МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Особенности организации предпринимательской деятельности в области математического моделирования и ИТ
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки02.04.01. Математика и компьютерные науки
ПрофильМатематическая кибернетика и прикладной анализ
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план02_04_01_МКиПА-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 108 108 108 108
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Козлов Д.Ю.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н. , доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Особенности организации предпринимательской деятельности в области математического моделирования и ИТ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 02.04.01 Математика и компьютерные науки (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 810)

составлена на основании учебного плана:
02.04.01 Математика и компьютерные науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 08.06.2020 г. № 79/19-20
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доц., к.ф.-м.н., Козлов Д.Ю.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 08.06.2020 г. № 79/19-20
Заведующий кафедрой доц., к.ф.-м.н., Козлов Д.Ю.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является подготовка студентов к решению задач организационно-экономического управления.
Основными задачами курса являются:
- углубление базовых знаний в области экономики и менеджмента;
- формирование навыков оценки экономической эффективности и инвестиционного потенциала научных и технологических разработок;
- формирование навыков принятия управленческих решений при организации производства, внедрении и продвижении на рынке инновационных продуктов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
ПК-4: Способен использовать современные методы разработки и реализации конкретных алгоритмов математических моделей на базе языков программирования и пакетов прикладных программ моделирования в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы экономики, организации труда и организации производства;
основы планирования и организации процесса внедрения результатов научных исследований и разработок в производство;
основы управления предприятиям;
основы предпринимательской деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.ставить и решать задачи организационно-экономического управления и организации производства в условиях малого инновационного предприятия;
осуществлять руководство процессом научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оценки экономической эффективности и инвестиционного потенциала научных и технологических разработок;
навыками разработки управленческих решений при организации производства, внедрении и продвижении на рынке инновационных продуктов;
навыками бизнес-планирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы организации производства. Организация выпуска новой продукции
1.1. Научные основы и системная концепция организации производства. Типы, формы и методы организации производства. Система показателей для оценки степени достижения целей организации производства. Лекции 1 2 УК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Особенности наукоемких и высокотехнологичных производств. Специфика производства математического (программного) обеспечения. Лекции 1 2 УК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.2
1.3. Основные фазы создания нового продукта. Организация научно-исследовательских работ и конструкторснкой подготовки производства. Организация технологической подготовки производства. Лекции 1 2 УК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.4. Изучение лекционного материала, основной и дополнительной литературы, Интернет-источников. Сам. работа 1 25 УК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Управление предприятием
2.1. Основы и методологические принципы менеджмента. Предприятие как объект управления. Организационная структура, распределение полномочий и делегирование ответственности. Оперативный и стратегический менеджмент. Информационное обеспечение управленческой деятельности. Лекции 1 2 УК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Разработка управленческих решений. Внешняя и внутренняя среда. Потребители. Позиционирование. Сегментирование рынка. Методы ценообразования. Особенности ценообразования на программное обеспечение и услуги в сфере IT. Каналы распространения. Товарная стратегия. Стратегия продвижения продукта. Лекции 1 2 УК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Позиционирование. Сегментирование рынка. Методы ценообразования. Практические 1 2 УК-2, ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Особенности ценообразования на программное обеспечение и услуги в сфере IT. Каналы распространения. Товарная стратегия. Стратегия продвижения продукта. Практические 1 2 УК-2, ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Экономико-математические методы и модели в управлении. Контроль качества. Управление запасами. Лекции 1 4 УК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Экономико-математические методы и модели в управлении. Контроль качества. Управление запасами. Практические 1 4 УК-2, ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Изучение лекционного материала, основной и дополнительной литературы, Интернет-источников. Решение задач. Сам. работа 1 23 УК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Предпринимательство в сфере высоких технологий
3.1. Организация бизнеса. Выбор организационно-правовой формы. Оптимизация налогообложения. Лекции 1 2 УК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Первичные источники финансирования. Государственная поддержка инноваций. Поиск стратегических инвесторов. Бизнес-планирование. Инкубация малого наукоемкого бизнеса. Лекции 1 2 УК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Первичные источники финансирования. Государственная поддержка инноваций. Венчурное инвестирование. Практические 1 2 УК-2, ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Инкубация малого наукоемкого бизнеса. Практические 1 4 УК-2, ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Бизнес-планирование. Практические 1 4 УК-2, ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Изучение лекционного материала, основной и дополнительной литературы, Интернет-источников. Решение задач. Сам. работа 1 30 УК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.7. Выполнение индивидуального задания. Сам. работа 1 30 УК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Научные основы и системная концепция организации производства.
