МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Трансмедийные технологии
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное производство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Жеребненко А. В.;к.филол.н., Доцент, Валюлина Е.В.

Рецензент(ы):
к.социол.н., директор ИП «Василенко (+WEB. Актуальные интернет решения)» , Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Трансмедийные технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: сформировать системное представление о ключевых трансмедийных технологиях в сфере медиакоммуникаций в контексте современных информационных процессов, теоретических и практических направлениях применения знаний в сфере медиакоммуникологии.
Поставленная цель конкретизируется посредством:
• изучения системы интегрированных коммуникативных медиатехнологий;
• формирования целостного представления о коммуникативных технологиях, используемых в профессиональной деятельности;
• изучения визуализации как генеральной стратегии интегрированных коммуникаций;
• изучения трансмедийного бренда;
• освоения студентами основных технологий производства трансмедийных продуктов;
• освоения всех видов трансмедийных коммуникаций, включая Интернет-коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4.1: Знает содержание и способы применения современных мультимедийных технологий для производства медиапроектов и (или) медиапродуктов.
ПК-4.4: Умеет осуществлять выбор эффективных мультимедийных технологий для производства медиапроектов и (или) медиапродуктов с учетом тенденций развития цифровой культуры.
ПК-4.3: Владеет навыками применения современных мультимедийных технологий в процессе производства медиапроекта и (или) медиапродукта.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологию и концепции современных трансмедийных коммуникации, основные технологии производства трансмедийных продуктов, методы и приемы вовлечения различных общественных структур в обсуждение результатов деятельности медиакомпаний через трансмедийные продукты; механизмы и системы работы с базами данных в профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и работать с трансмедийными продуктами, оценивать и создавать трансмедийные продукты, применять механизмы работы с базами данных в профессиональной деятельности, использовать методы и приемы вовлечения различных общественных структур в обсуждение результатов деятельности медиакомпаний через трансмедийные продукты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки разработки и управления трансмедийными продуктами, навыками использования баз данных в профессиональной деятельности; опыт использования трансмедийных технологий с позиций профессиональной этики и ответственности перед аудиторией в трансмедийном пространстве, в том числе с привлечением общественных структур.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы трансмедийных коммуникаций
1.1. Визуализация как стратегия интегрированных коммуникаций. Введение в визуалистику. Лекции 8 1 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Визуализация как стратегия интегрированных коммуникаций. Введение в визуалистику. Практические 8 1 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Визуальный образ, визуальный текст, визуальная коммуникация в условиях цифровизации, AR, VR, big&open data. Лекции 8 1 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Визуальный образ, визуальный текст, визуальная коммуникация в условиях цифровизации, AR, VR, big&open data. Практические 8 1 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Визуальный сторителлинг: оффлан, онлайн, фиджитал Лекции 8 1 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Визуальный сторителлинг: оффлан, онлайн, фиджитал Практические 8 1 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1
1.7. Современный коммуникационный продукт: трансмедийные техники и технологии в интегрированных коммуникациях Лекции 8 1 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Современный коммуникационный продукт: трансмедийные техники и технологии в интегрированных коммуникациях Практические 8 1 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Подготовка к практическим занятиям и выполнение курсового проекта Сам. работа 8 2 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Трансмедийный бренд
2.1. Трансмедийный бренд: параметры создания и коммуникации Лекции 8 1 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Трансмедийный бренд: параметры создания и коммуникации Практические 8 1 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Трансмедийная история как основа современного брендинга Лекции 8 1 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Трансмедийная история как основа современного брендинга Практические 8 1 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Брендинговый сторителлинг: от скетча до data media art. Лекции 8 1 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Брендинговый сторителлинг: от скетча до data media art. Практические 8 1 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Трансмедийные технологии в брендинге Лекции 8 1 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Трансмедийные технологии в брендинге Практические 8 1 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Подготовка к практическим занятиям и выполенние самостоятельной исследовательской работы Сам. работа 8 39 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Производство трансмедийных продуктов
