МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в иммунохимический анализ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки19.03.01. Биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план19_03_01_Биотех-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 80
самостоятельная работа 109
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 24 18 24
Лабораторные 36 36 36 36
Практические 26 18 26 18
Сам. работа 109 111 109 111
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Введение в иммунохимический анализ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 19.03.01 БИОТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015г. №193)

составлена на основании учебного плана:
19.03.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у бакалавра представления об основных понятиях и теоретических основах иммунологии и иммунохимического анализа.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
ПК-9 владением основными методами и приемами проведения экспериментальных исследований в своей профессиональной области; способностью проводить стандартные и сертификационные испытания сырья, готовой продукции и технологических процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия иммунохимии (физико-химические основы белок-белковых взаимодействий);
- общие принципы иммунохимического анализа;
- основну классификации методов иммунохимического анализа, их особенности и схемы проведения.
3.2.Уметь:
3.2.1.- разрабатывать схемы проведения иммунохимического анализа;
- проводить сравнение различных методов иммунохимического анализа;
- использовать методы современного иммунохимического анализа в целях идентификации и количественной детекции биопрепаратов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- основными методами иммунохимического анализа;
- приемами поиска, систематизации и сравнения различных методов иммунохимического анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи иммунохимии. История развития иммунохимии. Связь иммунохимии с другими науками. Основные понятия иммунохимического анализа
1.1. Предмет и задачи иммунохимии. История развития иммунохимии. Связь иммунохимии с другими науками. Основные понятия иммунохимического анализа Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.2. Предмет и задачи иммунохимии. История развития иммунохимии. Связь иммунохимии с другими науками. Основные понятия иммунохимического анализа Практические 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.3. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 7 9 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Физико-химические закономерности взаимодействия антиген-антитело. Кинетические закономерности реакции взаимодействия антиген-антитело. Антигены. Антитела. Классификация антигенов. Разнообразие антител в организме
2.1. Физико-химические закономерности взаимодействия антиген-антитело. Кинетические закономерности реакции взаимодействия антиген-антитело Лекции 7 4 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
2.2. Антигены. Антитела. Классификация антигенов. Разнообразие антител в организме Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
2.3. Физико-химические закономерности взаимодействия антиген-антитело. Кинетические закономерности реакции взаимодействия антиген-антитело Практические 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
2.4. Методы работы с животными и получение высокоспецифичных антисывороток Лабораторные 7 6 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
2.5. Подготовка к практическому и лабораторному занятиям Сам. работа 7 10 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Получение антител. Поликлональные и моноклональные антитела. Очистка иммуноглобулинов и получения их фрагментов. Получение человеческих моноклональных антител. Методы осаждения. Ионообменная хроматография. Аффинная хроматография
3.1. Поликлональные и моноклональные антитела Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
3.2. Моноклональные антитела Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
3.3. Методы очистки антител Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
3.4. Поликлональные и моноклональные антитела Практические 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
3.5. Методы очистки антител Практические 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
3.6. Выделение иммуноглобулиновых фракций методом высаливания сульфатом аммония Лабораторные 7 6 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
3.7. Определение специфических антител (антигенов) в сыворотках крови животных методами твёрдофазного ИФА Лабораторные 7 6 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
3.8. Определение специфических антител в сыворотках крови животных методом иммуноблоттинга Лабораторные 7 6 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
3.9. Двойная радиальная иммунодиффузия по Оухтерлони Лабораторные 7 4 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
3.10. Методы работы с птицами Лабораторные 7 4 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
3.11. Выделение желточных IgY Лабораторные 7 4 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
3.12. Подготовка к практическомуи лабораторному занятиям Сам. работа 7 18 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Метки в иммунохимии. Химическое введение меток. Прямые и непрямые иммунохимические методы. Введение радиоактивной метки. Введение радиоактивного йода. Введение флуоресцентной метки. Флуорофоры. Введение ферментативной метки. Пероксидаза. Щелочная фосфотаза
4.1. Метки в иммунохимии Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
4.2. Методы введения меток в иммунохимии Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
