МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История государственных органов России
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильТехника подготовки и толкования правовых актов
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_ТПА-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История государственных органов России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 16.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор А.А. Васильев, зав. кафедрой

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 16.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор А.А. Васильев, зав. кафедрой

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины История государственных органов в России являются формирование у магистранта комплексного представления об истории возникновения, развития и функционирования системы органов государвенной власти в России и навыков использования этой информации в юриспруденции.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знать нормативно-правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.уметь реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.иметь навыки квалифицированного применения нормативно правовых актов в конкретных сферах юридической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Органы государственной власти Древнерусского государства Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1
1.2. Органы государственной власти Древнерусского государства Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Органы государственной власти Древнерусского государства Сам. работа 1 10 Л1.1, Л2.1
1.4. Государствнный аппарат в период образования Русского централизованного государства Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1
1.5. Государствнный аппарат в период образования Русского централизованного государства Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.6. Государствнный аппарат в период образования Русского централизованного государства Лабораторные 1 2
1.7. Государствнный аппарат в период образования Русского централизованного государства Сам. работа 1 10 Л1.1, Л2.1
1.8. Государствнный аппарат в период сословно-предствительной монархии в России Лекции 1 0 Л1.1, Л2.1
1.9. Государствнный аппарат в период сословно-предствительной монархии в России Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.10. Государствнный аппарат в период сословно-предствительной монархии в России Сам. работа 1 12 Л1.1, Л2.1
1.11. Система и эволюция органов государственного управления в период абсолютной монархии в России Лекции 1 0 Л1.1, Л2.1
1.12. Система и эволюция органов государственного управления в период абсолютной монархии в России Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.13. Система и эволюция органов государственного управления в период абсолютной монархии в России Сам. работа 1 12 Л1.1, Л2.1
Раздел 2.
2.1. Образование советского государственного аппарата Лекции 1 0 Л1.2, Л2.2
2.2. Образование советского государственного аппарата Практические 1 0 Л1.2, Л2.2
2.3. Образование советского государственного аппарата Сам. работа 1 12 Л1.2, Л2.2
2.4. Эволюция советского государстевного аппарата до 1945 г. Лекции 1 Л1.2, Л2.2
2.5. Эволюция советского государстевного аппарата до 1945 г. Практические 1 0 Л1.2, Л2.2
2.6. Эволюция советского государстевного аппарата до 1945 г. Сам. работа 1 12 Л1.2, Л2.2
2.7. Развитие послевоенного советского государтвенного аппарата Лекции 1 Л1.2, Л2.2
2.8. Развитие послевоенного советского государтвенного аппарата Практические 1 0 Л1.2, Л2.2
2.9. Развитие послевоенного советского государтвенного аппарата Сам. работа 1 12 Л1.2, Л2.2
2.10. Особенности развития современного государвтенного аппарата с 1991 по настоящее время Лекции 1 Л1.2, Л2.2
2.11. Особенности развития современного государвтенного аппарата с 1991 по настоящее время Практические 1 0 Л1.2, Л2.2
2.12. Особенности развития современного государвтенного аппарата с 1991 по настоящее время Сам. работа 1 12 Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Понятие и признаки государственного органа
2. Государственые учреждения Древнерусского государства
3. Государственное устройство Псковской и Новгородской феодальных республик
4. Государственное устройство Галицкого княжества в период феодальной раздробленности
5. Государственное устройство Владимиро-Суздальских земель в период феодальной раздробленности
6. Государственные учреждения в период образования Русского централизованного государства
7. Земские соборы
6. Приказная система управеления в период сословно-представительной монархии
8. Учреждение и виды коллегий в период абсолютной монархии
9. Особенности функционирования коллегий в период абсолютной монархии
10 Учреждение министерств
11. Государсвтенный совет
12. Создание советского государственного аппарата
13. Всероссийский Съезд Советов в соответствии с Конституцией 1918 г.
14. Совет Народных Комиссаров в соответствии с Конституцией 1918 г.
