МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Региональная экономика и пространственная политика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки38.06.01. Экономика
НаправленностьЭкономика и управление народным хозяйством
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz38_06_01_Экономика-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 55
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 55 55 55 55
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры, Кротов А.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Региональная экономика и пространственная политика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.06.01 ЭКОНОМИКА (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 898)

составлена на основании учебного плана:
38.06.01 ЭКОНОМИКА
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П. к.г.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П. к.г.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.зучение основных методологических положений управления развитием региона.
Изучение теоретических основ формирования и функционирования экономики региона.
Анализ подходов, целей, задач и основных принципов формирования государственной региональной политики, а также основных инструментов ее проведения.
Изучение отечественного и зарубежного опыта разработки и реализации региональ-ных программ как инструмента регулирования регионального развития.
Развитие представлений о роли специфических условий отдельных регионов при вы-работке основных направлений региональной политики.
Приобретение студентами навыков работы с фактическим материа-лом.статистическими данными, умение их анализировать применительно к проблемам территориальной организации производительных сил и регионального развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: способностью использовать результаты исследований, знание закономерностей и тенденций развития для решения проблем в области экономики, организации и управления предприятиями, отраслями, комплексами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.тенденции социально-экономического развития регионов, сущность современных экономических условий регионального развития в России.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать статистические материалы характеризующие состояние экономики региона, развитие и размещение производительных сил в региональном разрезе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками выявления причин региональных проблем, и навыками прогнозирования регионального развития, при выборе политики того или иного вектора развития территории.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Региональная экономика как наука
1.1. Экономика отдельного региона. Экономические связи региона. Региональные системы. Региональные аспекты экономической жизни Регион. Административно-территориальное деление. Проблемное экономическое районирование. Трансгосударственные и межгосударственные регионы. Иерархия регионов. Экономическое пространство. Лекции 3 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Региональные экономические и административные центры. Их специфика и влияние на экономику района. 1. Роль городов в хозяйстве региона. 2. Притяжение инноваций хозяйственными центрами. 3. Возникновение и «выращивание» точек роста в регионе. 4. Влияние центральных мест региона на его периферию. 5. Проблемы современных мегаполисов Практические 3 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Изучение специальной литературы по экономике и региональной политике в России. Определить в каких периодических изданиях наиболее точно освещаются проблемы региональной экономики. Сам. работа 3 9 ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основные теории региональной экономики
2.1. Общие экономические теории. Теории развития региона. Теории размещения производства. Й. Тюнен, В. Лаунхардт, А. Вебер. Теория центральных мест.теории региональной специализации и межрегиональной торговли Современные методы и инструменты региональной экономики. Формирование региональной науки. Отечественная школа региональных экономических исследований. Методы планирования и регулирования территориального и регионального развития. Лекции 3 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. 1. Исторические предпосылки межрегиональных различий в России. 2. Причины кратного различия хозяйственного потенциала территорий страны. 3. Динамика межрегиональных политических, экономических и социальных различий. 4. Проблемы диспаритета в развитии российских регионов Практические 3 2 ПК-3 Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Анализ основной тематики региональных проблем, освещенных в периодической и научной литературе . Сам. работа 3 9 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Анализ экономики региона
3.1. Соотнести видение региональной политики у различных авторов в отечественной и зарубежной литературе. Определить различия и причины. Сам. работа 3 9 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Инвестиционный потенциал регионов
4.1. Рассмотреть эволюцию взглядов зарубежных специалистов на методы и инструментарий региональной пролитики Сам. работа 3 9 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Региональные проблемы России.
5.1. 1. Основные концепции регионального развития страны. 2. Ресурсы для экономического прорыва регионов. Взаимоотношения регионов-доноров и регионов-реципиентов. 3. Связь экономики с политическим вектором развития общества. Сам. работа 3 9 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
5.2. На основе полученных знаний составить футурологический прогноз по месту и роли региональной политике в РФ в середине 21 века. Сам. работа 3 10 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

1. Возможности использования международных систем социальных
индикаторов для измерения социального развития регионов РФ.
2. Сравнительный анализ интегральных оценок социального развития
регионов.
3. Объективные и субъективные оценки качества жизни в регионах и
муниципалитетах: методология и инструментарий.
4. Влияние экономических и географических факторов на социальное
развитие регионов.
5. Динамика социального неравенства субъектов РФ.
6. Трансформации региональных рынков труда в переходный период.
7. Влияние экономического роста и перераспределительной политики
государства на доходы населения регионов РФ.
8. Региональный профиль бедности в России и его изменения.
9. Региональные особенности реформы общего образования.
10. Социальные расходы бюджетов субъектов РФ в условиях экономи¬-
ческого роста.
11. Приоритетные направления социальной политики для депрессив¬-
ных и экономически слаборазвитых регионов России.
5.3. Фонд оценочных средств
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин Региональная экономика и управление: учебник М.: ИНФРА-М, 2008
Л1.2 Морозова Т. Г. Региональная экономика: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л1.3 Видяпин В.И., Степанов М.В. Региональная экономика: учебник М.:ИНФРА , 2008
Л1.4 Юсупов К.Н., Таймасов А. Р. Яктиров А.В. Региональная экономика: электрон. учебный курс М.:КНОРУС, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Агранат Г. А. Возможности и реальности освоения Севера: глобальные уроки.: Москва, 1992
Л2.2 Грицай О. В., Иоффе Г. В., Трейвиш А. И. Центр и периферия в региональном развитии: Москва, 1989
Л2.3 Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах.: Москва, 1996
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Региональная экономика и пространственная политика» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3644
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Региональная экономика и пространственная политика»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Региональная экономика и пространственная политика политика» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Региональная политика» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Региональная экономика и пространственная политика» не предусмотрены.


8.4. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Региональная политика»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.