МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дизайн интерфейса информационных систем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвД-4-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 145
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 145 145 145 145
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, О.А. Шелюгина

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, зав.кафедрой, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Дизайн интерфейса информационных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 N 207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представление о технических и программных средствах реализации компетенций в области разработки пользовательского интерфейса с использованием современного программного обеспечения, а также навыки разработки пользовательского интерфейса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-3 способностью проектировать ИС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения
ПК-7 способностью проводить описание прикладных процессов и информационного обеспечения решения прикладных задач
ПСК-1 способностью проектировать дизайн интерфейса пользователя информационной системы, в том числе с учетом развития современной шрифтовой культуры и особенностей пользовательского поведения
ПСК-3 способностью обосновать свои предложения при разработке дизайн-проектов в области информационного обеспечения прикладных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ключевые информационные ресурсы, раскрывающие современные тенденции развития интерфейсов информационных систем,инструменты и методы проектирования интерфейса информационной системы, виды документации в проектировании интерфейсов информационных систем, основные требования к дизайну интерфейса пользователя информационной системы, принципы аргументации предложений при разработке дизайн-проектов в области информационного обеспечения
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать профессиональный опыт в разработке интерфейсов информационных систем с помощью информационно-коммуникационных технологий,проводить юзабилити-тестирование интерфейса информационной системы, составлять техническую документацию, разрабатывать проектное решение интерфейса с учетом развития современной шрифтовой культуры, использовать презентационные материалы для обоснования предложений при разработке дизайн-проектов интерфейса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования электронных образовательных ресурсов по дизайну интерфейса информационных систем, навыками разработки дизайна интерфейса информационной системы в соответствии с особенностями пользовательского поведения, навыками составления описания процесса разработки интерфейса информационной системы, навыками создания визуальных компонентов пользовательского интерфейса, навыками обоснования проектного решения интерфейса на основе принципов эргономики и тенденций развития дизайна

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие интерфейса информационной системы
1.1. Интерфейсы информационных систем. Классификация интерфейсов. Понятие пользовательского интерфейса. Проблемы интеграции компонентов ИС. Лекции 7 2 ОПК-4 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
1.2. История развития интерфейсов информационных систем Лекции 7 2 ОПК-4 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Эволюция элементов пользовательского интерфейса Сам. работа 7 17 ОПК-4 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Способы взаимодействия пользователя с интерфейсом. Компоненты интерфейса информационной системы. Практические 7 2 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Этапы проектирования пользовательского интерфейса в жизненном цикле разработки информационной системы Практические 7 2 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Стандарты в области разработки интерфейсов информационных систем Сам. работа 7 14 ОПК-4, ПК-7 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Терминологический аппарат дисциплины Сам. работа 7 4 ОПК-4, ПК-7 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Компетенции и задачи специалистов в области проектирования интерфейса Сам. работа 7 6 ОПК-4, ПК-7 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Проектирование интерфейсов информационных систем на основе анализа пользовательского поведения
2.1. Основные принципы разработки интерфейсов информационных систем. Понятие UI/UX-дизайна Лекции 7 2 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Инструменты и методы проектирования интерфейса. Этапы проектирования. Целеполагание в дизайне интерфейса. Практические 7 2 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Возможности проектирования интерфейсов средствами онлайн-приложений Сам. работа 7 16 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Виды документации в проектировании интерфейса Практические 7 2 ПК-3, ПК-7 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Проектирование пользовательского опыта и прототип интерфейсного решения
3.1. Понятие пользовательского опыта и информационная система Лекции 7 2 ПСК-1 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Адаптивный и отзывчивый дизайн Практические 7 4 ПСК-1 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Инструменты прототипирования интерфейса Практические 7 4 ПСК-1 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Разработка анимированного прототипа интерфейса Практические 7 4 ПСК-1 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Создание прототипа интерфейса Сам. работа 7 24 ПК-3, ПСК-1 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Визуальные компоненты дизайна интерфейса
4.1. Структура в визуальном дизайне. Иерархия визуальных компонентов пользовательского интерфейса. Практические 7 4 ПСК-1 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Особенности морфологии, композиции, эргономики интерфейса информационной системы. Виды визуальных компонентов интерфейса информационной системы. Понятие визуальной иерархии. Практические 7 4 ПСК-1 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Современные тенденции в развитии дизайна интерфейса. Гайдлайны. Понятие Material Design. Практические 7 2 ПСК-1 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
4.4. Анализ визуальной иерархии и компонентов интерфейса информационной системы Сам. работа 7 16 ПСК-1 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
4.5. Инструменты разработки дизайна интерфейса мобильного приложения и онлайн-приложения Практические 7 2 ПСК-1 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
4.6. Разработка дизайна интерфейса для регистрации пользователя в информационной системе (sign up) Сам. работа 7 16 ПСК-1, ПСК-3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
4.7. Эргономичность и юзабилити-тестирование интерфейса Практические 7 4 ПК-3, ПСК-1, ПСК-3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
4.8. Юзабилити-аудит сайта Сам. работа 7 16 ПСК-1, ПСК-3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
4.9. Подготовка дизайн-проекта к презентации, способы обоснования дизайн-решения Сам. работа 7 16 ПСК-3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1
4.10. Экзамен по дисциплине Экзамен 7 27 ОПК-4, ПК-3, ПК-7, ПСК-1, ПСК-3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Терещенко П. В., Астапчук В. А. Интерфейсы информационных систем: Учебники и учебные пособия для ВУЗов НГТУ, 2012 biblioclub.ru
Л1.2 Павловская Е.Э. - отв. ред. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: учебное пособие М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Баканов А.С., Обознов А.А. Эргономика пользовательского интерфейса: от проектирования к моделированию человеко-компьютерного взаимодействия: М.: Институт психологии РАН // ЭБС "ONLINE", 2011 biblioclub.ru
Л2.2 Мандел Т. Разработка пользовательского интерфейса: М.: ДМК Пресс // ЭБС "Лань", 2007 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 А. Л. Усанова История, теория и методология дизайн-проектирования: учеб.- метод. пособие Изд-во АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 UX Design for Mobile Developers // Udasity www.udacity.com
Э2 Онлайн-редактор Figma www.figma.com
6.3. Перечень программного обеспечения
CorelDRAW Graphics Suite
Adobe Creative Suite
NETBEANS
Eclipse
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Система поиска информации в сети интернет (включая русскоязычный интернет) Google (https://www.google.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины целесообразно выполнять следующие рекомендации:
а) изучение должно быть систематическим, в течение всего семестра; для формирования устойчивых навыков и знаний эффективнее следовать логике построения курса и осваивать учебный материал небольшими порциями;
б)после изучения темы на практическом занятии следует выполнить самостоятельную работу по данной теме, если она предполагается, а также изучить дополнительные ресурсы, рекомендованные преподавателем, а также найденные самостоятельно в сети Интернет, в фондах научной библиотеки университета.
Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах. Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций.