МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дискурс-анализ медиатекстов
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное производство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Лабораторные 18 18 18 18
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Валюлина Е.В.

Рецензент(ы):
к.социол.н., директор ИП «Василенко (+WEB. Актуальные интернет решения)» , Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Дискурс-анализ медиатекстов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов навыков дискурс-анализа в качестве метода исследования медиатекстов,
систематизировать научные знания о медиатексте как объекте многоаспектного характера, включающем коммуникативный, лингвистический и экстралингвистический аспекты,
ознакомить с жанровыми разновидностями медиатекста,
выработать у студентов умения конструктивного анализа и организации медиатекстов различных типов и форм.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3.1: Демонстрирует кругозор в сфере отечественного и мирового культурного процесса.
ОПК-3.2: Применяет средства худо-жественной выразительности в создаваемых медиа-проектах и (или) медиапро-дуктах.
ПК-1.1: Знает: маркетинговые тех-нологии; основные способы сбо-ра, обработки, анализа и нагляд-ного представления информации
ПК-1.2: Умеет: находить и анализировать необходимую информацию, применять количественные и качественные методы анализа; выявлять факторы, определяющие потребительский спрос на продукцию СМИ, существенные характеристики целевой аудито-рии потребителей; составлять аналитические отчеты, проводить презентацию результатов марке-тингового исследования.
ПК-1.3: Владеет навыками: поиска статистической и аналитической информации, характеризующей ситуацию на рынке продукции СМИ; анализа имеющихся дан-ных ситуации на рынке продук-ции СМИ; определения целевой аудитории потребителей продук-ции СМИ; контроля выполнения договора, приемки результатов маркетингового исследования. социологического опроса, иных работ и услуг, необходимых для анализа ситуации на рынке продукции СМИ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Методологические основания дискурс-анализа;
виды жанров, форматов и технологических платформ передачи медиапродукции;
методы анализа данных о коммерческой привлекательности медиапродукта, особенности функционирования внешних исследовательских структур;
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать медиатексты;
ориентироваться в видах жанров, форматов и технологических платформ передачи медиапродукции;
систематизировать результаты дискурс-анализа и использовать их для создания эффективного медиапроекта;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками дискурс-анализа медиапродукта;
навыками выбора жанров, форматов и технологических платформ передачи медиапродукции на основе дискурс-анализа;
информацией для создания эффективного медиапроекта на основе данных дискурс-анализа;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основания дискурс-анализа
1.1. Понятие дискурс. Лекции 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.2. Методологические ориентиры дискурс-анализа Лекции 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.3. Социокультурная обусловленность дискурса Лабораторные 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.4. Современное понимание дискурса Лекции 7 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.5. Отечественный подход к дискурс-анализу Лабораторные 7 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.6. Прагматико-когнитивный подход к дискурс-анализу Лекции 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.7. Теоретико-методологические основания дискурс-анализа Сам. работа 7 32 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Технологии дискурс-анализа медиатекста
2.1. Применение дискурс-анализа в исследовании различных типов медиатекстов Лабораторные 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.2. Применение дискурс-анализа в исследовании различных типов медиатекстов Лабораторные 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.3. Применение дискурс-анализа в исследовании различных типов медиатекстов Лабораторные 7 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.4. Составление программы дискурс-анализа Лабораторные 7 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.5. Составление программы дискурс-анализа Лабораторные 7 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.6. Составление программы дискурс-анализа Лабораторные 7 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.7. Исследовательские подходы в дискурс-анализе медиатекстов Лабораторные 7 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.8. Приемы дискурс-анализа в медиатексте Лабораторные 7 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.9. Создание эффективного медиатекста Лабораторные 7 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.10. Составление отчета по дискурс-анализу медиатекста Лабораторные 7 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.11. Технологии дискурс-анализа медиатекста Сам. работа 7 12 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложение.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Трофимова О.В., Кузнецова Н.В. Публицистический текст. Лингвистический анализ. : Флинта: Наука,, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57584
Л1.2 В.М. Аньшин, А.В. Алешин, К.А. Багратиони ; под ред. В.М. Аньшина, О.М. Ильиной Управление проектами: фундаментальный курс : учебник М. : Высшая школа экономики, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227270
Л1.3 Никитенко А.А. Основы медиажурналистики: учебное пособие Новосибирск : НГТУ, 2012 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228794
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чернышова, Татьяна Владимировна Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект) : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/907
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Энциклопедия маркетинга www.marketing.spb.ru
Э2 Клуб специалистов PR www.pr-club.com
Э3 курс "Дискурс-анализ медиатекстов" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6342
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение дисциплины завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.