МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инструментоведение и инструментовка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 136
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 136 136 136 136
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
засл. деятель искусств РФ, проф., Корниенко Н.А.

Рецензент(ы):
засл. работник культуры РСФР, проф., Россинский А. Г.

Рабочая программа дисциплины
Инструментоведение и инструментовка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение технических и художественных возможностей тех или иных музыкальных инструментов, их роли в оркестре
изучение закономерностей организации инструментальной, ансамблевой, оркестровой фактуры, способов ее переработки
изучение методов ремонта и настройки тех или иных музыкальных инструментов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.выразительные и технические возможности оркестровых инструментов их роли в оркестре
устройство своего инструмента и способы ухода за ним
основные учебно-методические пособия по своему профилю
3.2.Уметь:
3.2.1.вычленить оркестровые инструменты в общем звучании оркестра
применять на практике опыт научно-исследовательской работы
находить, анализировать и сопоставлять различные источники
выполнять теоретический анализ литературных источников для применения их в творческой деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками аналитической и научно-исследовательской деятельности
методами ухода за своим инструментом, его ремонта и настройки
методами работы со специальной литературой
методами поиска новейшей методической литературы в электронных базах данных
навыками применения базовых теоретических знаний в практической работе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Инструменты симфонического оркестра.
1.1. Партитура симфонического оркестра. Лекции 2 2
1.2. Классификация Музыкальных инструментов. Смычковые инструменты симфонического оркестра. Группа деревянных духовых инструментов. Ударные инструменты симфонического оркестра.Клавишные инструменты. Гитара и лютня. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.3. Изучение основной и дополнительной литературы, посещение концертов. Сам. работа 2 68 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. 2. Инструменты духового оркестра
2.1. История создания и развития духового оркестра. Лекции 2 2
2.2. Партитура духового оркестра. Группа деревянных духовых. Группа медных духовых. Клавишные инструменты духового оркестра. Ударные инструменты в духовом оркестре. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Посещение концертов. Сам. работа 2 68 Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Цыпин Г.М. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Скребков С.С. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Барченкова М.Д., Осипенкова А.Т. Англо-русский словарь музыкальных терминов: Словари Издательство "ФЛИНТА", 2014 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://imslp.org/
Э2 http://notes.tarakanov.net/
Э3 http://www.notarhiv.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
117Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; пианино; дирижерская подставка; дирижерский пюпитр

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Прежде всего стоит начать изучение с разновидностей оркестров. Очень важно проходить предмет в тесной связи с историей оркестровки, изучая специфику оркестра той или ной эпохи, того или иного композитора. Для ознакомлениея с видами и эволюцией оркестра, с историей прохождения индивидуальными характеристиками отдельных инструментов и их разновидностей, рекомендуется подготовка учащимися небольших устных ответов. Знания должны проверяться умением применять полученные знания на практике, а так же навыков самостоятельной работы с учебной литературой. Для проверки стоит ответить на теоретические вопросы по предмету, сделать общий анализ оркестрового отрывка.