Закреплена за кафедрой | Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики |
---|---|
Направление подготовки | 01.04.02. Прикладная математика и информатика |
Профиль | Биокибернетика, биоинформатика и программная инженерия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 01_04_02_ББиПИ-1-2020-1 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 81 | 81 | 81 | 81 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Понькина Елена Владимировна
1.1. | Основная цель дисциплины "Модели популяционно-генетических процессов" - дать представление об основных принципах и подходах в моделировании эволюции популяций, научить пользоваться современными компьютерными технологиями, применяемыми в математическом моделировании популяционно-генетических процессов, самостоятельно применять современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и проектно-технологических задач профессиональной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.03 |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
ОПК-3 | Способен разрабатывать математические модели и проводить их анализ при решении задач в области профессиональной деятельности |
ПК-2 | способность применять новые методы исследования в области биокибернетики, биоинформатики, медицины и проектирования комплексов программ в сфере профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | 1.Математические методы и модели в экологии 2.Основы и концепции моделирования сложных систем 3.Общую схему системного исследования и моделирования сложных объектов 4.Системы имитационного моделирования 5.Прикладные модели и информационное технологии биокибернетики и биоинформатики |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | 1.Осуществлять формализацию прикладных задач, возникающих в экологических системах 2.Проводить системное исследование сложных биокибернитических объектов и явлений 3.Применять информационные технологии для исследования, моделирования и анализа больших данных |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | 1.Математическими методами для исследования объектов сложных систем 2.Принципами исследования сложных объектов 3.Навыками работы с прикладными пакетами анализа и исследования сложных систем |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Математические модели в популяционной генетике и теории микроэволюции | ||||||
1.1. | Экология и математика: исторический экскурс | Лекции | 2 | 2 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Математические модели теории эволюции – математика дарвинизма. | Практические | 2 | 2 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | Л1.2 |
1.3. | Диплоидность. Открытие двойной структуры ДНК | Сам. работа | 2 | 5 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | Л1.3 |
Раздел 2. Математика наследования | ||||||
2.1. | Закон Харди-Вайнберга. Дрейф генов. Теория случайных блужданий. | Лекции | 2 | 2 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | Л1.1 |
2.2. | Эффект «бутылочного горлышка». Модель развития человеческого рода. | Практические | 2 | 2 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | Л1.3 |
2.3. | Математическая теория ветвящихся процессов | Сам. работа | 2 | 8 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | Л1.1 |
Раздел 3. Математика естественного отбора | ||||||
3.1. | Теория генетических ландшафтов. Ландшафты приспособленности | Лекции | 2 | 2 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | Л1.3 |
3.2. | Примеры из теории эволюции | Практические | 2 | 2 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | Л2.1 |
3.3. | Теорема Фишера – фундаментальная теория естественного отбора. Распределение приспособленности популяции. | Лекции | 2 | 2 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | Л1.2 |
3.4. | Интерпретация и границы применимости теоремы Фишера | Практические | 2 | 2 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | Л1.2 |
3.5. | Динамика самовоспроизводящихся систем. | Сам. работа | 2 | 10 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | Л1.2 |
Раздел 4. Модели биолого-социальной эволюции | ||||||
4.1. | Подходы к моделированию эволюции | Лекции | 2 | 2 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | Л1.3 |
4.2. | Подходы Топажа А.Г., Оскорбина Н.М., модель поколений | Практические | 2 | 2 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | |
4.3. | Модель А.В. Маркова | Сам. работа | 2 | 10 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | |
Раздел 5. Эволюционные игры | ||||||
5.1. | Введение в теорию эволюционных игр | Лекции | 2 | 2 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | Л1.3 |
5.2. | Прикладной пакет Populus | Практические | 2 | 4 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | Л1.3 |
5.3. | Модели эволюции популяций | Сам. работа | 2 | 10 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | Л1.3 |
5.4. | Принцип реализации эволюционных игр. Эволюционно-стабильные стратегии. | Лекции | 2 | 2 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | |
5.5. | Примеры эволюционных игр: Гипотетический «лес дружбы» Р. Доккинза; Две крысы и две кормушки; Ястребы – голуби | Практические | 2 | 2 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | |
5.6. | Эволюционные игры: Война на истощение; Парадокс заключенных. Эволюция кооперации. Эксперимент Роберта Аксельрода. | Сам. работа | 2 | 10 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | |
5.7. | Проблема пола | Лекции | 2 | 2 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | |
5.8. | Математическая теория двух полов. | Практические | 2 | 2 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | |
5.9. | Решение проблемы пола Рональдом Фишером. | Сам. работа | 2 | 10 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | |
5.10. | Сложные простые игры | Лекции | 2 | 2 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | |
5.11. | Социальная экология | Сам. работа | 2 | 18 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | |
5.12. | Экзамен | 2 | 27 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Приведены в ФОС дисциплины. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Приведены в ФОС дисциплины. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Меншуткин В.В. | Искусство моделирования (экология, физиология, эволюция).: | Петрозаводск – Санкт-Петербург, 2010 | resources.krc.karelia.ru |
Л1.2 | Гильменфарб А.А., Гинзбург Л.Р., Полуэктов Р.А.и др. | Динамическая теория биологических популяций: | М.: Изд-во «Наука», 1974 | libarch.nmu.org.ua |
Л1.3 | Кипятков В.Е. | Практикум по математическому моделированию в популяционной экологии: | СПб.: Санкт-Петерб. госуд. ун-т, 2002 | www.studmed.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Зарипов Ш.Х. | Введение в математическую экологию: учебно-методическое пособие | Казань: Изд-во Казанского федерального университета, 2010 | kpfu.ru |
Л2.2 | Ризниченко Г.Ю. | МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. МОДЕЛИ В БИОФИЗИКЕ И ЭКОЛОГИИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронный курс в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Пакеты для математических вычислений: SciLab, MS Excel. Microsoft Windows | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. НБ АлтГУ http://www.lib.asu.ru/ 2. НБ АлтГУ «Книги»: http://www.lib.asu.ru/app/elecat/elecat=index1?base=book 3. ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ 4. ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ 5. ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ 6. ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
408Л | лаборатория математического моделирования - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер Depo - 10 шт., 5 шт. с мониторами LG и 5 шт. с мониторами Philips; мультимедиа-проектор Sony - 1 шт.; МФУ Canon - 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima C - 1 шт. |
Для успешного освоения дисциплины необходимы знания следующих разделов математических дисциплин: дифференциальное и интегральное исчисление (таблицы производных и интегралов, правила и методы вычисления производных и интегралов), дифференциальные уравнения (обыкновенные дифференциальные уравнения с постоянными коэффициентами, методы решения дифференциальных уравнений). По дисциплине предусмотрен письменный опрос по основным понятиям дисциплины: 1. Письменный опрос по базовым понятиям популяционной генетики 2. Письменный опрос по основам моделирования По дисциплине предусмотрены лабораторные работы в системе имитационного моделирования Anylogic и пакете Populus. Методические материалы, лекции, задания, вопросы для подготовки к зачету и перечень необходимой литературы представлен на образовательном портале АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/. |