3.1. Режиссура трансмедийного проекта Лекции 8 1 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3, Л2.4
3.2. Режиссура трансмедийного проекта Практические 8 1 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3, Л2.4
3.3. Мультимедийный проект: алгоритм создания Лекции 8 1 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л1.3, Л2.4, Л1.4
3.4. Мультимедийный проект: алгоритм создания Практические 8 1 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л1.3, Л2.4, Л1.4
3.5. Мультимедийный проект: технологии вовлечение аудитории Лекции 8 2 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л1.3, Л2.4, Л1.4
3.6. Мультимедийный проект: технологии вовлечение аудитории Практические 8 2 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л1.3, Л2.4, Л1.4
3.7. Подготовка к практическим занятиям и выполенние самостоятельной исследовательской работы Сам. работа 8 2 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л1.3, Л2.4, Л1.4
3.8. Актуальные форматы визуализации медиапродукта. Лекции 8 1 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л2.3, Л1.4
3.9. Актуальные форматы визуализации медиапродукта. Практические 8 1 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л2.3, Л1.4
3.10. Фотографика как трансмедийная технология Лекции 8 1 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л2.3, Л1.4
3.11. Фотографика как трансмедийная технология Практические 8 1 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л2.3, Л1.4
3.12. Инфографика как трансмедийная технология Лекции 8 1 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л2.3, Л1.4
3.13. Инфографика как трансмедийная технология Практические 8 1 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л2.3, Л1.4
3.14. Аудиотехнологии в трансмедийной коммуникации Лекции 8 1 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л2.3, Л1.4
3.15. Аудиотехнологии в трансмедийной коммуникации Практические 8 1 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л2.3, Л1.4
3.16. Видеотехнологии в трансмедийной коммуникации Практические 8 2 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л1.4, Л2.5
3.17. Инновационные технологии в трансмедийной коммуникации Практические 8 2 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л2.3, Л1.4
3.18. Подготовка к практическим занятиям и экзамену Сам. работа 8 2 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3 Л2.3, Л1.4
3.19. Экзамен 8 27 ПК-4.1, ПК-4.4, ПК-4.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см приложение.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см приложение.
5.3. Фонд оценочных средств
см приложение.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шарков Ф.И. Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы: учеб. пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452896
Л1.2 Интегрированные маркетинговые коммуникации / под. ред. И.М. Синяева: Учебник из университетской библиотеки online М.: Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119438
Л1.3 Шарков Ф.И. Интерактивные электронные коммуникации (возникновение "Четвертой волны"): уч. пособие М.: Дашков и Ко // ЭБС "Университетская библиотека online", 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454124
Л1.4 Федоров, А.В. Анализ аудиовизуальных медиатекстов: монография М. : Директ-Медиа, 2013 www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210365
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколов А.В. Информационное общество в виртуальной и социальной реальности : СПб: Алетейя // ЭБС "ONLINE", 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=82934
Л2.2 Романычева Э.Т., Яцюк О.Г. Дизайн и реклама. Компьютерные технологии: Справочное и практическое руководство: "ДМК Пресс" // ЭБС "Лань", 2006 https://e.lanbook.com/book/1102
Л2.3 Овчинникова Р. Ю. Дизайн в рекламе : основы графического проектирования: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=115010&sr=1
Л2.4 Коханова Л.А., Калмыков А.А. Интернет-журналистика : учебник : М. : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436712
Л2.5 Немировская, М.Л. Телевидение как среда для реализации продюсерских проектов: монография М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446499
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Вебинар о создании инфографики Ивана Печищева https://my.webinar.ru/record/717651
Э2 курс Трансмедийные технологии https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6897
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Требования к выполнению курсового проекта содержатся в методических рекомендациях по подготовке и защите курсовых работ/ проектов на факультете массовых коммуникаций, филологии и политологии (кафедра связей с общественностью и рекламы). Курсовой проект выполняется в письменной форме и оценивается по шкале «отлично» - «неудовлетворительно».
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.