4.3. Метки в иммунохимии Практические 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
4.4. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 7 18 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Иммунопреципитация. Иммунорпеципитация в агаре и агарозе. Двойная диффузия. Радиальная диффузия. Иммуноэлектрофорез. Ракетный иммуноэлектрофорез
5.1. Иммунопреципитация. Иммуноэлектрофорез Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
5.2. Иммунопреципитация. Иммуноэлектрофорез Практические 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
5.3. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 7 18 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Иммуноблотинг. Вестерн-блоттинг. Нозерн-блоттинг. Иммуноанализ. Конкурентный иммуноанализ. Иммунометрические методы анализа. Иммунометрический анализ «сэндвич» типа (IRMA или ELISA). Твердофазный иммуноанализ. Дот-блот анализ
6.1. Вестерн-блоттинг. Нозерн-блоттинг. Иммуноферментный анализ Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
6.2. Вестерн-блоттинг. Нозерн-блоттинг Практические 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
6.3. Иммуноферментный анализ Практические 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
6.4. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 7 18 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Иммуногистохимические и иммуноцитохимические методы, поверхностный плазмонный резонанс
7.1. Иммуноферментный анализ. Проточная цитометрия. Поверхностный плазмонный резонанс в иммунохимии Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
7.2. Иммуноферментный анализ. Проточная цитометрия. Поверхностный плазмонный резонанс в иммунохимии Практические 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1
7.3. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 7 20 ОПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Г. Галактионов Иммунология: М. : Академия, 2004. - 528 с., 2004
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 К. Уилсон, Д. Уолкер ; под ред. А.В. Левашова, В.И. Тишкова ; пер. Т.П. Мосолова, Е.Ю. Бозелек-Решетняк. Принципы и методы биохимии и молекулярной биологии : М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=214311
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
314Л лаборатория биохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы - 10 шт.; вытяжной шкаф автономный АД С-4В1; мойка – 2 шт.; цифровой фотоэлектроколориметр АР-101; мешалка магнитная MSN300 с подогревом BioSan; рН метр лабораторный Эксперт рН; термостат жидкостный GFL-1002 с микропроцессором; анализатор влажности ADMS-70; анализатор мочи DocUReader 2 Pro 77 Elektronika; автоматические дозаторы Black Thermo - 10 шт.; набор химической посуды для биохимии и молекулярной биологии, шкаф для хранения документов – 1 шт., шкаф лабораторный - 2 шт.; хроматограф для ВЭЖХ LC -20 Prominense Shimadzu; спектрофотометр сканирующий UV - 1800 Shimadzu; весы Невские; весы аналитические Vibra AF – R220CE; набор реактивов и химической посуды для биохимии и молекулярной биологии
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в лекционных и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.
Теоретический материал дисциплины «Разработка биофармацевтических препаратов на основе рекомбинантных технологий» изучается в течение одного семестра (1 семестр первого курса) по всем формам обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.
Основу теоретической подготовки по дисциплине «Разработка биофармацевтических препаратов на основе рекомбинантных технологий» составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с семинарскими и лабораторными занятиями. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на семинарских и лабораторных занятиях. Аудиторные занятия (лекции, семинары и лабораторные занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель и при подготовке к лабораторным занятиям.
При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы:
- электронный вариант учебно-методического комплекса (с использованием системы Moodle);
- ресурсы электронной библиотечной системы;
- ресурсы Интернет;
- мультимедийная техника;
- студенты могут получать консультации по SKYPE, E-mail, ISQ, вебинару.
Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на семинарских и лабораторных занятиях. Перед каждым лабораторным занятием студент обязан пройти собеседование и получить допуск к выполнению лабораторной работы.
В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- правильность ответов на вопросы и задания практической направленности при выполнении лабораторных работ, качество выполнения лабораторных работ, полнота и точность ответов при защите отчетов по лабораторным работам;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
Промежуточный контроль заключается в сдаче зачета (результаты обучения сформулированы в карте компетенции – первый уровень) и экзамена (результаты обучения сформулированы в карте компетенции – второй уровень).

1. Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины. Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:
Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут.
Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут.
Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.
Подготовка к практическому занятию – 2 час.
Подготовка к лабораторному занятию – 2 час.
2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»).
Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий:
После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке.
При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи.
Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется).
Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике?