МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и техника произведений искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузей в современном мире
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_МООКПН-1-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 97
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 97 97 97 97
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тишкина Татьяна Владимировна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Гребенникова Татьяна Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
История и техника произведений искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.познакомить студентов с историей развития и основными разновидностями технологий производства произведений искусства

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способность осуществлять атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История декоративно-прикладного искусства: художественные промыслы и ремесла.
1.1. Историография, цель, задачи, основные понятия и проблематика курса. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Древнее ремесло: принципы изучения древних материалов и технологий. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Древнее ремесло: принципы изучения древних материалов и технологий. Сам. работа 8 6 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. История русского народного искусства Лекции 8 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. История русского народного искусства. Сам. работа 8 6 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Народное искусство России как неотъемлемая часть культуры русского народа. Сам. работа 8 8 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Народное искусство России как неотъемлемая часть культуры русского народа. Практические 8 4 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Техника и технология изготовления изделий декоративно-прикладного искусства.
2.1. Технология изготовления изделий из камня. Лекции 8 4 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. История ювелирного дела.Драгоценные камни как материал для изготовления произведений искуства. Сам. работа 8 8 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Драгоценные камни как материал для изготовления произведений искусства. Практические 8 4 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. История и технология изготовления предметов искусства из металла. Лекции 8 4 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. История и технология изготовления предметов искусства из металла. Сам. работа 8 8 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. История и технология изготовления предметов искусства из металла. Практические 8 4 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Полихромный стиль в искусстве. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Полихромный стиль в искусстве. Сам. работа 8 8 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. Полихромный стиль в искусстве. Практические 8 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.10. Технология изготовления изделий из дерева. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.11. Технология изготовления изделий из дерева. Сам. работа 8 8 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.12. Технология изготовления изделий из дерева. Практические 8 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.13. Технология изготовления изделий с кистевой росписью. Сам. работа 8 11 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.14. Технология изготовления изделий с кистевой росписью. Практические 8 4 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.15. История и технология изготовления керамических изделий. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.16. История и технология изготовления керамических изделий. Сам. работа 8 8 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.17. История и технология изготовления керамических изделий. Практические 8 4 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.18. История и технология изготовления текстильных изделий. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.19. История и технология изготовления текстильных изделий. Сам. работа 8 10 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.20. История и технология изготовления текстильных изделий. Практические 8 4 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.21. Технология изготовления изделий из кости и рога. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.22. Технология изготовления изделий из кости и рога. Сам. работа 8 8 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.23. Технология изготовления изделий из кости и рога. Практические 8 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.24. Технология изготовления изделий из кожи. Сам. работа 8 8 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.25. Технология изготовления изделий из кожи. Практические 8 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы к промежуточной аттестации:
1. Древнее ремесло: принципы изучения материалов и технологий.
2. Ювелирное искусство: понятие и история развития.
3. История ювелирного дела на Руси.
4. История русского ювелирного дела в XIX–XX вв.
5. Карл Фаберже: история фирмы и выдающиеся произведения.
6. Драгоценные камни: основные свойства и разновидности.
7. История применения драгоценных камней для изготовления предметов искусства. Методы обработки драгоценных камней.
8. Основные свойства металлов. Железо.
9. Свойства цветных металлов.
10. Технологии литья и штамповки в изготовлении художественного металла.
11. Технологии ковки и дифовки в изготовлении произведений искусства.
12. Чеканка как технология изготовления произведений искусства: понятие и основные разновидности.
13. Золочение и его разновидности.
14. Гравирование и насечка как способы художественной обработки металлов.
15. Чернение как технологический прием обработки металлический изделий/
16. Скань (филигрань) и зернь как виды художественной обработки металлов.
17. Декор произведений искусства.
18. Резьба и роспись по дереву. Хохломская роспись.
19 Миниатюрная живопись. Палехский промысел.
20. Жостовская роспись. Городецкая роспись.
21. Урало-сибирская роспись. История промысла. Технология изготовления изделий, традиции орнаментального решения.
22. Гжель: особенности и история промысла.
23. Полихромный стиль: понятие и происхождение. Произведения искусства, выполненные в полихромном стиле.
24. Технология эмалирования и ее применение в произведениях искусства.
25. Технологии и особенности оформления произведений искусства из камня.
26. Художественная обработка кости.
27. Традиционные техники вышивки и кружевоплетения. Центры народного искусства.
28. Ткачество и художественная роспись ткани.
29. Художественная обработка кожи.
30. Художественная керамика.Технологии изготовления изделий, традиции росписи.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Значение собраний этнографических музеев в изучении этнического искусства.
Природные мотивы и фольклорные сюжеты в народном искусстве.
Художественная роспись ткани.
Русская деревянная игрушка. Центры народного искусства. Технология изготовления и традиционные способы декорирования.
Инкрустация как вид художественной обработки древесины. Инструменты, оборудование.
Маркетри как вид художественной обработки древесины. Инструменты. оборудование.
Цвет в декоративно-прикладном искусстве.
Современные материалы и технологии в декоративно-прикладном искусстве.
Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Виды орнамента. Способы построения орнамента.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 составитель Ш.Б. Майны Культура народов Сибири: учебно-методическое пособие ТувГУ, 2019 e.lanbook.com
Л1.2 Кошаев В. Б. Декоративно-прикладное искусство : понятия; этапы развития: учебное пособие: учебное пособие Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС//ЭБС, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Буткевич Л.В. История орнамента: Учебное пособие М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
Л2.2 Миненко Л.В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы Западной Сибири: учебное пособие: Учебная литература для ВУЗов КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2006 г. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Виды огранки драгоценных камней bemileo.ru
Э2 Народные промыслы rospatent.gov.ru
Э3 Русские народные промыслы ruvera.ru
Э4 Клиентов А.Е. Народные промыслы bookree.org
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

