Закреплена за кафедрой | Кафедра информатики |
---|---|
Направление подготовки | 01.03.02. Прикладная математика и информатика |
Профиль | Математическое моделирование и информационные технологии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 01_03_02_ПМиИ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра информатики
Протокол от г. №
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., доцент Козлов Д.Ю.
1.1. | Целями освоения дисциплины являются: получение студентами знаний по имитационному моделированию, методам Монте-Карло, организации и проведению компьютерного эксперимента; получение студентами знаний по технологиям имитационного моделирования, видам прикладных задач, для решения которых имитационное моделирование является эффективным инструментом; приобретении студентами навыков имитационного моделирования в современных системах компьютерного моделирования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ОПК-3 | Способен применять и модифицировать математические модели для решения задач в области профессиональной деятельности |
ПК-3 | Способность разрабатывать и применять математические методы, системное и прикладное программное обеспечение, автоматизированные системы вычислительных комплексов, сервисы, операционные системы и распределенные базы данных для решения задач производственно-технологической деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | общие принципы имитационного моделирования; основные алгоритмы моделирования случайных чисел, величин, событий; базовые методы моделирования экономических и природных процессов; основные классы моделей и принципы построения моделей информационных процессов; методы анализа и моделирования информационных процессов в сетях массового обслуживания; методы разработки динамических и гибридных моделей; методы разработки потоковых моделей и моделирования деятельности предприятия. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать имитационные модели для планирования функционирования и развития предприятия; формулировать и решать задачи моделирования информационных и бизнес-систем с использованием различных методов; применять методики анализа предметной области для моделирования экономических информационных и природных процессов; разрабатывать модели в современных программных средах; проводить компьютерные эксперименты с построенными моделями и получать наглядные статистически значимые результаты. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками моделирования информационных, экономических и природных процессов; навыками разработки имитационных моделей и проведения компьютерныхэкспериментов в соответствующей современной инструментальной среде; навыками оценки и прогнозирования основных показателей информационных, экономических и природных процессов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Базовые понятия и технологии компьютерного моделирования | ||||||
1.1. | Введение в имитационное моделирование. Методы Монте-Карло | Лекции | 7 | 4 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Методы Монте-Карло. Ошибки вычислений и обработка результатов моделирования. | Практические | 7 | 4 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Методы Монте-Карло. Ошибки вычислений и обработка результатов моделирования. | Сам. работа | 7 | 12 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Парадигмы моделирования | ||||||
2.1. | Динамические системы. Дискретно-событийное моделирование. Гибридные системы. Многоагентные системы. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Динамические системы. Дискретно-событийное моделирование. Гибридные системы. Многоагентные системы. | Практические | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Динамические системы. Дискретно-событийное моделирование. Гибридные системы. Многоагентные системы. | Сам. работа | 7 | 12 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Имитационное моделирование развития экономики | ||||||
3.1. | Имитационное моделирование развития экономики. Цифровое представление технико-экономической информации. | Лекции | 7 | 4 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Имитационное моделирование развития экономики. Цифровое представление технико-экономической информации. | Практические | 7 | 4 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Имитационное моделирование развития экономики. Цифровое представление технико-экономической информации. | Сам. работа | 7 | 12 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Моделирование физических явлений | ||||||
4.1. | Моделирование физических явлений. Проведение экспериментов с моделью. Визуализация, анимация, статистика. | Лекции | 7 | 4 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Моделирование физических явлений. Проведение экспериментов с моделью. Визуализация, анимация, статистика. | Практические | 7 | 4 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Моделирование физических явлений. Проведение экспериментов с моделью. Визуализация, анимация, статистика. | Сам. работа | 7 | 12 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Параллельное и распределённое имитационное моделирование | ||||||
5.1. | Параллельное и распределённое имитационное моделирование. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Параллельное и распределённое имитационное моделирование. | Практические | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Параллельное и распределённое имитационное моделирование. | Сам. работа | 7 | 12 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Организационные вопросы моделирования | ||||||
6.1. | Технологические этапы имитационного моделирования. Введение в объектный язык ограничений (OCL). | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Технологические этапы имитационного моделирования. Введение в объектный язык ограничений (OCL). | Практические | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
6.3. | Технологические этапы имитационного моделирования. Введение в объектный язык ограничений (OCL). | Сам. работа | 7 | 12 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Боев В. Д. | Компьютерное моделирование в среде Anylogic: | , 2019 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Боев В.Д. | МОДЕЛИРОВАНИЕ В СРЕДЕ ANYLOGIC. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | https://www.anylogic.ru/ | www.anylogic.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
AnyLogic Программное обеспечение для проведения практических работ: Microsoft office Excel, Microsoft office Word, Adobe Reader. Microsoft Windows 7-Zip | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Образовательный портал АлтГУ [Электронный ресурс]: http://portal.edu.asu.ru 2. Издательство «Лань» - электронно-библиотечная система [Электронный ресурс]: http://e.lanbook.com 3. Издательство МЦНМО. Свободно распространяемые книги издательства Московского центра непрерывного математического образования [Электронный ресурс]: www.mccme.ru/free-books 4. Математическая библиотека [Электронный ресурс]: www.math.ru/lib 5. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета [Электронный ресурс]: http://elibrary.asu.ru 6. Научная электронная библиотека Elibrary [Электронный ресурс]: http://elibrary.ru 7. Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
203Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц |
204Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25 |
Для эффективного изучения теоретической части дисциплины необходимо: - построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала; - систематически проверять свои знания; - усвоить содержание ключевых понятий; - систематически работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам. Для эффективного изучения практической части дисциплины настоятельно рекомендуется: - систематически осуществлять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем темам; - своевременно выполнять практические индивидуальные задания. Самостоятельная работа: - Поиск ответов на вопросы для самостоятельной работы позволит расширить и углубить знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - При возникновении вопросов следует обратиться к преподавателю в день консультаций. Итоговый контроль: - Для подготовки к зачету/экзамену необходимо взять перечень примерных вопросов у преподавателя/методиста кафедры. - В списке вопросов выделить те, которые были рассмотрены на лекциях, практических занятиях, и вопросы для самостоятельной работы. Для более детального изучения следует использовать рекомендуемую литературу. |