МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дизайн интерфейса информационных систем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИвД-2-2020
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 237
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 5
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 237 237 237 237
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 288 288 288 288

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, О.А. Шелюгина

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, зав.кафедрой, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Дизайн интерфейса информационных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (Приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 N 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представление о технических и программных средствах реализации компетенций в области разработки пользовательского интерфейса с использованием современного программного обеспечения, а также навыки разработки пользовательского интерфейса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 Способен разрабатывать визуальный стиль пользовательского интерфейса на основе навыков работы с цветом, формой, композицией, на основе понимания принципов и этапов развития визуальной культуры, знания истории дизайна, включая осведомленность в современных тенденциях их развития.
ПК-5 Способен проектировать дизайн пользовательского интерфейса по концепции или готовому образцу с учетом потребностей пользователей и особенностей пользовательского поведения
ПК-6 Способен создавать интерфейсные тексты и верстать текст интерфейса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ключевые информационные ресурсы, раскрывающие современные тенденции развития интерфейсов информационных систем,инструменты и методы проектирования интерфейса информационной системы, виды документации в проектировании интерфейсов информационных систем, основные требования к дизайну интерфейса пользователя информационной системы, принципы аргументации предложений при разработке дизайн-проектов в области информационного обеспечения
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать профессиональный опыт в разработке интерфейсов информационных систем с помощью информационно-коммуникационных технологий,проводить юзабилити-тестирование интерфейса информационной системы, составлять техническую документацию, разрабатывать проектное решение интерфейса с учетом развития современной шрифтовой культуры, использовать презентационные материалы для обоснования предложений при разработке дизайн-проектов интерфейса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования электронных образовательных ресурсов по дизайну интерфейса информационных систем, навыками разработки дизайна интерфейса информационной системы в соответствии с особенностями пользовательского поведения, навыками составления описания процесса разработки интерфейса информационной системы, навыками создания визуальных компонентов пользовательского интерфейса, навыками обоснования проектного решения интерфейса на основе принципов эргономики и тенденций развития дизайна

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие интерфейса информационной системы
1.1. Интерфейсы информационных систем. Классификация интерфейсов. Понятие пользовательского интерфейса. Проблемы интеграции компонентов ИС. Лекции 5 4 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
1.2. История развития интерфейсов информационных систем Практические 5 4 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Эволюция элементов пользовательского интерфейса Сам. работа 5 20 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Способы взаимодействия пользователя с интерфейсом. Компоненты интерфейса информационной системы. Лекции 5 4 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Этапы проектирования пользовательского интерфейса в жизненном цикле разработки информационной системы Практические 5 4 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Стандарты в области разработки интерфейсов информационных систем Сам. работа 5 18 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Терминологический аппарат дисциплины Сам. работа 5 8 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Компетенции и задачи специалистов в области проектирования интерфейса Сам. работа 5 10 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Проектирование интерфейсов информационных систем на основе анализа пользовательского поведения
2.1. Основные принципы разработки интерфейсов информационных систем. Понятие UI/UX-дизайна Лекции 5 4 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Инструменты и методы проектирования интерфейса. Этапы проектирования. Целеполагание в дизайне интерфейса. Практические 5 4 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Возможности проектирования интерфейсов средствами онлайн-приложений Сам. работа 5 20 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Виды документации в проектировании интерфейса Лекции 5 2 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Работа с технической документацией Сам. работа 5 16 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Зачёт Зачет 5 0 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Проектирование пользовательского опыта и прототип интерфейсного решения
3.1. Понятие пользовательского опыта и информационная система Практические 5 2 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Применение метафор и аффорданса в проектировании интерфейса Сам. работа 5 18 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Адаптивный и отзывчивый дизайн Практические 5 2 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Инструменты прототипирования интерфейса Сам. работа 5 8 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Разработка анимированного прототипа интерфейса Практические 5 2 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Создание прототипа интерфейса Сам. работа 5 16 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Визуальные компоненты дизайна интерфейса
4.1. Структура в визуальном дизайне. Иерархия визуальных компонентов пользовательского интерфейса. Практические 5 2 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Особенности морфологии, композиции, эргономики интерфейса информационной системы. Виды визуальных компонентов интерфейса информационной системы. Понятие визуальной иерархии. Сам. работа 5 16 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Современные тенденции в развитии дизайна интерфейса. Гайдлайны. Понятие Material Design. Сам. работа 5 6 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Анализ визуальной иерархии и компонентов интерфейса информационной системы Сам. работа 5 2 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.5. Инструменты разработки дизайна интерфейса мобильного приложения и онлайн-приложения Практические 5 2 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.6. Разработка дизайна интерфейса для регистрации пользователя в информационной системе (sign up) Сам. работа 5 16 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.7. Разработка дизайна интерфейса приложения на примере калькулятора Сам. работа 5 16 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.8. Разработка визуальных компонентов дизайна пользовательского интерфейса Сам. работа 5 19 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.9. Эргономичность и юзабилити-тестирование интерфейса Практические 5 2 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.10. Юзабилити-аудит сайта Сам. работа 5 16 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.11. Подготовка дизайн-проекта к презентации, способы обоснования дизайн-решения Сам. работа 5 12 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.12. Экзамен по дисциплине Экзамен 5 13 ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Терещенко П. В., Астапчук В. А. Интерфейсы информационных систем: Учебники и учебные пособия для ВУЗов НГТУ, 2012 biblioclub.ru
Л1.2 Павловская Е.Э. - отв. ред. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: учебное пособие М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Баканов А.С., Обознов А.А. Эргономика пользовательского интерфейса: от проектирования к моделированию человеко-компьютерного взаимодействия: М.: Институт психологии РАН // ЭБС "ONLINE", 2011 biblioclub.ru
Л2.2 Мандел Т. Разработка пользовательского интерфейса: М.: ДМК Пресс // ЭБС "Лань", 2007 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 А. Л. Усанова История, теория и методология дизайн-проектирования: учеб.- метод. пособие Изд-во АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 UX Design for Mobile Developers // Udasity www.udacity.com
Э2 Онлайн-редактор Figma www.figma.com
6.3. Перечень программного обеспечения
CorelDRAW Graphics Suite
Adobe Creative Suite
NETBEANS
Eclipse
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Система поиска информации в сети интернет (включая русскоязычный интернет) Google (https://www.google.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины целесообразно выполнять следующие рекомендации:
а) изучение должно быть систематическим, в течение всего семестра; для формирования устойчивых навыков и знаний эффективнее следовать логике построения курса и осваивать учебный материал небольшими порциями;
б)после изучения темы на практическом занятии следует выполнить самостоятельную работу по данной теме, если она предполагается, а также изучить дополнительные ресурсы, рекомендованные преподавателем, а также найденные самостоятельно в сети Интернет, в фондах научной библиотеки университета.
Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах. Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций.