Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 61 |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Профиль | Музыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z53_03_02_МИИ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | 4 | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 | 8 | 8 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 | 8 | 8 |
Сам. работа | 46 | 46 | 51 | 51 | 97 | 97 |
Часы на контроль | 18 | 18 | 13 | 13 | 31 | 31 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 61
Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.
1.1. | подготовка будущего специалиста к самостоятельной педагогической деятельности освоение теории игры на инструменте овладение методикой формирования основных исполнительских навыков изучение педагогических принципов различных школ обучения в историческом аспекте исследование процесса становления музыканта-исполнителя приобретение навыков организации и планирования учебного процесса повышение интереса к педагогической деятельности и научно-методической работе |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.4 |
ПК-3 | Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основной педагогический репертуар для своего инструмента наиболее эффективные методики достижения результатов основы теории воспитания и образования системно-деятельностный подход к обучению профессиональную терминологию основные положения музыкальной педагогики современные эффективные подходы к обучению формы использования своего исполнительского опыта на уроках основы планирования образовательного процесса последовательность в подборе репертуара |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | освоить педагогический репертуар в соответствии с программными требованиями активно пользоваться методической литературой понимать специфику образовательного учреждения и задачи, которые оно призвано решать делать педагогический анализ ситуации в исполнительском классе в т.ч.с использования метода создания и анализа возникающих проблемных ситуаций пользоваться теоретическими знаниями из области музыкальной педагогики в педагогической практике вести методическую работу, привлекая литературу широкой направленности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способностью осуществлять педагогическую работу в условиях образовательной организации организацией образовательного процесса с учетом базовых основ методики педагогики и психологии основными приемами педагогического воздействия необходимыми навыками организаторской деятельности как при проведении работы в классе, так и во внеучебной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. | ||||||
1.1. | О методе работы с учениками. Роль индивидуального подхода.Особенности системы музыкального образования. | Лекции | 3 | 1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
1.2. | Музыкальные способности: общие, музыкальные и специальные (пианистические): психологические свойства личности, необходимые для пианистической деятельности | Практические | 3 | 1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
1.3. | Важнейшие проблемы работы педагога-пианиста в детской музыкальной школе: первые уроки: трудности и особенности работы с начинающими: организация игровых движений. | Сам. работа | 3 | 16 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
1.4. | Планирование процесса обучения, составление индивидуальных планов, характеристик: репертуарная политика как важная составляющая педагогического мастерства: проведение урока и организация домашних занятий ученика. | Практические | 3 | 1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
1.5. | Изучение основной и дополнительной литературы. | Сам. работа | 3 | 14 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
Раздел 2. Методика работы над музыкальным произведением | ||||||
2.1. | Работа над музыкальным произведением | Лекции | 3 | 1 | Л1.2, Л2.1 | |
2.2. | Авторский текст: исполнительское прочтение:(анализ авторских текстов на примере конкретных произведений) | Практические | 3 | 1 | Л1.2, Л2.1 | |
2.3. | Фортепианная техника: художественное мышление и двигательная форма пианиста | Лекции | 3 | 1 | Л1.2, Л2.1 | |
2.4. | Классификация видов техники: гаммы, арпеджио, октавы, аккорды, тремоло и трели, скачки: ежедневная техническая работа пианиста | Практические | 3 | 1 | Л1.2, Л2.1 | |
2.5. | Аппликатура | Лекции | 3 | 1 | Л1.2, Л2.1 | |
2.6. | Техника упражнения как процесс работы над достижением исполнительского мастерства | Сам. работа | 3 | 16 | Л1.2, Л2.1 | |
Раздел 3. Стилистика исполнения. | ||||||
3.1. | Ритм, метр, темп, полиритмика, агогика, ложные ритмы: основные ритмические трудности и погрешности, способы устранения | Лекции | 4 | 1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
3.2. | Педаль: значение и разновидности; стили и педаль | Практические | 4 | 1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
3.3. | Полифония: значение в формировании музыканта: основные полифонические трудности | Лекции | 4 | 1 | Л1.2, Л2.1 | |
3.4. | Клавирная музыка: И.С. Бах: проблемы интерпретации (сравнительный анализ редакций и исполнительских прочтений «Хорошо темперированного клавира») | Практические | 4 | 1 | Л1.2, Л2.1 | |
3.5. | Изучение основной и дополнительной литературы. | Сам. работа | 4 | 14 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
Раздел 4. Интерпретация музыкальных произведений | ||||||
4.1. | Классический стиль в фортепианной музыке: Гайдн, Моцарт, Бетховен | Лекции | 4 | 1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
4.2. | Вопросы интерпретации классической формы | Сам. работа | 4 | 8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
4.3. | Романтизм: фортепианная литература XIX века: Шопен, Шуман, Лист | Практические | 4 | 1 | Л1.2, Л2.1 | |
4.4. | Проблемы интерпретации романтической музыки | Сам. работа | 4 | 9 | Л1.2, Л2.1 | |
4.5. | Русская фортепианная музыка: Чайковский, Рахманинов, Скрябин | Лекции | 4 | 1 | Л1.2, Л2.1 | |
4.6. | Проблемы интерпретации русской музыки | Сам. работа | 4 | 10 | Л1.2, Л2.1 | |
4.7. | Импрессионизм: Фортепианная музыка XX века: проблемы стиля Проблемы интерпретации современной музыки | Практические | 4 | 1 | Л1.2, Л2.1 | |
4.8. | Изучение основной и дополнительной литературы. | Сам. работа | 4 | 10 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Торопова А.В. | МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 4-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Цыпин Г.М. | МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гончарук А. Ю. | Теория и методика музыкального воспитания с практикумом. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов | Директ-Медиа, 2017 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.ru.wikipedia.org | |||
Э2 | http://www.forumklassika.ru | |||
Э3 | http://www.mosconsv.ru | |||
Э4 | Электронный курс в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
004Д | специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт. |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Вслед за аудиторным изучением темы, совместно с преподавателем, необходима последующая самостоятельная проработка тематических материалов и заданий. Важной частью является дальнейшее развитие и совершенствование умений и навыков в овладении письменной речью – конспектирования, составление выступления по вопросам семинара, реферирование рекомендуемой литературы, письменное изложение мыслей в соответствии с составленным планом. Студенты должны уметь самостоятельно подготовить предлагаемые вопросы, свободно ориентироваться в изучаемой теме, выработать свою аргументированную позицию, опираясь на научный материал. |