МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-2-2020
Часов по учебному плану 190
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 127
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 127 127 127 127
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 190 190 190 190

Программу составил(и):
Ст.преп, Прайзендорф Е.С.

Рецензент(ы):
к.психол.наук, Доцент, Волкова Т.Г

Рабочая программа дисциплины
Психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
К.психол.н., доцент Волкова Т.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой К.психол.н., доцент Волкова Т.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.- изучение психологических основ психических процессов, состояний, свойств человека, его моделей общения, межличностного взаимодействия;
- развитие психологической компетенции;
- формирование умений и навыков, способствующих применению полученных знаний в повседневных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6.1: Использует инструменты и методы управления временем при выполнении конкретных задач, проектов, при достижении поставленных целей
УК-6.2: Определяет приоритеты собственной деятельности, личностного развития и профессионального роста
УК-6.3: Оценивает требования рынка труда и предложения образовательных услуг для выстраивания траектории собственного профессионального роста
УК-6.4: Строит профессиональную карьеру и определяет стратегию профессионального развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.значение мотивов, воли, эмоций, самосознания в структуре личности и деятельности для самоорганизации, а также закономерности общения с людьми разных социальных групп.
3.2.Уметь:
3.2.1.организовать собственную деятельность с учетом индивидуальных особенностей личности, анализировать нестандартные ситуации и находить способы их решения, устанавливать деловые и межличностные контакты с людьми разных социальных групп.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими умениями и навыками в организации собственной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями личности, в принятии управленческих решений в нестандартных ситуациях, в построении оптимальных взаимоотношений с людьми разных социальных групп.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию
1.1. Предмет психологии, ее задачи и методы. Психология в структуре современных наук Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.2. Отрасли психологии и связь психологии с другими науками Сам. работа 4 20 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 2. Психика и сознание
2.1. Мозг и психика Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.2. Соотношение сознательного и бессознательного Сам. работа 4 20 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.3. Исследование самосознания личности Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.4. Сознание и самосознание личности Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.5. Психологическая теория деятельности Сам. работа 4 20 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 3. Психические процессы
3.1. Психология ощущений и восприятия. Память как процесс отражения прошлого опыта Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
3.2. Исследование сенсорно-перцептивных процессов и памяти человека Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
3.3. Мышление и воображение как особый вид психических процессов Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
3.4. Проблема развития творческого мышления и воображения субъекта Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
3.5. Психология мышления и воображения Сам. работа 4 20 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 4. Психические состояния человека
4.1. Общая характеристика психических состояний. Внимание как состояние, эмоциональные состояния и их функции Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
4.2. Психологические особенности измененных состояний сознания человека Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
4.3. Психическая регуляция поведения и деятельности Сам. работа 4 20 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
4.4. Приемы тренировки внимания Сам. работа 4 15 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
4.5. Психологическое воздействие цвета и формы на эмоциональные и волевые состояния человека Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
4.6. Эмоции и чувства Сам. работа 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 5. Психология личности
5.1. Индивидуально-психологические особенности личности, направленность личности и мотивация деятельности Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
5.2. Темперамент как динамическая характеристика личности. Характер: общее представление Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
5.3. Исследования индивидуально-психологических особенностей личности Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
5.4. Теории темперамента Сам. работа 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
5.5. Проблема самосовершенствования черт характера, повышения психологической культуры личности Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
5.6. Способности Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 6. Общение как социально-психологический феномен. Психология малой группы.
6.1. Проблема феномена общения в психологической науке. Проблема группы в социальной психологии Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
6.2. Общение и речь Сам. работа 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
6.3. Межличностные отношения и взаимодействия Сам. работа 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
6.4. Психология малых групп Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
6.5. Зачет 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Основные этапы становления психологии.
2. Классификация методов современной психологии.
3. Назовите отрасли психологии и их связь с другими науками.
4. Найти общее и различительное в понятиях «самость», «самооценка», «самоценность».
5. Назовите структуру деятельности, ее внутренние и внешние компоненты.
6. Раскройте потребностно-мотивационную сферу личности.
7. Охарактеризуйте механизмы восприятия человека человеком.
8. Групповая динамика и групповое развитие.
9. Физиологические основы ощущений.
10. Забывание как особый процесс памяти.
11. Воля как сознательный регулятор деятельности.
12. Раскройте соотношение характера и темперамента.
13. Охарактеризуйте понятия «одаренность», «талант», «гениальность».
14. Мнемические приемы тренировки памяти человека.
15. Защитные механизмы личности.
16. Природа индивидуальных различий в творческих способностях.
17. Измененные состояния сознания.
18. Способы тренировки внимания человека.
19. Конституциональные типологии темперамента.
20. Характеристика акцентуаций характера по К.Леонгарду и А.Е.Личко.
21. Методы регуляции и саморегуляции психических состояний.
22. Функциональная ассиметрия головного мозга как основа различий формирования индивидуальных способностей.
23. Развитие навыков позитивного общения.

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Отсутствуют
5.3. Фонд оценочных средств
Прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Немов Р.С. Психология: учебник М.: Высшее образование, 2008
Л1.2 Маклаков А. Г. Общая психология: учеб. пособие для вузов СПб.: Питер, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Столяренко Л.Д. Психология: учеб. для вузов СПб.: Питер, 2010
Л2.2 Штейнмец, Артур Эмануилович Общая психология: учеб. пособие для вузов М. : Академия, , 2010
Л2.3 В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская Общая психология : учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/58F4CDB4-3267-4F9F-B884-046B31F8EFC3
Л2.4 Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко Общая психология : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/DD8AF70A-93A8-4BEF-AB94-CD25D5840550
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Гуревич, П.С. Психология : учебник / П.С. Гуревич. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 319 с URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118130
Э2 Кравченко, А.И. Общая психология : учебное пособие / А.И. Кравченко. - М. : Проспект, 2011. - 430 с URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251783
Э3 Баданина, Л.П. Основы общей психологии : учебное пособие / Л.П. Баданина. - 2-е изд., стер. - М. : Флинта, 2012 URL://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103315
Э4 Курсы в Moodle "Психология / Основы психологии" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4549
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий (20 баллов), активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий (50 баллов), и ответить на вопросы к экзамену (30 баллов).
В экзаменационный билет включены три вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. За ответ студент может получить максимально 30 баллов.
Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Практические занятия способствуют более глубокому развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подгогтовке к ним; выделить вопросы, упражнения, ответы на которые без предварительной подготовки не прдставляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов.
При ответх на фопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо в начале делаетс вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ.