МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Сельскохозяйственные биотехнологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки19.03.01. Биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план19_03_01_Биотех-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 24 18 24
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 60 66 60
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.сельскохоз.н., заведующий кафедрой общего земледелия, растениеводства и защиты растений АГАУ, Мальцев М.И.;к.сельскохоз.н., заведующий кафедрой общего земледелия, растениеводства и защиты растений АГАУ, Мальцев М.И.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, председатель методической комиссии ХФ, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Сельскохозяйственные биотехнологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 19.03.01 БИОТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015 г. № 193)

составлена на основании учебного плана:
19.03.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление с основными достижениями биотехнологии в сельском хозяйстве на сегодняшнем этапе ее развития, с главными направлениями разработок в области генетической, клеточной инженерии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
ПК-8 способностью работать с научно-технической информацией, использовать российский и международный опыт в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- научные основы биотехнологии;
- методы генно-инженерных работ при создании трансгенных растений и животных;
- перспективные микробные объекты, используемые в сельскохозяйственной биотехнологии;
- принципы производства биопрепаратов, биоудобрений, вакцин, ферментных, кормовых препаратов и т.д. для сельского хозяйства.
3.2.Уметь:
3.2.1.- проводить микробиологические работы с чистыми культурами микроорганизмов – объектами биотехнологических исследований;
- подобрать оптимальны е условия, стимулирующие максимальное накопление целевого продукта выделенного микроорганизма;
- выделить, изучить и рассмотреть возможности применения целевого продукта;
- ориентироваться в современны х направления х и методах биотехнологии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- биотехнологическими методами усовершенствования производства кормов и животноводческой продукции.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные вопросы молекулярной биологии и генетической инженерии
1.1. Введение Лекции 6 1 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Достижения биотехнологии в селекции и растениеводстве Лекции 6 1 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Достижения биотехнологии в животноводстве и ветеринарии Лекции 6 1 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Достижения биотехнологии в перерабатывающей промышленности Лекции 6 1 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Объекты и методы сельскохозяйственной биотехнологии Лекции 6 2 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Применение достижений современной биотехнологии в агропромышленном производстве Практические 6 4 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.7. Роль рекомбинации в эволюции. Участие рекомбинации в репарационных процессах. Молекулярная биология – фундамент генетической инженерии Конструирование рекомбинантных ДНК. Выделение генов. Экспрессия генов. Введение генов в клетки млекопитающих Транскрипция. РНК- полимераза. Процессинг первичных транскриптов. Трансляция. тРНК. Кодон-антикодоновое взаимодействие. Исследование ДНК. Применение достижений современной биотехнологии в агропромышленном производстве Сам. работа 6 10 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Клеточная и тканевая биотехнология в растениеводстве
2.1. Этапы и методы микроклонального размножения Лекции 6 1 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Оздоровление посадочного материала от вирусов Лекции 6 1 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Оптимизация условий микроклонального размножения растений Лекции 6 1 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Влияние генетических, физиологических, гормональных и физических факторов Лекции 6 1 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Микроклональное размножение растений Практические 6 4 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Культура клеток и тканей. Техника введения в культуру и культивирование изолированных тканей растений. Культура каллусных тканей. Гормононезависимые растительные ткани. Культура клеточных суспензий. Культура одиночных клеток. Морфогенез в каллусных тканях. Оптимизация условий микроклонального размножения растений. Влияние генетических, физиологических, гормональных и физических факторов Сам. работа 6 10 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Фитогормоны и синтетические регуляторы роста и развития растений в биотехнологии и растениеводстве
3.1. Гормональная система растений Лекции 6 1 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Синтетические регуляторы роста и развития растений Лекции 6 1 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Фитогормоны и синтетические регуляторы в биотехнологии растений Лекции 6 1 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Микробные инсектициды Лекции 6 1 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.5. Фитогормоны и синтетические регуляторы роста и развития растений в биотехнологии и растениеводстве Практические 6 4 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.6. Биоконверсия отходов растениеводства. Фитогормоны и синтетические регуляторы роста и развития растений в биотехнологии и растениеводстве Гормональная система растений. Синтетические регуляторы роста и развития растений. Фитогормоны и синтетические регуляторы в биотехнологии растений. Микробные инсектициды. Бактериальные энтомопатогенные препараты. Токсичные продукты Bacillus thuringiensis Сам. работа 6 20 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Биотехнология в животноводстве
4.1. Биотехнология кормовых препаратов для сельскохозяйственных животных Лекции 6 2 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Основы биотехнологии производства антибиотиков, пробиотиков для животных Лекции 6 2 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Основы биотехнологии производства вакцин, гипериммунных сывороток и иммуноглобулинов Лекции 6 6 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.4. Биотехнология кормовых препаратов для сельскохозяйственных животных Практические 6 4 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.5. Основы биотехнологии производства антибиотиков, пробиотиков для животных Практические 6 4 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.6. Основы биотехнологии производства вакцин, гипериммунных сывороток и иммуноглобулинов Практические 6 4 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.7. Клеточная инженерия в животноводстве. Трансплантация эмбрионов. Оплодотворение яйцеклеток вне организма животного. Трансгенные животные. Использование ретровирусных векторов. Метод микроинъекций ДНК. Использование модифицированных стволовых клеток. Клонирование с помощью переноса ядра. Перенос генов с помощью искусственных дрожжевых хромосом. Трансгенные животные (КРС, МРС, свиньи, птицы, рыбы). Основы биотехнологии производства гипериммунных сывороток, вакцин, иммуноглобулинов. Контроль качества. Понятие о специфической серотерапии и серопрофилактике. История создания гипериммунных сывороток, вакцин, их классификация по направленности действия, природе используемых антигенов и по специфическому действию на антигены Сам. работа 6 20 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Т. Емцев, Е. Н. Мишустин Сельскохозяйственная микробиология : учебник для академического бакалавриата : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/957397AD-B4F9-458B-8699-9A336E697324.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Р. Шмид ; под ред. Т.П. Мосоловой, А.А. Синюшина ; пер. с нем. А.А. Виноградова, А.А. Синюшин. - Наглядная биотехнология и генетическая инженерия=Taschenatlas der Biotechnologie und Gentechnik : М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. , 2015 biblioclub.ru
Л2.2 под ред. А.А. Барановой Генетические основы селекции растений Том. 1. Общая генетика растений : в 4-х т. : Минск : Белорусская наука - 552 с., 2008 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143050
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Яценко Е.С. Селькохозяйственные биотехнологии portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
• На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
• На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
• Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
• В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
• Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
• Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
• Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
• Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
• На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
• Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
• В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
• Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
• В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
• Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
• Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
• При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
• При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
• Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
• Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
• При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
• Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
• Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
• В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
• Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
• Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.