МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальное проектирование в профессиональной деятельности
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное производство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с.н., доцент , Колесникова О.Н.;к.с.н., доцент , Артюхина В.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальное проектирование в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение студентами теоретико-методологоческих основ разработки, реализации и управления социальными проектами; обучение практическим навыкам подготовки и презентации концепции социального проекта, направленного на решение острых социальных проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5.1: Знает совокупность политических, экономических факторов, правовых и этических норм, регулирующих развитие разных медиакоммуникационных систем на глобальном, национальном и региональном уровнях.
ОПК-5.2: Осуществляет свои профес-сиональные действия с учетом механизмов функцио-нирования конкретной ме-диакоммуникационной системы.
ПК-3.2: Знает технологии разработки, реализации и продвижения медиапроектов; особенности современной цифровой культуры и медийного производства;
ПК-3.3: Умеет: разрабатывать концептуальные и стратегические документы по созданию, реализации и продвижению медиапроектов; использовать со-временные ИКТ, в том числе интернет-технологии и специали-зированные программные продукты для разработки и продвижения медиапроектов;
ПК-3.3: Владеет навыками разработки концепции создания, реализации и продвижения медиапроектов с учетом особенностей цифровой культуры и медийного производства; навыками пред-ставления проектов решений по продвижению продукции СМИ руководству организации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретико-методологические основы и специфику использования знаний о развитии разных медиакоммуникационных систем в процессе создания концепции социального проекта
теоретико-методологические основы и спеицифику разработки концепции социального проекта с учетом особенностей цифровой культуры и медийного производства
3.2.Уметь:
3.2.1.определять необходимые для создания концепции социального проекта знания о развитии разных медиакоммуникационных систем
формулировать и обосновывать основные элементы концепции социального проекта с учетом особенностей цифровой культуры и медийного производства
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими навыками эффективного использования знаний о развитии разных медиакоммуникационных систем в процессе создания концепции социального проекта
практическими навыками разработки и презентации концепции социального проекта с учетом особенностей цифровой культуры и медийного производства

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретико-методологические основы социального проектирования
1.1. Содержание понятие «социальный проект» и основные сферы их реализации Лекции 6 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Содержание понятие «социальный проект» и основные сферы их реализации Сам. работа 6 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Содержание понятие «социальный проект» и основные сферы их реализации Практические 6 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Основные принципы и этапы социального проектирования Лекции 6 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Основные принципы и этапы социального проектирования Сам. работа 6 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Основные принципы и этапы социального проектирования Практические 6 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.7. Типология социальных проектов Лекции 6 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.8. Типология социальных проектов Сам. работа 6 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.9. Типология социальных проектов Практические 6 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Технологии разработки социального проекта
2.1. Структура и содержание социального проекта Лекции 6 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Структура и содержание социального проекта Сам. работа 6 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Структура и содержание социального проекта Практические 6 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Экспертиза социальных проектов Лекции 6 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Экспертиза социальных проектов Сам. работа 6 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Экспертиза социальных проектов Практические 6 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Методы коллективной работы над социальными проектами Лекции 6 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Методы коллективной работы над социальными проектами Сам. работа 6 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.9. Методы коллективной работы над социальными проектами Практические 6 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.10. Презентация и защита социальных проектов Практические 6 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.11. Презентация и защита социальных проектов Сам. работа 6 18 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Раздел 3. Управление социальными проектами
3.1. Специфика и основное содержание системы управления социальными проектами Лекции 6 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Специфика и основное содержание системы управления социальными проектами Сам. работа 6 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Успешные практики и сложности реализации социальных проектов в современной России Лекции 6 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Успешные практики и сложности реализации социальных проектов в современной России Сам. работа 6 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Теоретические вопросы
1. Сущность понятия социальный проект.
2. Философские аспекты социального проектирования
3. Субъект и объект социального проектирования.
4. Основные концепции социально-проектной деятельности.
5. Принципы разработки социального проекта.
6. Критерии успешного социального проекта.
7. Основные этапы социального проектирования.
8. Жизненный цикл социального проекта.
9. Инновационные и поддерживающие социальные проекты.
10. Основные источники финансирования социальных проектов.
11. Понятие концепции социального проекта.
12. Структура социального проекта.
13. Критерии эффективности социального проекта.
14. Назначение и технология экспертизы социального проекта.
15. Организация эффективной работы команды над проектом.
16. Методы командной работы над проектом.
17. Технология создания эффективной презентации для социального проекта.
18. Управление социальными проектами.
19. Методы и технологии управления социальными проектами.
20. Успешные практики и сложности реализации социальных проектов в современной России.

Практические задания
1. Оценка значимости реализации социальных проектов в различных сферах для развития общества.
2. Графическое изображение жизненного цикла социального проекта.
3. Описание необычного способа привлечения спонсоров к реализации социального проекта.
4. Формулировка критических суждений о принятых критериях оценки эффективности социальных проектов.
5. Экспертиза социального проекта.
6. Разработка плана коллективной работы над социальным проектом.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Стегний, В. Н. Социальное прогнозирование и проектирование : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/38F67521-FBD4-4CCB-8259-61EA0A271125
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Солодянкина О.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/9522632B-DFF5-4970-BAAF-9DA2B4C4CADB
Л2.2 О. Н. Колесникова Социальное проектирование и прогнозирование: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1804
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Социальное проектирование в профессиональной деятельности" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3691
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Exel
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом практического занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на практическом занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Творческое задание
Творческое задание предполагает групповую работу и публичное представление подготовленных проектов с дальнейшим их обсуждением, на основе которого оценивается задание. При оценивании творческого задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Зачет
Студент на зачете отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 25 минут. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.