МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.06.01. Химические науки
НаправленностьОрганическая химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план04_06_01_Химические науки_ОХ_АХ-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 65
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 20 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 24 24
Практические 14 14 14 14 28 28
Сам. работа 46 46 19 19 65 65
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
д.х.н., профессор, Зав. кафедрой, Базарнова Наталья Григорьевна

Рецензент(ы):
к.х.н., Доцент, Харнутова Елена Павловна

Рабочая программа дисциплины
Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.06.01 ХИМИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 869)

составлена на основании учебного плана:
04.06.01 ХИМИЧЕСКИЕ НАУКИ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоить теоретические и методические вопросы организации исследовательской работы, классификацию исследований, методологический аппарат, подходы и принципы исследования, теоретические и экспериментальные методы исследования, навыки анализа, оформления и продвижения результатов научных исследований.Получить системное понимание в научно-исседовательской деятельности по химии и получать научные результаты, удовлетворяющие современным требованиям к содержанию диссертаций на соискание степени кандидата химических наук.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью осуществлять анализ, планирование, разработку и реализацию комплексного процесса научного исследования, вносить оригинальный вклад в развитие научных знаний с опорой на современные подходы, презентовать результаты научного исследования в виде публикаций и продвигать научные достижения в профессиональной деятельности
ПК-3: cпособностью демонстрировать системное понимание в профессиональной области и получать научные результаты, удовлетворяющие установленным требованиям к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы анализа, планирования, разработки и реализации комплексного процесса научного исследования
3.2.Уметь:
3.2.1.вносить оригинальный вклад в развитие научных знаний с опорой на современное подходы в химии, презентовать результаты научных исследований в виде публикаций в высокорейтинговых журналах, продвигать научные достижения в химическое, фармацевтическое и др. производства
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью демонстрировать системное понимание в научно-исседовательской деятельности по химии и получать научные результаты, удовлетворяющие современным требованиям к содержанию диссертаций на соискание степени кандидата химических наук

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика и методология исследования
1.1. Сущность и классификация исследований Лекции 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.2. Сущность и классификация исследований Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.3. Сущность и классификация исследований Сам. работа 2 7 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.4. Уровни методолгии, подходы и принципы исследования Лекции 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.5. Уровни методолгии, подходы и принципы исследования Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.6. Уровни методолгии, подходы и принципы исследования Сам. работа 2 7 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.7. Основные характеристики исследования Лекции 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.8. Основные характеристики исследования Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.9. Основные характеристики исследования Сам. работа 2 7 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Теоретические и экспериментальные методы химического исследования
2.1. Общетеоретические методы исследования, анализ литературы, документов. Лекции 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Общетеоретические методы исследования, анализ литературы, документов. Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Общетеоретические методы исследования, анализ литературы, документов. Сам. работа 2 8 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.4. Моделирование как метод исследования Лекции 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.5. Моделирование как метод исследования Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.6. Моделирование как метод исследования Сам. работа 2 8 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.7. Экспериментальные методы в исследовании Лекции 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.8. Экспериментальные методы в исследовании Практические 2 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.9. Экспериментальные методы в исследовании Сам. работа 2 9 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Анализ результатов научного исследования
3.1. Анализ состояния проблемы, критерии и показатели для изучения результатов исследования Лекции 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.2. Анализ состояния проблемы по теме диссертационного исследования, критерии и показатели для изучения результатов исследования Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.3. Анализ состояния проблемы по теме диссертационного исследования, критерии и показатели для изучения результатов исследования Сам. работа 3 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.4. Обработка и интерпретация научных данных Лекции 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.5. Основные приемы обработки и интерпретации научных данных Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.6. Основные приемы обработки и интерпретации научных данных Сам. работа 3 3 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Оформление результатов научного исследования
4.1. Нормативная документация для оформления результатов научных исследований Лекции 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.2. Основные виды нормативной документации для оформления результатов научных исследований Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.3. Основные виды нормативной документации для оформления результатов научных исследований Сам. работа 3 3 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.4. Оформление результатов исследования Лекции 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.5. Оформление результатов исследования в виде статей, патентов, диссертации Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.6. Оформление результатов исследования в виде статей, патентов, диссертации Сам. работа 3 3 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 5. Продвижение результатов научного исследования
5.1. Основные напрвления фундаментальных исследований в области химии Лекции 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.2. Государственная поддержка научных исследований по химии Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.3. Обзор научных исследований, представленных в диссертациях по химии Сам. работа 3 3 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.4. Основные направления прикладных исследований в области химии Лекции 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.5. Организационная структура и тенденции развития науки в РФ Практические 3 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.6. Обзор фундаментальных и прикладных работ по химии, поддержанных различными программами и фондами Сам. работа 3 3 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания

Теоретические вопросы 2-го семестра
1. Сущность и классификации исследований
2. Уровни методологии, подходы и принципы исследования
3. Основные характеристики исследования
4. Общетеоретические методы исследования
5. Анализ литературы, основные принципы и базы данных
6. Анализ документов. Контент-анализ
7. Моделирование как метод исследования
8. Основные характеристики исследования
9. Экспериментальные методы в исследовании

Теоретические вопросы 3-го семестра
1. Анализ состояния проблемы по теме диссертационного исследования
2. Критерии и показатели для изучения результатов исследования
3. Обработка научных данных
4. Интерпретация научных данных
5. Основные приемы обработки научных данных
6. Основные приемы интерпретации научных данных
7. Нормативная документация для оформления результатов научных исследований
8. Основные виды нормативной документации для оформления результатов научных исследований
9. Оформление результатов исследования в виде статей
10. Оформление результатов исследования в виде патентов
11. Оформление результатов исследования в виде диссертации
12. Основные напрвления фундаментальных исследований в области химии
13. Государственная поддержка научных исследований по химии
14. Обзор научных исследований, представленных в диссертациях по химии
15. Основные направления прикладных исследований в области химии
16. Организационная структура и тенденции развития науки в РФ
17. Обзор фундаментальных и прикладных работ по химии, поддержанных различными программами и фондами
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Проект статьи в научный журнал по теме научного исследования.
Презентация научного доклада по теме научного исследования
5.3. Фонд оценочных средств

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С.В. Горелов, В.П. Горелов, Е.А. Григорьев ; под ред. В.П. Горелова. Основы научных исследований : учебное пособие : М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. , 2016 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443846
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.А. Бакулев, Н.П. Бельская, В.С. Берсенева Основы научного исследования : учебное пособие /: Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2014. , 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275723
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Е. А. Шимко Основы научно-исследовательской деятельности : учеб. пособие : Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2007, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный онлайн-курс учебной дисциплины "Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8231
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина изучается в двух семестрах.
По результатам изучения дисциплины во втором семестре студенты сдают зачет. Для получения зачета необходимо будет на зачетном занятии ответить на один из предложенных вопросов в письменной форме. Кроме того, подготовить проект статьи и презентацию научного доклада.
По результатам изучения дисциплины во втором семестре необходимо сдать экзамен в письменной форме, ответив на три теоретических вопроса в экзаменационном билете. Экзамен будет проводиться в дистанционном формате через систему Moodl.