Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 19.03.01. Биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 19_03_01_Биотех-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 24 | 18 | 24 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 60 | 66 | 60 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.
1.1. | Ознакомление с основными достижениями биотехнологии в сельском хозяйстве на сегодняшнем этапе ее развития, с главными направлениями разработок в области генетической, клеточной инженерии |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-2 | способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования |
ПК-8 | способностью работать с научно-технической информацией, использовать российский и международный опыт в профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - научные основы биотехнологии; - методы генно-инженерных работ при создании трансгенных растений и животных; - перспективные микробные объекты, используемые в сельскохозяйственной биотехнологии; - принципы производства биопрепаратов, биоудобрений, вакцин, ферментных, кормовых препаратов и т.д. для сельского хозяйства. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - проводить микробиологические работы с чистыми культурами микроорганизмов – объектами биотехнологических исследований; - подобрать оптимальны е условия, стимулирующие максимальное накопление целевого продукта выделенного микроорганизма; - выделить, изучить и рассмотреть возможности применения целевого продукта; - ориентироваться в современны х направления х и методах биотехнологии |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - биотехнологическими методами усовершенствования производства кормов и животноводческой продукции. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные вопросы молекулярной биологии и генетической инженерии | ||||||
1.1. | Введение | Лекции | 6 | 1 | ОПК-2, ПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Достижения биотехнологии в селекции и растениеводстве | Лекции | 6 | 1 | ОПК-2, ПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.3. | Достижения биотехнологии в животноводстве и ветеринарии | Лекции | 6 | 1 | ОПК-2, ПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.4. | Достижения биотехнологии в перерабатывающей промышленности | Лекции | 6 | 1 | ОПК-2, ПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.5. | Объекты и методы сельскохозяйственной биотехнологии | Лекции | 6 | 2 | ОПК-2, ПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.6. | Применение достижений современной биотехнологии в агропромышленном производстве | Практические | 6 | 4 | ОПК-2, ПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.7. | Роль рекомбинации в эволюции. Участие рекомбинации в репарационных процессах. Молекулярная биология – фундамент генетической инженерии Конструирование рекомбинантных ДНК. Выделение генов. Экспрессия генов. Введение генов в клетки млекопитающих Транскрипция. РНК- полимераза. Процессинг первичных транскриптов. Трансляция. тРНК. Кодон-антикодоновое взаимодействие. Исследование ДНК. Применение достижений современной биотехнологии в агропромышленном производстве | Сам. работа | 6 | 10 | ОПК-2, ПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Клеточная и тканевая биотехнология в растениеводстве | ||||||
2.1. | Этапы и методы микроклонального размножения | Лекции | 6 | 1 | ОПК-2, ПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Оздоровление посадочного материала от вирусов | Лекции | 6 | 1 | ОПК-2, ПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Оптимизация условий микроклонального размножения растений | Лекции | 6 | 1 | ОПК-2, ПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.4. | Влияние генетических, физиологических, гормональных и физических факторов | Лекции | 6 | 1 | ОПК-2, ПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.5. | Микроклональное размножение растений | Практические | 6 | 4 | ОПК-2, ПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.6. | Культура клеток и тканей. Техника введения в культуру и культивирование изолированных тканей растений. Культура каллусных тканей. Гормононезависимые растительные ткани. Культура клеточных суспензий. Культура одиночных клеток. Морфогенез в каллусных тканях. Оптимизация условий микроклонального размножения растений. Влияние генетических, физиологических, гормональных и физических факторов | Сам. работа | 6 | 10 | ОПК-2, ПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. Фитогормоны и синтетические регуляторы роста и развития растений в биотехнологии и растениеводстве | ||||||
3.1. | Гормональная система растений | Лекции | 6 | 1 | ОПК-2, ПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.2. | Синтетические регуляторы роста и развития растений | Лекции | 6 | 1 | ОПК-2, ПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.3. | Фитогормоны и синтетические регуляторы в биотехнологии растений | Лекции | 6 | 1 | ОПК-2, ПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.4. | Микробные инсектициды | Лекции | 6 | 1 | ОПК-2, ПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.5. | Фитогормоны и синтетические регуляторы роста и развития растений в биотехнологии и растениеводстве | Практические | 6 | 4 | ОПК-2, ПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.6. | Биоконверсия отходов растениеводства. Фитогормоны и синтетические регуляторы роста и развития растений в биотехнологии и растениеводстве Гормональная система растений. Синтетические регуляторы роста и развития растений. Фитогормоны и синтетические регуляторы в биотехнологии растений. Микробные инсектициды. Бактериальные энтомопатогенные препараты. Токсичные продукты Bacillus thuringiensis | Сам. работа | 6 | 20 | ОПК-2, ПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 4. Биотехнология в животноводстве | ||||||
4.1. | Биотехнология кормовых препаратов для сельскохозяйственных животных | Лекции | 6 | 2 | ОПК-2, ПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.2. | Основы биотехнологии производства антибиотиков, пробиотиков для животных | Лекции | 6 | 2 | ОПК-2, ПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.3. | Основы биотехнологии производства вакцин, гипериммунных сывороток и иммуноглобулинов | Лекции | 6 | 6 | ОПК-2, ПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.4. | Биотехнология кормовых препаратов для сельскохозяйственных животных | Практические | 6 | 4 | ОПК-2, ПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.5. | Основы биотехнологии производства антибиотиков, пробиотиков для животных | Практические | 6 | 4 | ОПК-2, ПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.6. | Основы биотехнологии производства вакцин, гипериммунных сывороток и иммуноглобулинов | Практические | 6 | 4 | ОПК-2, ПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.7. | Клеточная инженерия в животноводстве. Трансплантация эмбрионов. Оплодотворение яйцеклеток вне организма животного. Трансгенные животные. Использование ретровирусных векторов. Метод микроинъекций ДНК. Использование модифицированных стволовых клеток. Клонирование с помощью переноса ядра. Перенос генов с помощью искусственных дрожжевых хромосом. Трансгенные животные (КРС, МРС, свиньи, птицы, рыбы). Основы биотехнологии производства гипериммунных сывороток, вакцин, иммуноглобулинов. Контроль качества. Понятие о специфической серотерапии и серопрофилактике. История создания гипериммунных сывороток, вакцин, их классификация по направленности действия, природе используемых антигенов и по специфическому действию на антигены | Сам. работа | 6 | 20 | ОПК-2, ПК-8 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. Т. Емцев, Е. Н. Мишустин | Сельскохозяйственная микробиология : учебник для академического бакалавриата : | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/957397AD-B4F9-458B-8699-9A336E697324. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Р. Шмид ; под ред. Т.П. Мосоловой, А.А. Синюшина ; пер. с нем. А.А. Виноградова, А.А. Синюшин. - | Наглядная биотехнология и генетическая инженерия=Taschenatlas der Biotechnologie und Gentechnik : | М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. , 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | под ред. А.А. Барановой | Генетические основы селекции растений Том. 1. Общая генетика растений : в 4-х т. : | Минск : Белорусская наука - 552 с., 2008 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143050 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Яценко Е.С. Селькохозяйственные биотехнологии | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. • На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. • На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. • Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. • В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. • Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. • Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. • Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). • Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. • На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. • Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. • В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. • Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). • В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. • Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. • Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. • При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. • При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. • Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. • Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. • При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. • Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. • Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. • В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. • Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. • Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |