МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дизайн интерфейса информационных систем
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвД-1-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 141
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 17 10,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 42 42 42 42 84 84
Сам. работа 102 102 39 39 141 141
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 144 144 108 108 252 252

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, О.А. Шелюгина

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, зав.кафедрой, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Дизайн интерфейса информационных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (Приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 N 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представление о технических и программных средствах реализации компетенций в области разработки пользовательского интерфейса с использованием современного программного обеспечения, а также навыки разработки пользовательского интерфейса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6: Способен создавать интерфейсные тексты и верстать текст интерфейса.
ПК-5: Способен проектировать дизайн пользовательского интерфейса по концепции или готовому образцу с учетом потребностей пользователей и особенностей пользовательского поведения.
ПК-4: Способен разрабатывать визуальный стиль пользовательского интерфейса на основе навыков работы с цветом, формой, композицией, на основе понимания принципов и этапов развития визуальной культуры, знания истории дизайна, включая осведомленность в современных тенденциях их развития.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ключевые информационные ресурсы, раскрывающие современные тенденции развития интерфейсов информационных систем,инструменты и методы проектирования интерфейса информационной системы, виды документации в проектировании интерфейсов информационных систем, основные требования к дизайну интерфейса пользователя информационной системы, принципы аргументации предложений при разработке дизайн-проектов в области информационного обеспечения
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать профессиональный опыт в разработке интерфейсов информационных систем с помощью информационно-коммуникационных технологий,проводить юзабилити-тестирование интерфейса информационной системы, составлять техническую документацию, разрабатывать проектное решение интерфейса с учетом развития современной шрифтовой культуры, использовать презентационные материалы для обоснования предложений при разработке дизайн-проектов интерфейса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования электронных образовательных ресурсов по дизайну интерфейса информационных систем, навыками разработки дизайна интерфейса информационной системы в соответствии с особенностями пользовательского поведения, навыками составления описания процесса разработки интерфейса информационной системы, навыками создания визуальных компонентов пользовательского интерфейса, навыками обоснования проектного решения интерфейса на основе принципов эргономики и тенденций развития дизайна

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие интерфейса информационной системы
1.1. Интерфейсы информационных систем. Классификация интерфейсов. Понятие пользовательского интерфейса. Проблемы интеграции компонентов ИС. Практические 7 4 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.2. История развития интерфейсов информационных систем Практические 7 6 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Эволюция элементов пользовательского интерфейса Сам. работа 7 18 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Способы взаимодействия пользователя с интерфейсом. Компоненты интерфейса информационной системы. Практические 7 6 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Этапы проектирования пользовательского интерфейса в жизненном цикле разработки информационной системы Практические 7 6 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Стандарты в области разработки интерфейсов информационных систем Сам. работа 7 18 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.7. Терминологический аппарат дисциплины Сам. работа 7 8 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.8. Компетенции и задачи специалистов в области проектирования интерфейса Сам. работа 7 12 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Проектирование интерфейсов информационных систем на основе анализа пользовательского поведения
2.1. Основные принципы разработки интерфейсов информационных систем. Понятие UI/UX-дизайна Практические 7 6 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Инструменты и методы проектирования интерфейса. Этапы проектирования. Целеполагание в дизайне интерфейса. Практические 7 6 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Возможности проектирования интерфейсов средствами онлайн-приложений Сам. работа 7 20 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Виды документации в проектировании интерфейса Практические 7 8 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Работа с технической документацией Сам. работа 7 26 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Зачёт по дисциплине Зачет 7 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Проектирование пользовательского опыта и прототип интерфейсного решения
3.1. Понятие пользовательского опыта и информационная система Практические 8 4 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Применение метафор и аффорданса в проектировании интерфейса Сам. работа 8 14 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Адаптивный и отзывчивый дизайн Практические 8 6 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Инструменты прототипирования интерфейса Практические 8 6 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.5. Разработка анимированного прототипа интерфейса Практические 8 6 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.6. Создание прототипа интерфейса Сам. работа 8 6 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Визуальные компоненты дизайна интерфейса
4.1. Структура в визуальном дизайне. Иерархия визуальных компонентов пользовательского интерфейса. Практические 8 4 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Особенности морфологии, композиции, эргономики интерфейса информационной системы. Виды визуальных компонентов интерфейса информационной системы. Понятие визуальной иерархии. Практические 8 4 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Современные тенденции в развитии дизайна интерфейса. Гайдлайны. Понятие Material Design. Практические 8 4 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.4. Анализ визуальной иерархии и компонентов интерфейса информационной системы Сам. работа 8 2 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.5. Инструменты разработки дизайна интерфейса мобильного приложения и онлайн-приложения Практические 8 4 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.6. Разработка дизайна интерфейса для регистрации пользователя в информационной системе (sign up) Сам. работа 8 4 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.7. Разработка дизайна интерфейса приложения на примере калькулятора Сам. работа 8 5 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.8. Разработка визуальных компонентов дизайна пользовательского интерфейса Сам. работа 8 2 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.9. Эргономичность и юзабилити-тестирование интерфейса Практические 8 4 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.10. Подготовка дизайн-проекта к презентации, способы обоснования дизайн-решения Сам. работа 8 2 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.11. Юзабилити-аудит сайта Сам. работа 8 4 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.12. Экзамен по дисциплине Экзамен 8 27 ПК-6, ПК-5, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Павловская Е.Э. - отв. ред. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: учебное пособие М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/5CF926E6-F85E-4BC7-8AA5-1F51608D8883
Л1.2 Терещенко П. В., Астапчук В. А. Интерфейсы информационных систем: Учебники и учебные пособия для ВУЗов НГТУ, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=228775
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мандел Т. Разработка пользовательского интерфейса: М.: ДМК Пресс // ЭБС "Лань", 2007 https://e.lanbook.com/book/1227
Л2.2 Баканов А.С., Обознов А.А. Эргономика пользовательского интерфейса: от проектирования к моделированию человеко-компьютерного взаимодействия: М.: Институт психологии РАН // ЭБС "ONLINE", 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=86262&sr=1
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 А. Л. Усанова История, теория и методология дизайн-проектирования: учеб.- метод. пособие Изд-во АлтГУ, 2018 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4979
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 UX Design for Mobile Developers // Udasity https://www.udacity.com/course/ux-design-for-mobile-developers--ud849
Э2 Онлайн-редактор Figma www.figma.com
6.3. Перечень программного обеспечения
CorelDRAW Graphics Suite
Adobe Creative Suite
NETBEANS
Eclipse
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Система поиска информации в сети интернет (включая русскоязычный интернет) Google (https://www.google.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины целесообразно выполнять следующие рекомендации:
а) изучение должно быть систематическим, в течение всего семестра; для формирования устойчивых навыков и знаний эффективнее следовать логике построения курса и осваивать учебный материал небольшими порциями;
б)после изучения темы на практическом занятии следует выполнить самостоятельную работу по данной теме, если она предполагается, а также изучить дополнительные ресурсы, рекомендованные преподавателем, а также найденные самостоятельно в сети Интернет, в фондах научной библиотеки университета.
Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах. Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций.