Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 19.03.01. Биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 19_03_01_Биотех-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 24 | 18 | 24 |
Лабораторные | 36 | 36 | 36 | 36 |
Практические | 26 | 18 | 26 | 18 |
Сам. работа | 109 | 111 | 109 | 111 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., проф. кафедры органической химии
1.1. | Освоение базовых знаний в области переработки растительного сырья и приобретение практических навыков и умений разработки экологически безопасных технологий комплексного использования растительных субстратов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ОПК-2 | способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования |
ПК-9 | владением основными методами и приемами проведения экспериментальных исследований в своей профессиональной области; способностью проводить стандартные и сертификационные испытания сырья, готовой продукции и технологических процессов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | состав и источники биомассы, характеристику основных компонентов растительных субстратов, экологическую направленность превращений основных компонентов растений, в том числе древесины, способы предварительной обработки и микробиологической предобработки растительной биомассы. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять теоретические и практические знания биотехнологии растительных материалов в профессиональной деятельности, использовать требования экологической безопасности производств при биотехнологической переработке растительного сырья и его комплексном использовании |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыки практической работы в области переработки растительного сырья |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Биомасса растений и ее ресурсы | ||||||
1.1. | Биомасса растений и ее ресурсы | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами | Сам. работа | 7 | 15 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Общая характеристика основных компонентов растительных субстратов | ||||||
2.1. | Общая характеристика основных компонентов растительных субстратов | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Предобработка древесины химическими методами | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Структура клеточной стенки высших растений. Основные компоненты клеточной стенки | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. | Сам. работа | 7 | 15 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Предварительная обработка растительных субстратов | ||||||
3.1. | Предварительная обработка растительных субстратов. Ферментативный гидролиз древесины | Лекции | 7 | 4 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Физическое воздействие. Химические методы предобработки. Биоделигнификация | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Предварительная обработка соломы пшеницы | Лабораторные | 7 | 8 | ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. | Сам. работа | 7 | 15 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Ферменты, катализирующие разложение растительных субстратов | ||||||
4.1. | Ферменты, катализирующие разложение растительных субстратов | Лекции | 7 | 4 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Целлюлазы. Гемицеллюлазы. Пектиназы | Практические | 7 | 1 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Ферменты лигниназного комплекса | Практические | 7 | 1 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Ферментативный гидролиз соломы пшеницы препаратом Целлолюкс А | Лабораторные | 7 | 8 | ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
4.5. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. | Сам. работа | 7 | 15 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Микробиологическая деградация растительного сырья | ||||||
5.1. | Микробиологическая деградация растительного сырья. Разложение целлюлозы. Микроорганизмы в биоценозах. | Лекции | 7 | 4 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Биосинтез целлюлолитических ферментов. Разложение лигнина микроорганизмами | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Количественное определение редуцирующих веществ в частично делигнифицированной соломе пшеницы фотометрическим методом | Лабораторные | 7 | 10 | ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
5.4. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. | Сам. работа | 7 | 15 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Микроорганизмы – источники биоповреждений древесины и целлюлозосодержащих материалов | ||||||
6.1. | Микроорганизмы – источники биоповреждений древесины и целлюлозосодержащих материалов | Лекции | 7 | 4 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Механизм действия биоцидов. | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Биоповреждения. Грибы | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
6.4. | Количественное определение общего содержания сахаров фенол - сернокислым методом | Лабораторные | 7 | 10 | ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
6.5. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. | Сам. работа | 7 | 15 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 7. Биотехнологические основы переработки и использования растительных субстратов | ||||||
7.1. | Биотехнологические основы переработки и использования растительных субстратов | Лекции | 7 | 4 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
7.2. | Технологическая схема процессов микробиологического синтеза | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
7.3. | Поучение этанола, белков, биопластиков, биоудобрений. Производство метана. | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
7.4. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. | Сам. работа | 7 | 21 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Л. П. Хлебова, Н. Ю. Сперанская, Е. С. Яценко | Прикладная биотехнология : лаб. практикум : учеб. пособие : | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3201 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | М. Ю. Чепрасова, В. И. Маркин | Карбоксиметилирование растительного сырья под воздействием микроволнового излучения : монография : | АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. - 96 с., 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ | www.lib.asu.ru | ||
Э2 | РГБ Российская государственная библиотека | www.rsl.ru | ||
Э3 | Журналы Оксфордского университета | www.oxfordjournals.org | ||
Э4 | Научная электронная библиотека РФФИ | www.elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
010К | лаборатория органического синтеза - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; раковина; весы ВЛТЭ–2200; мешалка верхнеприводная; терморегулятор; вытяжной шкаф; электроплитка; виброизмельчитель «Ардена»; излучатель инфракрасный; центрифуга; сушильный шкаф; магнитная мешалка; водоструйный насос; прибор для определения температуры плавления; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек), песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; наборы химической посуды; наборы химических реактивов. |
Методические рекомендации для обучающихся размещены в приложении |