Закреплена за кафедрой | Кафедра информатики |
---|---|
Направление подготовки | 20.03.01. Техносферная безопасность |
Профиль | Безопасность жизнедеятельности в техносфере |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z20_03_01_ТБ-234-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 191 | 191 | 191 | 191 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра информатики
Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой доцент, Козлов Д.Ю.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Информатика» являются изучение теоретических основ информатики и подготовка студентов к эффективному использованию современных компьютеров, прикладных программных продуктов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-10 | способностью к познавательной деятельности |
ОК-12 | способностью использования основных программных средств, умением пользоваться глобальными информационными ресурсами, владением современными средствами телекоммуникаций, способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач |
ОПК-1 | способностью учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности |
ПК-15 | способностью проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | общие представления об информатике как науке, информационных технологиях, программном обеспечении персонального компьютера, методах обработки данных, файлов, графики |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | настраивать интерфейс программ для активной работы на персональном компьютере; пользоваться современным офисным программным обеспечением |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками использования персональным компьютером для оформления документов, обработки данных, подготовки презентаций, ведения деловой переписки |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. | ||||||
1.1. | Сообщения, данные, сигнал, атрибутивные свойства информации, показатели качества информации, формы представления информации. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации. | Лекции | 1 | 4 | Л1.3, Л2.5 | |
1.2. | Принципы действия и порядок функционирования современного компьютера при обработке информации. Логические основы ЭВМ. | Лабораторные | 1 | 4 | Л1.3, Л1.4, Л2.5 | |
1.3. | Системы передачи информации. Меры и единицы количества и объема информации. Основные структуры данных. Позиционные системы счисления. | Сам. работа | 1 | 10 | Л2.3, Л1.3, Л1.4 | |
Раздел 2. Программные средства реализации технологии обработки текстовых документов | ||||||
2.1. | Правила набора и оформления текстовой документации. Редактирование, форматирование документов. Стили документов. | Лабораторные | 1 | 2 | Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л2.5 | |
2.2. | Объекты в Word и приемы управления ими. | Сам. работа | 1 | 15 | Л1.3, Л2.5 | |
2.3. | Создание таблиц с использованием текстовых редакторов. | Сам. работа | 1 | 5 | Л2.3, Л1.3, Л1.4 | |
2.4. | Работа со стилями | Сам. работа | 1 | 5 | Л1.3, Л1.2, Л2.4 | |
2.5. | Работа с элементом оглавление | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.3, Л1.2, Л2.4 | |
Раздел 3. Технические средства реализации информационных процессов | ||||||
3.1. | История развития ЭВМ. Принцип организации компьютера и устройства, входящие в его состав. Внутренняя архитектура компьютера; упрощенная схема функциональных блоков процессора; виды памяти; системная шина. Программный принцип управления компьютером. | Лекции | 1 | 4 | Л2.3, Л1.3, Л2.5 | |
3.2. | Устройства ввода/вывода данных, данных, их разновидности и основные характеристики. | Сам. работа | 1 | 8 | Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л2.5 | |
Раздел 4. Программные средства реализации информационных процессов | ||||||
4.1. | Организация работы пользователя на ПК. Файловая структура операционных систем. Операции с файлами. | Сам. работа | 1 | 10 | Л2.3, Л1.3 | |
4.2. | Технологии обработки графической информации. | Сам. работа | 1 | 16 | Л2.3, Л1.3 | |
Раздел 5. Обработка информации средствами электронных таблиц | ||||||
5.1. | Электронные таблицы как инструментарий решения функциональных задач. Основные понятия, возможности и способы организации работы. Структура электронных таблиц. Адресация ячеек. | Сам. работа | 1 | 16 | Л2.3, Л1.3 | |
5.2. | Автоматизация ввода данных. Типы и формат данных: числа, формулы, текст. Оформление таблицы. Подготовка документа к печати. | Лабораторные | 1 | 2 | Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.4 | |
