МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика обучения игре на инструменте

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 97
контроль 31
Виды контроля по курсам
экзамены: 3, 4
диф. зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 3 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4 8 8
Практические 4 4 4 4 8 8
Сам. работа 46 46 51 51 97 97
Часы на контроль 18 18 13 13 31 31
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Методика обучения игре на инструменте

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка будущего специалиста к самостоятельной педагогической деятельности
освоение теории игры на инструменте
овладение методикой формирования основных исполнительских навыков
изучение педагогических принципов различных школ обучения в историческом аспекте
исследование процесса становления музыканта-исполнителя
приобретение навыков организации и планирования учебного процесса
повышение интереса к педагогической деятельности и научно-методической работе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основной педагогический репертуар для своего инструмента
наиболее эффективные методики достижения результатов
основы теории воспитания и образования
системно-деятельностный подход к обучению
профессиональную терминологию
основные положения музыкальной педагогики
современные эффективные подходы к обучению формы использования своего исполнительского опыта на уроках
основы планирования образовательного процесса последовательность в подборе репертуара
3.2.Уметь:
3.2.1.освоить педагогический репертуар в соответствии с программными требованиями
активно пользоваться методической литературой
понимать специфику образовательного учреждения и задачи, которые оно призвано решать
делать педагогический анализ ситуации в исполнительском классе в т.ч.с использования метода создания и анализа возникающих проблемных ситуаций
пользоваться теоретическими знаниями из области музыкальной педагогики в педагогической практике
вести методическую работу, привлекая литературу широкой направленности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью осуществлять педагогическую работу в условиях образовательной организации
организацией образовательного процесса с учетом базовых основ методики педагогики и психологии
основными приемами педагогического воздействия
необходимыми навыками организаторской деятельности как при проведении работы в классе, так и во внеучебной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.
1.1. О методе работы с учениками. Роль индивидуального подхода.Особенности системы музыкального образования. Лекции 3 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Музыкальные способности: общие, музыкальные и специальные (пианистические): психологические свойства личности, необходимые для пианистической деятельности Практические 3 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Важнейшие проблемы работы педагога-пианиста в детской музыкальной школе: первые уроки: трудности и особенности работы с начинающими: организация игровых движений. Сам. работа 3 16 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Планирование процесса обучения, составление индивидуальных планов, характеристик: репертуарная политика как важная составляющая педагогического мастерства: проведение урока и организация домашних занятий ученика. Практические 3 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 3 14 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Методика работы над музыкальным произведением
2.1. Работа над музыкальным произведением Лекции 3 1 Л1.2, Л2.1
2.2. Авторский текст: исполнительское прочтение:(анализ авторских текстов на примере конкретных произведений) Практические 3 1 Л1.2, Л2.1
2.3. Фортепианная техника: художественное мышление и двигательная форма пианиста Лекции 3 1 Л1.2, Л2.1
2.4. Классификация видов техники: гаммы, арпеджио, октавы, аккорды, тремоло и трели, скачки: ежедневная техническая работа пианиста Практические 3 1 Л1.2, Л2.1
2.5. Аппликатура Лекции 3 1 Л1.2, Л2.1
2.6. Техника упражнения как процесс работы над достижением исполнительского мастерства Сам. работа 3 16 Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Стилистика исполнения.
3.1. Ритм, метр, темп, полиритмика, агогика, ложные ритмы: основные ритмические трудности и погрешности, способы устранения Лекции 4 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Педаль: значение и разновидности; стили и педаль Практические 4 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Полифония: значение в формировании музыканта: основные полифонические трудности Лекции 4 1 Л1.2, Л2.1
3.4. Клавирная музыка: И.С. Бах: проблемы интерпретации (сравнительный анализ редакций и исполнительских прочтений «Хорошо темперированного клавира») Практические 4 1 Л1.2, Л2.1
3.5. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 4 14 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Интерпретация музыкальных произведений
4.1. Классический стиль в фортепианной музыке: Гайдн, Моцарт, Бетховен Лекции 4 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Вопросы интерпретации классической формы Сам. работа 4 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Романтизм: фортепианная литература XIX века: Шопен, Шуман, Лист Практические 4 1 Л1.2, Л2.1
4.4. Проблемы интерпретации романтической музыки Сам. работа 4 9 Л1.2, Л2.1
4.5. Русская фортепианная музыка: Чайковский, Рахманинов, Скрябин Лекции 4 1 Л1.2, Л2.1
4.6. Проблемы интерпретации русской музыки Сам. работа 4 10 Л1.2, Л2.1
4.7. Импрессионизм: Фортепианная музыка XX века: проблемы стиля Проблемы интерпретации современной музыки Практические 4 1 Л1.2, Л2.1
4.8. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 4 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Торопова А.В. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 4-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Цыпин Г.М. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гончарук А. Ю. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ru.wikipedia.org
Э2 http://www.forumklassika.ru
Э3 http://www.mosconsv.ru
Э4 Электронный курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Вслед за аудиторным изучением темы, совместно с преподавателем, необходима последующая самостоятельная проработка тематических материалов и заданий. Важной частью является дальнейшее развитие и совершенствование умений и навыков в овладении письменной речью – конспектирования, составление выступления по вопросам семинара, реферирование рекомендуемой литературы, письменное изложение мыслей в соответствии с составленным планом. Студенты должны уметь самостоятельно подготовить предлагаемые вопросы, свободно ориентироваться в изучаемой теме, выработать свою аргументированную позицию, опираясь на научный материал.