МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Химические и биотехнологические методы переработки растительного сырья

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки19.03.01. Биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план19_03_01_Биотех-2-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 80
самостоятельная работа 109
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 24 18 24
Лабораторные 36 36 36 36
Практические 26 18 26 18
Сам. работа 109 111 109 111
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Химические и биотехнологические методы переработки растительного сырья

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 19.03.01 БИОТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015г. №193)

составлена на основании учебного плана:
19.03.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., д.х.н., проф. кафедры органической химии


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., проф. кафедры органической химии


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение базовых знаний в области переработки растительного сырья и приобретение практических навыков и умений разработки экологически безопасных технологий комплексного использования растительных субстратов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
ПК-9 владением основными методами и приемами проведения экспериментальных исследований в своей профессиональной области; способностью проводить стандартные и сертификационные испытания сырья, готовой продукции и технологических процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.состав и источники биомассы, характеристику основных компонентов растительных субстратов, экологическую направленность превращений основных компонентов растений, в том числе древесины, способы предварительной обработки и микробиологической предобработки растительной биомассы.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические и практические знания биотехнологии растительных материалов в профессиональной деятельности, использовать требования экологической безопасности производств при биотехнологической переработке растительного сырья и его комплексном использовании
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки практической работы в области переработки растительного сырья

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Биомасса растений и ее ресурсы
1.1. Биомасса растений и ее ресурсы Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.2. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами Сам. работа 7 15 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Общая характеристика основных компонентов растительных субстратов
2.1. Общая характеристика основных компонентов растительных субстратов Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.2. Предобработка древесины химическими методами Практические 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.3. Структура клеточной стенки высших растений. Основные компоненты клеточной стенки Практические 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.4. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 7 15 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Предварительная обработка растительных субстратов
3.1. Предварительная обработка растительных субстратов. Ферментативный гидролиз древесины Лекции 7 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
3.2. Физическое воздействие. Химические методы предобработки. Биоделигнификация Практические 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
3.3. Предварительная обработка соломы пшеницы Лабораторные 7 8 ПК-9 Л1.1, Л2.1
3.4. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 7 15 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Ферменты, катализирующие разложение растительных субстратов
4.1. Ферменты, катализирующие разложение растительных субстратов Лекции 7 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
4.2. Целлюлазы. Гемицеллюлазы. Пектиназы Практические 7 1 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
4.3. Ферменты лигниназного комплекса Практические 7 1 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
4.4. Ферментативный гидролиз соломы пшеницы препаратом Целлолюкс А Лабораторные 7 8 ПК-9 Л1.1, Л2.1
4.5. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 7 15 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Микробиологическая деградация растительного сырья
5.1. Микробиологическая деградация растительного сырья. Разложение целлюлозы. Микроорганизмы в биоценозах. Лекции 7 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
5.2. Биосинтез целлюлолитических ферментов. Разложение лигнина микроорганизмами Практические 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
5.3. Количественное определение редуцирующих веществ в частично делигнифицированной соломе пшеницы фотометрическим методом Лабораторные 7 10 ПК-9 Л1.1, Л2.1
5.4. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 7 15 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Микроорганизмы – источники биоповреждений древесины и целлюлозосодержащих материалов
6.1. Микроорганизмы – источники биоповреждений древесины и целлюлозосодержащих материалов Лекции 7 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
6.2. Механизм действия биоцидов. Практические 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
6.3. Биоповреждения. Грибы Практические 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
6.4. Количественное определение общего содержания сахаров фенол - сернокислым методом Лабораторные 7 10 ПК-9 Л1.1, Л2.1
6.5. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 7 15 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Биотехнологические основы переработки и использования растительных субстратов
7.1. Биотехнологические основы переработки и использования растительных субстратов Лекции 7 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
7.2. Технологическая схема процессов микробиологического синтеза Практические 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
7.3. Поучение этанола, белков, биопластиков, биоудобрений. Производство метана. Практические 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
7.4. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 7 21 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. П. Хлебова, Н. Ю. Сперанская, Е. С. Яценко Прикладная биотехнология : лаб. практикум : учеб. пособие : Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3201
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. Ю. Чепрасова, В. И. Маркин Карбоксиметилирование растительного сырья под воздействием микроволнового излучения : монография : АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. - 96 с., 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ www.lib.asu.ru
Э2 РГБ Российская государственная библиотека www.rsl.ru
Э3 Журналы Оксфордского университета www.oxfordjournals.org
Э4 Научная электронная библиотека РФФИ www.elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
010К лаборатория органического синтеза - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; раковина; весы ВЛТЭ–2200; мешалка верхнеприводная; терморегулятор; вытяжной шкаф; электроплитка; виброизмельчитель «Ардена»; излучатель инфракрасный; центрифуга; сушильный шкаф; магнитная мешалка; водоструйный насос; прибор для определения температуры плавления; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек), песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для обучающихся размещены в приложении