МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование информационных систем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвД-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Жариков А.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Проектирование информационных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 30.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.-м.н., доцент Козлов Д.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 30.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., доцент Козлов Д.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания курса является знакомство студентов с историей и современным состоянием развития методов и средств проектирования информационных систем. Формирование навыков самостоятельного практического применения современных средств и методов проектирования ИС, с помощью средств визуального проектирования и CASE – средств

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе
ПК-3 способностью проектировать ИС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения
ПК-4 способностью документировать процессы создания информационных систем на стадиях жизненного цикла
ПК-5 способностью выполнять технико-экономическое обоснование проектных решений
ПК-6 способностью собирать детальную информацию для формализации требований пользователей заказчика
ПК-9 способностью составлять техническую документацию проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов
ПСК-1 способностью проектировать дизайн интерфейса пользователя информационной системы, в том числе с учетом развития современной шрифтовой культуры и особенностей пользовательского поведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы и рекомендации по проведению обследования и формированию требований к ИС
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять план обследования, формировать группу для обследования, проводить анализ результатов обследования, принимать решения по составу функций, реализуемых системой.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.базовыми навыками исследовательской деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Классификация методов проектирования ЭИС. Методы и средства проектирования ИС.Жизненный цикл ЭИС. Состав проектной документации. Проектирование системы экономической документации. Методы и средства организации информации проекта ИС
1.1. Классификация методов проектирования ИС. Основные компоненты технологии проектирования ИС. Методы и средства проектирования ИС Лекции 6 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Жизненный цикл ИС. Стадии жизненного цикла. Модели жизненного цикла: каскадная, итерационная и спиральная Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Стадии и этапы процесса проектирования ИС. Состав проектной документации Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
1.4. Проектирование процесса загрузки и ведения информационной базы Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
1.5. Основные понятия и классификация технологических процессов обработки данных. Состав, содержание и принципы организации информационного обеспечения ИС. Проектирование БД: анализ предметной области, разработка состава и структуры БД, проектирование логико-семантического комплекса Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Проектирование технологических процессов обработки данных в пакетном режиме. Структурное проектирование, модульное проектирование, проектирование «водопад», структурное программирование, HIPO-документирование Сам. работа 6 8 Л2.1, Л1.1
1.7. Стандартизация проектных работ. Основные стандарты, применяемые на различных стадиях проектирования ЭИС. Межсистемные интерфейсы и драйверы; интерфейсы в распределенных системах. Стандартные методы совместного доступа к базам и программам в сложных информационных системах (драйверы ODBC, программная система CORBA и др.) Сам. работа 6 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Проектирование программного обеспечения. CASE-системы и их классифмкация
2.1. Проектирование клиент-серверных корпоративных ИС. Проектирование систем оперативной обработки транзакций. Проектирование систем оперативного анализа данных Сам. работа 6 10 Л2.1, Л1.1
2.2. Содержание RAD-технологии прототипного создания приложений. Сфера применения. Инструментальные средства. Технологический процесс проектирования с использованием систем-прототипов Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
2.3. Параметрически ориентированное проектирование ИС Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
2.4. Типовое проектирование ИС: элементный, подсистемный, объектный Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
2.5. Модельно-ориентированное проектирование ИС Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Практические занятия
3.1. Формализация и способы описания алгоритмов. Создание спецификаций Сам. работа 6 3 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.2. Выполнение постановки задачи. Рассмотрение стандартного примера Сам. работа 6 3 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.3. Развитие задания лабораторных работ Сам. работа 6 27 Л2.1, Л1.1
3.4. Сбор материалов для разрабртки технического задания Сам. работа 6 7 Л2.1, Л1.1
3.5. Создание технического задания на разработку информационной системы. Рассмотрение стандартного примера. Самостоятельное выполнение задания по заданной теме. Сам. работа 6 12 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.6. Самостоятельная доработка лабораторных работ Сам. работа 6 10 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Григорьев М.В., Григорьева И.И. Проектирование информационных систем: Учебное пособие для вузов М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Грекул В.И., Коровкина Н.Л., Левочкина Г.А. Проектирование информационных систем: учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 WWW.INTUIT.RU,
Э2 WWW.BOOKSGID.COM,
Э3 WWW.CITFORUM.RU
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Visual Studio
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение дисциплины завершается зачетом. Успешное изучение дисциплины требует посещения лекций, активной работы на лабораторных работах, выполнения всех практических заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой. Во время лекции студент должен вести краткий конспект. При этом обучающийся должен стараться найти ответы на затруднительные вопросы, используя рекомендуемую литературу или общедоступные ресурсы. Если ему самостоятельно не удалось разобраться в материале, необходимо сформулировать вопросы и обратится за помощью к преподавателю на консультации или ближайшей лекции. Выполнение студентами практических заданий направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин;
- формирование необходимых профессиональных умений и навыков.
Помимо собственно выполнения практических заданий для каждого задания предусмотрена процедура защиты, в ходе которой преподаватель проводит устный или письменный опрос студентов для контроля понимания выполненных ими действий по теме занятия. При подготовке к зачетам в дополнение к изучению конспектов лекций, учебных пособий и слайдов, необходимо пользоваться учебной литературой, рекомендованной настоящей программой. При подготовке к зачету нужно изучить определения всех понятий и теоретические подходы до состояния понимания материала.