МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование информационных систем
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвД-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 17 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 72 72 45 45 117 117
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Жариков А.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Проектирование информационных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 30.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.-м.н., доцент Козлов Д.Ю.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 30.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., доцент Козлов Д.Ю.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания курса является знакомство студентов с историей и современным состоянием развития методов и средств проектирования информационных систем. Формирование навыков самостоятельного практического применения современных средств и методов проектирования ИС, с помощью средств визуального проектирования и CASE – средств

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: Способен разрабатывать и адаптировать web и мультимедийные приложения.
ПК-1: Способен выявлять информационные потребности пользователей, анализировать требования к информационному ресурсу.
ОПК-9: Способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций с заинтересованными участниками проектной деятельности и в рамках проектных групп.
ОПК-8: Способен принимать участие в управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла;
ОПК-6: Способен анализировать и разрабатывать организационно-технические и экономические процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования;
ОПК-4: Способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью;
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы и рекомендации по проведению обследования и формированию требований к ИС
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять план обследования, формировать группу для обследования, проводить анализ результатов обследования, принимать решения по составу функций, реализуемых системой.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.базовыми навыками исследовательской деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Классификация методов проектирования ЭИС. Методы и средства проектирования ИС.Жизненный цикл ЭИС. Состав проектной документации. Проектирование системы экономической документации. Методы и средства организации информации проекта ИС
1.1. Классификация методов проектирования ИС. Основные компоненты технологии проектирования ИС. Методы и средства проектирования ИС Лекции 5 6 ПК-3, ПК-1, ОПК-9, ОПК-8, ОПК-6, ОПК-4, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Жизненный цикл ИС. Стадии жизненного цикла. Модели жизненного цикла: каскадная, итерационная и спиральная Лекции 5 6 ОПК-9, ОПК-8, ОПК-6, ОПК-4, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Стадии и этапы процесса проектирования ИС. Состав проектной документации Лекции 5 6 ОПК-9, ОПК-8, ОПК-6, ОПК-4, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.4. Проектирование процесса загрузки и ведения информационной базы Лекции 6 4 ОПК-9, ОПК-8, ОПК-6, ОПК-4, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.5. Основные понятия и классификация технологических процессов обработки данных. Состав, содержание и принципы организации информационного обеспечения ИС. Проектирование БД: анализ предметной области, разработка состава и структуры БД, проектирование логико-семантического комплекса Лекции 6 6 ОПК-9, ОПК-8, ОПК-6, ОПК-4, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.6. Проектирование технологических процессов обработки данных в пакетном режиме. Структурное проектирование, модульное проектирование, проектирование «водопад», структурное программирование, HIPO-документирование Сам. работа 6 8 ОПК-9, ОПК-8, ОПК-6, ОПК-4, УК-1 Л2.1, Л1.1
1.7. Стандартизация проектных работ. Основные стандарты, применяемые на различных стадиях проектирования ЭИС. Межсистемные интерфейсы и драйверы; интерфейсы в распределенных системах. Стандартные методы совместного доступа к базам и программам в сложных информационных системах (драйверы ODBC, программная система CORBA и др.) Сам. работа 6 10 ОПК-9, ОПК-8, ОПК-6, ОПК-4, УК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Проектирование программного обеспечения. CASE-системы и их классифмкация
2.1. Проектирование клиент-серверных корпоративных ИС. Проектирование систем оперативной обработки транзакций. Проектирование систем оперативного анализа данных Сам. работа 6 10 ОПК-9, ОПК-8, ОПК-6, ОПК-4, УК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Содержание RAD-технологии прототипного создания приложений. Сфера применения. Инструментальные средства. Технологический процесс проектирования с использованием систем-прототипов Лекции 6 2 ОПК-9, ОПК-8, ОПК-6, ОПК-4, УК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. Параметрически ориентированное проектирование ИС Лекции 6 2 ОПК-9, ОПК-8, ОПК-6, ОПК-4, УК-1 Л2.1, Л1.1
2.4. Типовое проектирование ИС: элементный, подсистемный, объектный Лекции 6 2 ОПК-9, ОПК-8, ОПК-6, ОПК-4, УК-1 Л2.1, Л1.1
2.5. Модельно-ориентированное проектирование ИС Лекции 6 2 ОПК-9, ОПК-8, ОПК-6, ОПК-4, УК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Практические занятия
3.1. Формализация и способы описания алгоритмов. Создание спецификаций Практические 5 9 ПК-3, ПК-1, ОПК-9, ОПК-8, ОПК-6, ОПК-4, УК-1 Л2.1, Л1.1
3.2. Выполнение постановки задачи. Рассмотрение стандартного примера Практические 5 9 ПК-3, ПК-1, ОПК-9, ОПК-8, ОПК-6, ОПК-4, УК-1 Л2.1, Л1.1
3.3. Развитие задания лабораторных работ Сам. работа 5 72 ОПК-9, ОПК-8, ОПК-6, ОПК-4, УК-1 Л2.1, Л1.1
3.4. Сбор материалов для разрабртки технического задания Сам. работа 6 7 ОПК-9, ОПК-8, ОПК-6, ОПК-4, УК-1 Л2.1, Л1.1
3.5. Создание технического задания на разработку информационной системы. Рассмотрение стандартного примера. Самостоятельное выполнение задания по заданной теме. Практические 6 18 ПК-3, ПК-1, ОПК-9, ОПК-8, ОПК-6, ОПК-4, УК-1 Л2.1, Л1.1
3.6. Самостоятельная доработка лабораторных работ Сам. работа 6 10 ОПК-9, ОПК-8, ОПК-6, ОПК-4, УК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
В приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении
5.3. Фонд оценочных средств
В приложении
Приложения
Приложение 1.   ПИвД_ФОС_Проект_ИС.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Григорьев М.В., Григорьева И.И. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/394E4411-7B76-4F47-BD2D-C3B981BEC3B8
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Грекул В.И., Коровкина Н.Л., Левочкина Г.А. Проектирование информационных систем: учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/bcode/413758
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 WWW.INTUIT.RU,
Э2 WWW.BOOKSGID.COM,
Э3 WWW.CITFORUM.RU
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Visual Studio
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение дисциплины завершается зачетом. Успешное изучение дисциплины требует посещения лекций, активной работы на лабораторных работах, выполнения всех практических заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой. Во время лекции студент должен вести краткий конспект. При этом обучающийся должен стараться найти ответы на затруднительные вопросы, используя рекомендуемую литературу или общедоступные ресурсы. Если ему самостоятельно не удалось разобраться в материале, необходимо сформулировать вопросы и обратится за помощью к преподавателю на консультации или ближайшей лекции. Выполнение студентами практических заданий направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин;
- формирование необходимых профессиональных умений и навыков.
Помимо собственно выполнения практических заданий для каждого задания предусмотрена процедура защиты, в ходе которой преподаватель проводит устный или письменный опрос студентов для контроля понимания выполненных ими действий по теме занятия. При подготовке к зачетам в дополнение к изучению конспектов лекций, учебных пособий и слайдов, необходимо пользоваться учебной литературой, рекомендованной настоящей программой. При подготовке к зачету нужно изучить определения всех понятий и теоретические подходы до состояния понимания материала.