Сервер «Народные промыслы»: https://rospatent.gov.ru/ru/sourses/regional-brands/folk-crafts
Поисковая система Google

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. Студентам рекомендуется аккуратно вести конспекты лекций. В случае недопонимания какой-либо части лекционного материала следует задать вопрос преподавателю в установленном порядке.
Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. При подготовке к практическому занятию, студенту следует изучить содержание соответствующего раздела программы дисциплины, обратить внимание на представленный план занятия. При изучении указанной литературы, формировании ответов на вопросы практического занятия, следует выявить проблемы, являющиеся предметом обсуждения. Рекомендуется составлять краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторном занятии, при подготовке к зачету. Работа в ходе проведения практического занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи.
Критерии оценивания работы студента на практическом занятии. «Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, аргументировано отвечал на дополнительные вопросы.
«Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, участвовал в дискуссии, однако допустил неточности в ответе.
«Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Продемонстрировал частичное изучение указанной литературы и источников.
«Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем.
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу http://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=43515
ЭУМКД включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены планы практических занятий, лекционные материалы с контрольными вопросами, практические задания, глоссарий, материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения.
Некоторые темы лекций осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответов на контрольные вопросы.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно, индивидуально и направляются преподавателю. Оценка за каждое выполненное практическое задание выставляется по стобалльной шкале, засчитывается задание, оцененное в не менее чем 50 баллов. Ответы на практические задания должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускаются плагиат и списывание. В случае если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то они не оцениваются. Выполненное задание, получившее оценку менее чем 50 баллов, не засчитывается, как удовлетворительное и должно быть доработано автором.
Для подготовки доклада из приведенного перечня выберите тему. Ознакомьтесь с содержанием программы дисциплины. Используя указанную литературу, составьте доклад, подготовьтесь к публичному представлению доклада, выполните 8–10 слайдов. На последнем слайде укажите список использованной литературы и источников. Время выступления 8-10 минут.
К выполнению тестовых заданий следует приступать после завершения изучения всех тем дисциплины. В случаях отрицательных результатов после двух попыток прохождения тестовых заданий, необходимо обратиться к преподавателю за консультацией.
Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл. Максимальное количество баллов за тест 30.
К устному экзамену допускаются студенты-бакалавры, выполнившие все задания в системе ЭУМКД (не менее 50 баллов за каждый), не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий и успешно выполнившие тестовые задания. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса и практическое задание, при выполнении которого студент демонстрирует знания жанров и стилей отечественной живописи. Предлагается в формате почтовых карточек 20 репродукций произведений отечественных живописцев XVIII–XX вв. После ознакомления с изображениями студент называет, в каком жанре выполнено каждое произведение (портрет, пейзаж, натюрморт, историческая живопись, бытовой жанр) и указывает соответствующий стиль (барокко, рококо, классицизм, реализм). Критерии оценивания практического задания: отлично – студент выполнил предложенное практическое задание без ошибок, при этом дополнительно атрибутировал авторство и названия некоторых живописных произведений; хорошо – студент выполнил задание с одной-тремя неточностями, которые смог исправить при дополнительных наводящих вопросах преподавателя; удовлетворительно – студентом допущено до пяти ошибок при выполнении практического задания, которые он не смог исправить при дополнительных наводящих вопросах преподавателя; неудовлетворительно – студент практическое задание не выполнил. Оценка за выполнение практического задания учитывается при выставлении студенту итоговой экзаменационной оценки. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.