Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и истории государства и права |
---|---|
Направление подготовки | 40.05.01. специальность Правовое обеспечение национальной безопасности |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z40_05_01_ПОНацБез-1-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 62 | 62 | 62 | 62 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и истории государства и права
Протокол от 16.05.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев Антон Александрович
1.1. | Изучение различных, в том числе политических и правовых, аспектов развития и функционирования религии как социокультурного феномена |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-5 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные категории религиоведения ; историю формирования и развития национальных и мировых религий; политические и правовые аспекты религиозной ситуации в России |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ориентироваться в типологии религиозных форм и религиозных организаций; толерантно отношениться к различным конфессиям и к людям, стоящим на атеистических позициях; анализировать роль религии в обществе и ее влияние на развитие культуры, науки, права и политики |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками толерантного восприятия конфессиональных различий; предупреждения и разрешения конфликтные ситуации, возникающие на религиозной почве |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в религиоведение | ||||||
1.1. | Религиоведение как наука | Лекции | 3 | 2 | ОК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Религиоведение как наука | Практические | 3 | 0 | ОК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Религиоведение как наука | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Религия: понятие, структура, функции и типология | Практические | 3 | 2 | ОК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Религия: понятие, структура, функции и типология | Сам. работа | 3 | 5 | ОК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Национальные религии | ||||||
2.1. | Конфуцианство и даосизм | Практические | 3 | 0 | ОК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Конфуцианство и даосизм | Сам. работа | 3 | 5 | ОК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Иудаизм | Практические | 3 | 0 | ОК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Иудаизм | Сам. работа | 3 | 5 | ОК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Индуизм | Практические | 3 | 0 | ОК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Индуизм | Сам. работа | 3 | 5 | ОК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Мировые религии | ||||||
3.1. | Буддизм | Практические | 3 | 0 | ОК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Буддизм | Сам. работа | 3 | 5 | ОК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Ислам | Практические | 3 | 0 | ОК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Ислам | Сам. работа | 3 | 5 | ОК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Христианство | Практические | 3 | 0 | ОК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Христианство | Сам. работа | 3 | 5 | ОК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Религия как социальное явление | ||||||
4.1. | Религия и наука | Практические | 3 | 0 | ОК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Религия и наука | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Религия и политика | Практические | 3 | 0 | ОК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Религия и политика | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
4.5. | Религия и право | Практические | 3 | 2 | ОК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
4.6. | Религия и право | Сам. работа | 3 | 5 | ОК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
4.7. | Религия в современной России | Практические | 3 | 0 | ОК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
4.8. | Религия в современной России | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
4.9. | Зачет | 3 | 4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Понятие и предмет религиоведения 2. Структура религиоведения. 3.Методология религиоведения 4. Определение и структура религии 5. Функции религии 6. Типология религии 7. Религиозные организации 8. Классификации религиозных организаций 9. Ранние формы религиозного сознания: тотемизм, фетишизм, анимизм, шаманизм 10. Конфуцианство и даосизм 11. Иудаизм 12. Индуизм 13. Буддизм 14. Христианство: возникновение, развитие, догматика 15. Православие 16. Католицизм 17. Протестантизм и его виды 18. Ислам 19. Новые религиозные образования и секты: сущность, классификация, типология 20. Религия и наука 21. Религия и политика 22. Религия и право 23. Деструктивные религиозные объединения и деятельность правоохранительных органов 24. ФЗ РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях»: общая характеристика 25.Свобода совести в современной России 26. Государство и религия в современной России: проблемы взаимодействия |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Понятие и предмет религиоведения 2. Структура религиоведения. 3.Методология религиоведения 4. Определение и структура религии 5. Функции религии 6. Типология религии 7. Религиозные организации 8. Классификации религиозных организаций 9. Ранние формы религиозного сознания: тотемизм, фетишизм, анимизм, шаманизм 10. Конфуцианство и даосизм 11. Иудаизм 12. Индуизм 13. Буддизм 14. Христианство: возникновение, развитие, догматика 15. Православие 16. Католицизм 17. Протестантизм и его виды 18. Ислам 19. Новые религиозные образования и секты: сущность, классификация, типология 20. Религия и наука 21. Религия и политика 22. Религия и право 23. Деструктивные религиозные объединения и деятельность правоохранительных органов 24. ФЗ РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях»: общая характеристика 25.Свобода совести в современной России 26. Государство и религия в современной России: проблемы взаимодействия |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Яблоков, И. Н. | Религиоведение: учебник для вузов | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | Шахнович М.М. | Религиоведение: учеб. пособие для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Гуревич, П.С. | Религиоведение: учеб. пособие: | М. : Издательство Юрайт, 2017 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Красников, А. Н. | Религиоведение и философия религии. Актуальные проблемы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/050185D6-80C5-45A5-A175-8D9A0B145D90 |
Л2.2 | Дмитриев, В.В. | Религиоведение: Учебное пособие | М : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle (Религиоведение) | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Раздел "Религиоведение" на сайте библиотеки "Все для студента" | www.twirpx.org | ||
Э3 | Раздел "Философия религии" на сайте "Библиотека философа" | platona.net | ||
Э4 | Раздел "Религиоведение" на сайте "Азбука веры" | azbyka.ru | ||
Э5 | Сайт библиотеки по религиоведению "Вериги" | verigi.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows; Microsoft Office; 7-Zip; AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Курс в Moodle (Религиоведение): https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7748 СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1.1. Занятия по дисциплине Религиоведение» проводятся на юридическом факультете. 1.2. Занятия проводятся в рамках направления «юриспруденция» по программе специалитета «Правовое обеспечение национальной безопасности». 1.3. На семинарские занятия выносятся, в первую очередь, темы, наиболее проблемные и сложные для понимания, требующие активного обсуждения и групповой работы. Большинство тем не охватывается содержанием лекций. Некоторые темы семинарских занятий предполагают решение задач и обсуждение этого решения, что в целом способствует формированию практических навыков студентов по применению религиоведческих знаний к конкретным жизненным ситуациям. В целом, тематика семинарских занятий обусловлена содержанием дисциплины. 1.4. Учебным планом на семинарские занятия отводится 4 часов для заочного отделения. 1.5. Темы семинарских занятий полностью соответствуют программе курса, методологически ею обусловлены. 1.6. При формулировании вопросов разработчик исходил, во-первых, из потребности заинтересовать студентов в обсуждении той или иной проблемы религиоведения, во-вторых, из возможности организовать рассмотрение вопроса в интерактивной форме, в форме деловой игры или диспута, а также исходя из значимости изучения вопроса для наиболее полного усвоения материала темы, и дисциплины в целом. Ряд вопросов предполагают освоение основ дисциплины, их знание проверяется в форме письменной самостоятельной работы. Максимальное количество баллов, которые может получить студент на одном семинарском занятии, равняется пяти. 1.7. Общая цель проведения семинарских занятий – углубить и расширить знания студентов в области религиоведения, усовершенствовать навыки применения религиоведческих знаний, а также аргументации своей точки зрения, формулирования вопросов, подготовки ответов на них, дискуссии и т.п. 1.8. Источники, рекомендованные для подготовки к семинарским занятиям в общем списке основной и дополнительной литературы, наиболее полно освещают содержание дисциплины. Они доступны к скачиванию с Интернет-сайтов, имеются в библиотеке, и представляют собой фундаментальные научные труды в области юридической антропологии. Без изучения этих источников не сформируется представление о проблемах данной учебной дисциплины. 1.9. Контроль по итогам изучения дисциплины «Религиоведение» проводится в форме зачета. |