МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии управления общественным мнением
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное производство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
старший преподаватель, Жеребненко А.В.

Рецензент(ы):
к.социол.н., директор ИП «Василенко (+WEB. Актуальные интернет решения)» , Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Технологии управления общественным мнением

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать представления об основах управления общественным мнением, механизме и процессе его формирования, знаниях о законах и закономерностях функционирования общественного мнения, умений, позволяющих его выявлять, анализировать и обосновывать эффективные технологии управления общественным мнением в современной России;
сформировать представления о сущности, предмете, истории, задачах формирования общественного мнения, а также принципах разработки коммуникативных технологий; нормативно-правовые, организационно-технологические, и социально-политические компоненты такой деятельности; основы регулирования информационных потоков общественного мнения в России;
сформировать навыки анализа тенденций развития общественного мнения;
сформировать представление о СМИ как инструменте и среде формирования общественного мнения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7.1: Знает цеховые принципы социальной ответственности, типовые эффекты и последствия профессиональной деятельности.
ОПК-7.2: Осуществляет поиск кор-ректных творческих приемов при сборе, обработке и распространении информации в соответствии с общепринятыми стандартами и законами в области средств массовой информации.
ПК-1.1: Знает: маркетинговые тех-нологии; основные способы сбо-ра, обработки, анализа и нагляд-ного представления информации
ПК-1.2: Умеет: находить и анализировать необходимую информацию, применять количественные и качественные методы анализа; выявлять факторы, определяющие потребительский спрос на продукцию СМИ, существенные характеристики целевой аудито-рии потребителей; составлять аналитические отчеты, проводить презентацию результатов марке-тингового исследования.
ПК-1.3: Владеет навыками: поиска статистической и аналитической информации, характеризующей ситуацию на рынке продукции СМИ; анализа имеющихся дан-ных ситуации на рынке продук-ции СМИ; определения целевой аудитории потребителей продук-ции СМИ; контроля выполнения договора, приемки результатов маркетингового исследования. социологического опроса, иных работ и услуг, необходимых для анализа ситуации на рынке продукции СМИ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.правовые и этические нормы в профессиональной деятельности в процессе управления общественным мнением;
основы проверки информации с ориентацией на публикации и базы данных государственных структур, международных организаций, корпоративную отчетность;
особенности работы специалистов по связям с общественностью, в том числе управление общественным мнением, стратегические, технологические, этические аспекты создания кампаний для формирования заданного мнения в обществе с помощью различных коммуникационных инструментов, правовые аспекты создания кампаний для формирования заданного мнения в обществе с помощью различных коммуникационных инструментов;
виды, особенности сбора, обработки, хранения, подачи и интерпретации информации, виды и технологии формирования и управления общественным мнением, технологии проверки информации в различных базах данных, СМИ.
3.2.Уметь:
3.2.1.придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности в процессе управления общественным мнением;
проверять информацию с ориентацией на публикации и базы данных государственных структур, международных организаций, корпоративную отчетность;
использовать особенности, этапы, объекты, субъекты, ресурсы, мотивы, задействованные группы общественности в конкретной ситуации, предлагать грамотные стратегические концепции, бизнес-планы проектов и коммуникационных мероприятий для стимулирования процесса формирования общественного мнения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками формирования общественного мнения с учетом правовых и этических норм;
навыками проверки информации с ориентацией на публикации и базы данных государственных структур, международных организаций, корпоративную отчетность;
профессиональными навыками в сфере связей с общественностью, в частности в работе с общественным мнением, способностью брать на себя всю полноту ответственности за принятые управленческие решения по коммуникационным мероприятиям, в том числе в работе по управлению общественным мнением, оценивать затраты и результаты деятельности организации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность концепции общественного мнения
1.1. Теоретические аспекты изучения общественного мнения Лекции 6 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Философские концепции общественного мнения Практические 6 1 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Социологические концепции общественного мнения Практические 6 1 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Современные концепции общественного мнения Практические 6 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Теоретические аспекты зучения общественного мнения Практические 6 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.6. Сущность концепции общественного мнения Сам. работа 6 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Основные методы изучения общественного мнения