5.3. | Расчеты с использованием формул и стандартных функций. Построение диаграмм и графиков. Использование встроенных возможностей анализа данных. | Сам. работа | 1 | 30 | Л2.3, Л1.3 | |
Раздел 6. Введение в компьютерные сети | ||||||
6.1. | Методы коммутации и передачи данных | Сам. работа | 1 | 10 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 | |
6.2. | Адресация узлов сети | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.1, Л1.3 | |
6.3. | Введение в глобальные сети | Сам. работа | 1 | 26 | Л2.1, Л1.3 | |
Раздел 7. Введение в информационную безопасность | ||||||
7.1. | Основные проблемы, приводящие к уничтожению (нежелательной модификации) информации. Виды защиты информации. | Сам. работа | 1 | 16 | Л1.3, Л2.2 | |
7.2. | Классификации видов физической защиты данных, программной защиты данных. | Сам. работа | 1 | 16 | Л1.3, Л1.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
представлен в отдельном файле |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
представлен в отдельном файле |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Представлен в отдельном файле |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | С. В. Симонович | Информатика. Базовый курс: учеб. пособие для втузов [Стандарт третьего поколения] | СПб. : Питер, 2011 | |
Л1.2 | Ю. А. Алябышева, Н. С. Бабкина, Ю. Б. Лямкина | Теоретические основы информатики : учеб. пособие | - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | Под редакцией Трофимова В.В. | Информатика в 2 т. Том 2 : учебник для академического бакалавриата: Учебник | М.: ЮРАЙТ // ЭБС , 2018 | biblio-online.ru |
Л1.4 | В.В. Трофимов, М. И. Барабанова ; отв. ред. В. В. Трофимов. | Информатика в 2 т. Том 1 : учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/F0FE998E-C747-4ABB-84E3-07A146765A50 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Степанов А.Н. | Информатика: учеб. пособие для вузов | СПб.: Питер, 2005 | |
Л2.2 | Толстяков Р.Р., Забавникова Т.Ю., Попова Т.В. | Информатика: Учебные пособия | Издательство "ФЛИНТА", 2012 | e.lanbook.com |
Л2.3 | Хроленко А.Т. | Современные информационные технологии для гуманитария: практ. руководство | Флинта // ЭБС "Лань", 2007 | e.lanbook.com |
Л2.4 | Ю. А. Алябышева | Основы информатики: практикум | Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л2.5 | О. П. Новожилов | Информатика : учебник для прикладного бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/FEE705BC-11CB-46EB-810E-2634A4DE5E46. |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Поисковые системы «Яндекс», «Google»; | yandex.ru | ||
Э2 | cправочные правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс»; | www.consultant.ru | ||
Э3 | база нормативных документов «NormaCS»; | www.normacs.ru | ||
Э4 | http://ru.wikipedia.org/wiki/Информатика; | ru.wikipedia.org | ||
Э5 | Курс в Moodle Основы информатики ИСН | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Windows; MS Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
18М | помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи, учебно-методическая документация. |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
108М | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
203Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц |
Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения. Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Важнейшим организационно-методическим разделом является так называемый балльно-рейтинговый план дисциплины, в котором содержатся критерии оценок и система оценивания (в баллах) всех форм работы студентов в ходе изучения дисциплины. Поскольку подготовка к лекциям и практическим занятиям составляют основной объем текущей самостоятельной работы на протяжении всего периода изучения дисциплины, а ее результаты в значительной степени определяют индивидуальный (балльный) рейтинг студента, то аттестация по дисциплине напрямую зависит от академической активности студента в течение семестра. Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету/экзамену). При выполнении практических заданий обучающимся необходимо: последовательно читать методическое указание и осуществлять соответствующие действия на компьютере для полного и точного выполнения задания. При необходимости следует обратиться к преподавателю за разъяснениями. Обучающимся, не явившимся на занятие, следует отработать его в специально отведенное время преподавателя. Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете систематизированного варианта ответа. |