МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Администрирование компьютерных сетей

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки02.03.02. Фундаментальная информатика и информационные технологии
ПрофильПрограммирование и информационные технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план02_03_02_ФИиИТ-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 18 18 18 18
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Жариков А.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В

Рабочая программа дисциплины
Администрирование компьютерных сетей

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 808)

составлена на основании учебного плана:
02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Козлов Д.Ю., доцент, к.ф.-м.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Козлов Д.Ю., доцент, к.ф.-м.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения данной дисциплины является овладение знаниями и навыками, необходимыми для управления учётными записями и ресурсами на примере среды Microsoft Windows Server

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен к разработке алгоритмических и программных решений в области системного и прикладного программирования, математических, информационных и имитационных моделей, созданию информационных ресурсов глобальных сетей, образовательного контента, прикладных баз данных, тестов и средств тестирования систем и средств на соответствие стандартам и исходным требованиям
ПК-3 Способность понимать и применять в научно-исследовательской и прикладной деятельности современный математический аппарат; основные законы естествознания, современные языки программирования и программное обеспечение; операционные системы и сетевые технологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.терминологию операционных систем;
этапы и стадии развертывания корпоративной сети;
возможности администрирования операционных систем семейства Windows;
о возможностях установки, развертывания и администрирования доменной сети на базе платформы операционных систем семейства Windows и Windows Server.
3.2.Уметь:
3.2.1.работать на уровне продвинутого пользователя с операционными системами семейства Windows;
использовать встроенный язык системных команд;
работать с файлами сценариев;
работать со средствами просмотра и редактирования реестра операционной системы Windows;
устанавливать операционные системы семейства Windows.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с операционными системами семейства Windows на уровне продвинутого пользователя;
использования встроенного языка системных команд и работы с файлами сценариев;
работы со средствами просмотра и редактирования реестра операционной системы Windows;
установки и настройки операционных системы семейства Windows Windows Server;
поиска необходимой информации в глобальной сети.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Компьютерные сети
1.1. Локальные и глобальные сети. Принцип работы локальной сети. Основные компоненты сети. Лекции 8 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Топология сети. Стандарт Ethernet. Модель OSI. Введение в протоколы передачи данных. Изучение локальной сети на основе коммутатора. Лекции 8 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Стандарт Ethernet. Сам. работа 8 10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Компьютерные сети. Введение в стандарт Ethernet. Лабораторные 8 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Операционные системы Microsoft
2.1. Операционные системы Microsoft. Семейство ОС Windows Server. Назначение Windows Server на примере локальной сети офиса. Лекции 8 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Возможности Windows Server. Технологии эмуляции и виртуализации. Обзор основных программных пакетов для виртуализации. Лекции 8 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Эволюция ОС Microsoft. Сам. работа 8 10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Знакомство с системой Windows Server. Лабораторные 8 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Сетевые протоколы
3.1. Введение в семейство протоколов TCP/IP. Настройка протоколов TCP/IP в локальной сети. Принципы работы сетей с коммутацией каналов и с коммутацией пакетов. Лекции 8 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Архитектура и принцип работы локальной сети с маршрутизатором. Основы работы маршрутизатора. Понятие шлюза. Принципы маршрутизации Лекции 8 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Стек протоколов TCP/IP. Сам. работа 8 10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Семейство протоколов TCP/IP. Подсети. Лабораторные 8 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Маршрутизация. Лабораторные 8 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Средства администрирования
4.1. Задачи администрирования. Средства администрирования. Использование Microsoft Management Console (MMC). Управление дисками. Понятие службы Windows. Управление службами. Лекции 8 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Средства виртуализации. Сам. работа 8 10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Средства администрирования Windows. Управление пользователями Windows Лабораторные 8 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Службы DNS и DHCP
5.1. Службы DNS и DHCP. Подсети. Понятие маски подсети. Классы подсетей. Частные подсети. Введение в службы DNS и DHCP. Лекции 8 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Надсройка DNS. Сам. работа 8 10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Роли сервера Windows.Службы DNS и DHCP. Лабораторные 8 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Домены Windows
6.1. Понятие домена Windows. Понятие пользователя домена. Знакомство со службой каталогов Active Directory. Лекции 8 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Управление групповыми политиками через Active Directory. Создание GPO. Применение GPO для пользователей и групп. Лекции 8 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.3. Групповые политики. Основные понятия. Задачи, решаемые групповыми политиками. Элементы групповых политик. Групповые политики для пользователей и компьютеров. Лекции 8 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.4. Домены Windows. Сам. работа 8 10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.5. Служба Active Directory. Сам. работа 8 10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.6. Групповые политики. Сам. работа 8 11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.7. Домен Windows. Лабораторные 8 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.8. Управление компьютерами домена Windows. Лабораторные 8 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.9. Групповые политики. Лабораторные 8 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.10. Экзамен 8 27 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
в приложении.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Власов, Ю.В. Администрирование сетей на платформе MS Windows Server : учебное пособие / Ю.В. Власов, Т.И. Рицкова: учебное пособия для ВУЗов Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий, 2008 biblioclub.ru
Л1.2 Шаньгин В.Ф. Защита информации в компьютерных системах и сетях: М.:"ДМК Пресс" // ЭБС "Лань" , 2012 https://e.lanbook.com/book/3032
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Леандро Карвальо Windows Server 2012 Hyper-V. Книга рецептов: Научно-популярная литература Издательство "ДМК Пресс", 2013 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Self-paced Labs www.microsoft.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/
2. Электронный каталог НБ АлтГУ «Книги»: http://www.lib.asu.ru/app/elecat/elecat=index1?base=book
3. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/
4. Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru
5. ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
6. ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
205Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютеры: марка КламаС Офис, мониторы: марка ACER модель V223HQL - 8 единиц; доска интерактивная Triumph MULTI TOUCH 78 + проектор NEC UM280X в комплекте
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение дисциплины завершается экзаменом. Успешное изучение дисциплины требует посещения лекций, активной работы на лабораторных работах, выполнения всех практических заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой. Во время лекции студент должен вести краткий конспект. При этом обучающийся должен стараться найти ответы на затруднительные вопросы, используя рекомендуемую литературу или общедоступные ресурсы. Если ему самостоятельно не удалось разобраться в материале, необходимо сформулировать вопросы и обратится за помощью к преподавателю на консультации или ближайшей лекции. Выполнение студентами практических заданий направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин;
- формирование необходимых профессиональных умений и навыков.
Помимо собственно выполнения практических заданий для каждого задания предусмотрена процедура защиты, в ходе которой преподаватель проводит устный или письменный опрос студентов для контроля понимания выполненных ими действий по теме занятия. При подготовке к экзамену в дополнение к изучению конспектов лекций, учебно-методических материалов и слайдов, необходимо пользоваться учебной литературой, рекомендованной настоящей программой. При подготовке к экзамену нужно изучить определения всех понятий и теоретические подходы до состояния понимания материала, а также выполнить все практические задания в курсе.