МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы бильд-редактирования
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное производство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Комиссарова Л.М.

Рецензент(ы):
к.социол.н., директор ИП «Василенко (+WEB. Актуальные интернет решения)» , Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы бильд-редактирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать знания, умения и навыки подбора, создания и размещения в изданиях различного типа иллюстраций и фотографий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3.2: Знает технологии разработки, реализации и продвижения медиапроектов; особенности современной цифровой культуры и медийного производства;
ПК-3.3: Умеет: разрабатывать концептуальные и стратегические документы по созданию, реализации и продвижению медиапроектов; использовать со-временные ИКТ, в том числе интернет-технологии и специали-зированные программные продукты для разработки и продвижения медиапроектов;
ПК-3.3: Владеет навыками разработки концепции создания, реализации и продвижения медиапроектов с учетом особенностей цифровой культуры и медийного производства; навыками пред-ставления проектов решений по продвижению продукции СМИ руководству организации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о способах и типах иллюстрирования различных медиа;
о правилах подбора, создания и размещения в изданиях различного типа иллюстраций и фотографий;
о правилах использования цвета и построения композиции в иллюстрацих и фото;
о способах формирования, хранения и защиты фотобанков;
об этапах и технологиях процесса изготовления различных медиапродуктов;
о правилах оформления отчетов и документации различных медиа.
3.2.Уметь:
3.2.1.креативно мыслить в сфере дизайна и верстки медиа;
ориентироваться в тематике издания;
подбирать фото и другие типы иллюстраций согласно тематике и профилю медиа;
искать и создавать фотобанки различных изданий;
взаимодействовать с фотографами, художниками, с выпускающими редакторами, авторами, верстальщиками, дизайнерами и др. участниками в процессе создания медиапродукта;
оформлять необходимую документацию.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования креативных методик в сфере дизайна медиа;
работы с специальным программным обеспечением процесса бильд-редактирования: Coreldrow, Adobakrobat и др.
верстки и монтажа различных типов изданий: газеты, журнала, веб-страницы,и т.д.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел I. Полиграфический процесс и подготовка макетов
1.1. Обзор программ для верстки и дизайна. Векторный графический редактор coreldraw. Лекции 7 2 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Способы обработки фотографий и иллюстраций Практические 7 1 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.3. Способы обработки фотографий и иллюстраций Практические 7 1 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.4. Самостоятельная работа в программах верстки Сам. работа 7 12 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.5. Общие сведения о полиграфическом процессе. Профессия «верстальщик». Авторские права дизайнера. Лекции 7 2 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.6. Полиграфический практикум Практические 7 2 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.7. Этапы макетирования: создание базы данных дизайнерских разработок. поиск и создание фотобанков. Набросок (эскиз) дизайна, принципы подбора иллюстраций и фотографий. Лекции 7 2 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.8. Практикум по созданию фотобанка и банка иллюстраций Практические 7 2 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.9. Создание макета полосы в изданиях с использованием фото и иллюстраций Практические 7 2 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.10. Виды и назначения макетов. виды публикаций. Лекции 7 4 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.11. Макетирование журнальной полосы Практические 7 1 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.12. Практикум по созданию дизайна фирменного стиля Практические 7 1 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.13. Макетирование полос изданий Сам. работа 7 12 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Раздел II. Технические особенности верстки и дизайна полиграфической продукции
2.1. Технические требования, предъявляемые к макету. Особенности верстки в векторных программах. Лекции 7 2 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.2. Калибровка монитора Практические 7 2 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.3. Цветоделение Практические 7 2 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.4. Подготовка иллюстраций к публикации. источники получения иллюстраций, авторские права. Лекции 7 2 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.5. Сканирование изображения Практические 7 2 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.6. Особенности обработки фотографии Практические 7 2 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.7. Обработка фотографий Сам. работа 7 30 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.8. Спуск полос в публикации. понятие спуска полос. понятие спуска полос. Схемы вариантов. Лекции 7 2 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.9. Спуск полос четырехполосного буклета. Спуск полос восьмиполосного буклета. Практические 7 2 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.10. Проверка готового макета. Ошибки начинающих верстальщиков. метки и кресты. Лекции 7 2 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.11. Верстка обложки журнала и вступительного слова редактора Практические 7 2 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.12. Подготовка сверстанного макета буклета к печати Практические 7 2 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.13. Верстка буклета Сам. работа 7 12 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Богданова, Л.И. Стилистика русского языка и культура речи. Лексикология для речевых действий : учебное пособие : М. : Флинта, 2011 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57882
Л1.2 Стернин, И.А. Типы речевых культур : учебное пособие: 2-е изд., стер. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=375702
Л1.3 Трофимова, О.В. Публицистический текст. Лингвистический анализ : учебное пособие : М. : Флинта, 2016 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57584
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.В. Федоров Анализ аудиовизуальных медиатекстов : монография : М. : Директ-Медиа, 2013 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210365
Л2.2 Т. В. Чернышова Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект): учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/907
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary http://elibrary.ru
Э3 курс "Основы бильд-редактирования" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7286
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.