2.1. История изучения общественного мнения Лекции 6 1 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.2. Современные методы изучения общественного мнения Лекции 6 1 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.3. История изучения общественного мнения Практические 6 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.4. Изучение потребительского поведения Практические 6 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.5. Методы политических исследований Практические 6 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.6. Основные методы изучения общественного мнения Сам. работа 6 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Технологии управления общественным мнением
3.1. Управление общественным мнением в органах государственной власти Лекции 6 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.2. Управление общественным мнением в электоральном процессе Лекции 6 4 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.3. Управление общественным мнением в органах государственной власти Практические 6 4 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.4. Политический маркетинг Практические 6 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.5. Технологии управления общественным мнением Сам. работа 6 40 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение
Приложения
Приложение 1.   фос ТехУпрОбщМн_2020.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чумиков А. , Бочаров М. , Самойленко С. Реклама и связи с общественностью: профессиональные компетенции : Издательский дом «Дело», 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=442983
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чумиков А.Н. Государственный PR. Связи с общественностью для государственных организаций и проектов: М. : ИНФРА-М, 2013 http://znanium.com/catalog/product/399777
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Франц, В. А. Управление общественным мнением : [учеб. пособие] / В. А. Франц ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 135 с. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/40643/1/978-5-7996-1750-9_2016.pdf http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/40643/1/978-5-7996-1750-9_2016.pdf
Э2 Зуева Ольга Владимировна, Васильева Екатерина Николаевна Общественное мнение о деятельности полиции: практика исследования // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2014. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennoe-mnenie-o-deyatelnosti-politsii-praktika-issledovaniya (дата обращения: 21.07.2017). http://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennoe-mnenie-o-deyatelnosti-politsii-praktika-issledovaniya
Э3 Мартиросьян Алина Валерьевна Особенности формирования общественного мнения о миграционной политике // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-obschestvennogo-mneniya-o-migratsionnoy-politike (дата обращения: 21.07.2017). http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-obschestvennogo-mneniya-o-migratsionnoy-politik
Э4 Порецкова А. А. Концептуализация теоретических подходов к изучению политической пропаганды // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2015. №2 (40). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualizatsiya-teoreticheskih-podhodov-k-izucheniyu-politicheskoy-propagandy (дата обращения: 21.07.2017). http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualizatsiya-teoreticheskih-podhodov-k-izucheniyu-politicheskoy-propagandy
Э5 Могилевский Олег Романович Профессиональное сообщество о проблемах и перспективах изучения общественного мнения // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2009. №1-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-soobschestvo-o-problemah-i-perspektivah-izucheniya-obschestvennogo-mneniya (дата обращения: 21.07.2017). http://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-soobschestvo-o-problemah-i-perspektivah-izucheniya-obschestvennogo-mneniya
Э6 Кленина Елена Анатольевна, Песков Аркадий Евгеньевич Влияние общественного мнения на политические технологии избирательных кампаний // Вестник АГТУ. 2011. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-obschestvennogo-mneniya-na-politicheskie-tehnologii-izbiratelnyh-kampaniy (дата обращения: 21.07.2017). http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-obschestvennogo-mneniya-na-politicheskie-tehnologii-izbiratelnyh-kampaniy
Э7 Хриенко А.П., Хриенко А.П. ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ РЕЙТИНГИ КАК ИНСТРУМЕНТ МАНИПУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2008. № 2. С. 99-106. https://elibrary.ru/item.asp?id=13019064 https://elibrary.ru/item.asp?id=13019064
Э8 Золотухин Алексей Вячеславович Методологические основы изучения общественного мнения как социально-динамического феномена // Вестник ТГУ. 2013. №5 (121). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-izucheniya-obschestvennogo-mneniya-kak-sotsialno-dinamicheskogo-fenomena (дата обращения: 21.07.2017). http://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-izucheniya-obschestvennogo-mneniya-kak-sotsialno-dinamicheskogo-fenomena
Э9 курс "Технологии управления общественным мнением" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7293
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.