15. Верховный Совет РСФСР в соответствии с Конституцией РСФСР 1938 г.
16. Совет министров и министерская система В соответствии с Конституцией 1938 г.
17. Верховный Совет РСФСР в соответствии с Конституцией РСФСР 1978 г.
18. Совет министров и министерская система В соответствии с Конституцией 1978 г.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Государственное устройство Владимиро-Суздальских земель в период феодальной раздробленности
Государственные учреждения в период образования Русского централизованного государства
Земские соборы
Приказная система управеления в период сословно-представительной монархии
Учреждение и виды коллегий в период абсолютной монархии
Особенности функционирования коллегий в период абсолютной монархии
Учреждение министерств
Государсвтенный совет
Верховный Совет РСФСР в соответствии с Конституцией РСФСР 1938 г.
Совет министров и министерская система В соответствии с Конституцией 1938 г.
Верховный Совет РСФСР в соответствии с Конституцией РСФСР 1978 г.
Совет министров и министерская система В соответствии с Конституцией 1978 г.
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложения
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. П. Альбова, С. В. Николюкина История отечественного государства и права в 2 ч. Часть 1. Х—XIX века : учебник / А. П. Альбов [и др.] ; под общ. ред. А. П. Альбова, С. В. Николюкина. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 219 с: Издательство Юрайт, 2016 www.biblio-online.ru/book/EF3A9136-22EE-4F51-B3E0-D7ACBF43767F
Л1.2 А. П. Альбов История отечественного государства и права в 2 ч. Часть 2. XX — начало XXI века : учебник / А. П. Альбов [и др.]: История отечественного государства и права в 2 ч. Часть 2. , 2017 www.biblio-online.ru/book/271BC5DE-D490-4FA1-A58E-824A4CC70791
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. А. Исаев Исаев, М. А. История государства и права зарубежных стран в 2 т. Т. 1. Введение в историю права. Древний мир : учебник / М. А. Исаев. — 3-е изд., испр. и доп: М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/0E423F4C-08FB-4D63-9378-00D1A09E6EE2
Л2.2 Исаев М. А. История отечественного государства и права в 2 ч. Часть 2. XX — начало XXI века : учебник : Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/271BC5DE-D490-4FA1-A58E-824A4CC70791
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8039
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows;
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электроннная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://www.elibrary.asu.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к семинарским занятиям следует обратить внимание на «Российское законодательство Х-ХХ веков» в девяти томах, где каждый историко-правовой документ сопровождается вводной статьей и обстоятельными комментариями. Данные документы можно изучать и в электронном варианте.
По темам дореволюционного государства необходимо изучить работу Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968.
По темам дореволюционного периода желательно изучить работу: Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Р-н-д, 1995.
Порядок подготовки студент определяет самостоятельно. Ответы на теоретические вопросы готовятся студентом по его усмотрению устно либо письменно. Выполнять задания и решать задачи необходимо письменно в отдельной тетради.
Кроме этого каждый студент обязан конспектировать отдельные научные источники (из числа предложенных) к каждому семинарскому занятию. Для этого ему необходимо завести отдельную тетрадь общим объемом 48 листов.
Порядок подготовки студент определяет самостоятельно. Ответы на теоретические вопросы готовятся студентом по его усмотрению устно либо письменно. Выполнять задания и решать задачи необходимо письменно в отдельной тетради.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию, ответ при решении задачи озвучивается устно. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе.
Письменные работы являются дополнительным оценочным средством. Работы подготавливаются студентом самостоятельно. Тема письменной работы обговаривается с преподавателем. Письменная работа является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материала по данному вопросу. Письменные работы назначаются в инициативном (по желанию студента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе.
Лабораторный практикум (практическое задание) представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий. Правильность выполнения в первую очередь зависит от качественной предварительной теоретической подготовки. После оценки данного базового критерия проверке подлежит содержание и оформление представленного ответа. Лабораторный практикум оценивается по 4-балльной системе.
Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. Каждый зачетный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено.