МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология правосознания и правовой социализации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮридическая психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_ЮП-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Русанов В.В.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Психология правосознания и правовой социализации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 <ИМЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ> (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 02.07.2018 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев Антон Александрович, д.ю.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 02.07.2018 г. № 9
Заведующий кафедрой Васильев Антон Александрович, д.ю.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение психологии правосознания и правовой социализации направлено на формирование у обучающихся профессиональных (ПК) компетенций, развитие правового сознания, интуиции, чувства правоты, необходимых для профессиональной практической и научной деятельности современного юриста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания
ПК-9 способностью принимать оптимальные управленческие решения
ПК-10 способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности
ПК-15 способностью эффективно осуществлять правовое воспитание
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-1: знать социальную значимость своей будущей профессии, знать отношение к праву и закону, знать уровень профессионального правосознания
ПК-9: знать особенности управленческих решений
ПК-10: знать особенности правового воспитания
ПК-15: знать специфику правового воспитания и юридической деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-1: уметь осознавать социальную значимость своей будущей профессии, уметь уважительно относиться к праву и закону
ПК-9:уметь принимать управленческие решения.
ПК-10: Уметь воспринимать, анализировать управленческие инновации в профессиональной деятельности
ПК-15:эффективно осуществлять правовое воспитание в сфере юридической деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-1: иметь навыки и опыт проявления нетерпимости к коррупционному поведению
ПК-9: владеть способами принятия управленческих решений
ПК-10:воспринимать, анализировать управленческие инновации в профессиональной деятельности.
ПК-15:методикой правового воспитания в сфере юридической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. ПРАВОСОЗНАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ Лекции 1 1 ОК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.2. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ Сам. работа 1 34 ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.3. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ Практические 1 2 ОК-1, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.4. ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ Лекции 1 1 ОК-1, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.5. ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ Сам. работа 1 22 ОК-1, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.6. ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ Практические 1 2 ОК-1, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.7. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ Сам. работа 1 0 ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.8. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ Практические 1 2 ОК-1, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.9. ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ Сам. работа 1 31 ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.10. ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ Практические 1 2 ОК-1, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.11. ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ Лабораторные 1 2 ОК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.12. Экзамен 1 9 ОК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Какие примеры характеризуют правовую культуру невысокого или, наоборот, высокого уровня?
2.Можно ли путем самовоспитания сформировать правовую культуру высокого уровня?
3.Как влияет нравственный уровень личности на уровень правовой культуры?
4.Существует ли идеал или идеальный предел уровню правовой культуры?
5.Влияет ли тип правопонимания, которого придерживается индивид, наего уровень правовой культуры?
6. В каких сферах следует искать культуру вообще и правовую культуру в частности: в сфере социального или идеального, в сфере высших достижений цивилизации или в сфере общественного быта?
7. Можно ли говорить об эволюции правовой культуры человечества в целом и российского общества в частности?
8. Возможен ли регресс правовой культуры и какие факторы ему способствуют?
9. Как соотносятся понятия правосознания и правовой культуры?
10. Каким образом юридическая наука влияет на правовую культуру общества?
11. Каким образом институт юридической ответственности влияет на правовую культуру?
12. Каким образом реализация права влияет на уровень правовой культуры?
13. Как процесс легитимации системы права влияет на уровень правовой культуры?
14. По каким критериям можно определить уровень правовой культуры личности?
15. Можно ли считать иностранного гражданина, переехавшего в РФ и незнакомого с российским законодательством, человеком с невысокой правовой культурой?
16. Начиная с какого возраста, как правило, формируется зрелая правовая
личность?
17. Эволюция теории правовой социализации.
18. Механизм правовой социализации человека.
19. Агенты правовой социализации.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. ПРАВОСОЗНАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ ПРАВОВОЙ
КУЛЬТУРЫ
2. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА.
4. ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ
ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
5. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ.
6. ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/332E4369-F539-4A59-8B51-19B18559F246
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows;
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электроннная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://www.elibrary.asu.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Порядок подготовки студент определяет самостоятельно. Ответы на теоретические вопросы готовятся студентом по его усмотрению устно либо письменно. Выполнять задания и решать задачи необходимо письменно в отдельной тетради.
Согласно учебному плану, изучение дисциплины завершается экзаменом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины производится с учетом результатов по всем видам оценочных средств в рамках четырехбальной системы.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе.
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит четыре варианта ответа, только один из которых является правильным. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию, ответ при решении задачи озвучивается устно. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе.
Письменные работы являются дополнительным оценочным средством. Работы подготавливаются студентом самостоятельно. Тема письменной работы обговаривается с преподавателем. Письменная работа является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материала по данному вопросу. Письменные работы назначаются в инициативном (по желанию студента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе.
Лабораторный практикум (практическое задание) представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий. Правильность выполнения в первую очередь зависит от качественной предварительной теоретической подготовки. После оценки данного базового критерия проверке подлежит содержание и оформление представленного ответа. Лабораторный практикум оценивается по 4-балльной системе.
Вопросы на экзамен включаются в экзаменационные билеты. Каждый экзаменационный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 45 минут. Экзамен проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Экзамен оценивается по четырехбалльной шкале.