оценку статистических материалов как массовых исторических источников. Четвертый и пятый разделы направлены на изучение методов исследования массовых источников, а также получение навыков работы с такими видами данных, в том числе в электронной среде. Учащимся важно определить специфику исследовательской работы с массовыми источниками. Нужно иметь четкое представление о существующих количественных методах источниковедческого исследования, знать аргументы в пользу использования формализованных методик анализа массовых исторических источников, определять границы применимости этих методик в историческом исследовании и степень корректности их использования при освещении конкретных исторических тем.
При самостоятельной работе учащимся следует обратить внимание на изучение учебных и научных публикаций по соответствующим темам, а также рассмотрение научно-исследовательской практики работы с массовыми историческими источниками.
Формой итогового контроля является зачет. Порядок оценивания практических заданий и проведения зачета представлены в Фонде оценочных средств.