Типы, формы и методы организации производства.
Система показателей для оценки степени достижения целей организации производства.
Особенности наукоемких и высокотехнологичных производств.
Специфика производства математического (программного) обеспечения.
Основные фазы создания нового продукта
Организация научно-исследовательских работ и конструкторснкой подготовки производства
Организация технологической подготовки производства
Основы и методологические принципы менеджмента. Предприятие как объект управления.
Организационная структура, распределение полномочий и делегирование ответственности.
Информационное обеспечение управленческой деятельности.
Планирование деятельности предприятия.
Контроль качества.
Управление запасами.
Разработка управленческих решений. Внешняя и внутренняя среда.
Потребители. Позиционирование. Сегментирование рынка.
Методы ценообразования. Особенности ценообразования на программное обеспечение.
Каналы распространения. Товарная стратегия.
Стратегия продвижения продукта.
Экономико-математические методы и модели в управлении.
Организация бизнеса. Выбор организационно-правовой формы. Оптимизация налогообложения.
Первичные источники финансирования.
Государственная поддержка инноваций.
Венчурное инвестирование.
Поиск стратегических инвесторов.
Бизнес-планирование.
Инкубация малого наукоемкого бизнеса.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
разработка технического задания на программное обеспечение;
разработка технического задания на Веб-ресурс (Веб-сервис);
разработка бизнес-плана малого инновационного предприятия.
5.3. Фонд оценочных средств
в Приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сибагатуллина, А.М. Организация проектной и научно-исследовательской деятельности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ПГТУ // ЭБС Уневерситетская библиотека он-лайн, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277052
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. Н. Иванов Производственный менеджмент. Теория и практика в 2 ч.: учебник для академического бакалавриата — М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/082AA38D-6186-4414-93AB-2392F2C77748.
Л2.2 Кузьмина Е. Е. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие для прикладного бакалавриата ЮРАЙТ, 2017 www.biblio-online.ru/book/0DBD5942-934C-4DD1-9992-D425F14E4FB2
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Соколова О.Н Акимочкина Т.А Бочарова Л.А Документационное обеспечение управления (делопроизводство) : учеб.-метод. комплекс АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/959
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на образовательном портале АГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5030
6.3. Перечень программного обеспечения
Состав программного обеспечения компьютерного класса: операционная система с графической операционной оболочкой (Microsoft Windows, GNU/Linux), веб-браузер, интегрированный пакет прикладных программ офисного назначения (Microsoft Office, StarOffice/OpenOffice/LibreOffice).
Дополнительно желательно наличие в составе программного обеспечения файлового менеджера, архиватора, программы просмотра графических изображений с конвертором форматов, пакета визуализации данных (например, GnuPlot), пакета статистической обработки, компилятора процедурного языка программирования высокого уровня.
scilab
Условия использования: http://www.scilab.org/content/download/3911/28635/file/Scilab_6.0.0_License.txt
GNUplot
Условия использования: http://gnuplot.cvs.sourceforge.net/gnuplot/gnuplot/Copyright?view=markup
Microsoft Windows
Open Office
Условия использования: http://www.openoffice.org/license.html
LibreOffice
Условия использования: https://ru.libreoffice.org/about-us/license/
Mozila FireFox
Условия использования: https://www.mozilla.org/en-US/about/legal/eula/
Chrome
Условия использования: http://www.chromium.org/chromium-os/licenses
Acrobat Reader
Условия использования: http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
205Л кабинет информатики (компьютерный класс) - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютеры: марка КламаС Офис, мониторы: марка ACER модель V223HQL - 8 единиц; доска интерактивная Triumph MULTI TOUCH 78 + проектор NEC UM280X в комплекте
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

не требуются