МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Нейминг
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное производство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Валюлина Е.В.

Рецензент(ы):
к.соц.н., директор ИП "Василенко (+WEB. Актуальные интернет решения), Василенко И.В.

Рабочая программа дисциплины
Нейминг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения учебной дисциплины – освоить понятия нейминга и эффективного нейминга; овладеть принципами построения эффективного названия.
Основными задачами учебной дисциплины являются: познакомить студентов с основными понятиями теории нейминга; познакомить с основными составляющими эффективности коммерческого названия; дать информацию о месте нейминга в системе родственных понятий – коммерческая номинация, товарный знак, бренд, номен и др.; дать сведения об основных методах определения эффективности коммерческого названия; дать информацию о месте и роли эффективного нейминга в медиакоммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3.1: Демонстрирует кругозор в сфере отечественного и мирового культурного процесса.
ОПК-3.2: Применяет средства худо-жественной выразительности в создаваемых медиа-проектах и (или) медиапро-дуктах.
ПК-3.2: Знает технологии разработки, реализации и продвижения медиапроектов; особенности современной цифровой культуры и медийного производства;
ПК-3.3: Умеет: разрабатывать концептуальные и стратегические документы по созданию, реализации и продвижению медиапроектов; использовать со-временные ИКТ, в том числе интернет-технологии и специали-зированные программные продукты для разработки и продвижения медиапроектов;
ПК-3.3: Владеет навыками разработки концепции создания, реализации и продвижения медиапроектов с учетом особенностей цифровой культуры и медийного производства; навыками пред-ставления проектов решений по продвижению продукции СМИ руководству организации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.различные аспекты нейма, основные способы и характеристики номинации, основные критерии оценки эффективной номинации.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать номинации, грамотно и рационально использовать в медиатексте разработанные наименования; самостоятельно разрабатывать комплексный нейминг
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологиями нейминга; технологиями эффективного использования нэйминга; навыками проведения экспертизы нэймов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы номинации
1.1. Понятие и сущность нейминга. Классификация номинации. Виды и функции коммерческой номинации. Лекции 8 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Коммерческая номинация и товарный знак. Коммерческая номинация и бренд. Практические 8 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.3. Коммерческая номинация и товарный знак. Коммерческая номинация и бренд. Сам. работа 8 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.4. История русской коммерческой номинации Практические 8 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.5. История русской коммерческой номинации Сам. работа 8 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.6. Структурно-языковой анализ современной русской коммерческой номинации. Лекции 8 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.7. Структурно-языковой анализ современной русской коммерческой номинации. Практические 8 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.8. Структурно-языковой анализ современной русской коммерческой номинации. Сам. работа 8 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.9. Фонетика коммерческих названий. Практические 8 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.10. Фонетика коммерческих названий. Сам. работа 8 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Технологии номинации
2.1. Технологии разработки нейма. Лекции 8 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.2. Технологии разработки нейма. Практические 8 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.3. Технологии разработки нейма. Сам. работа 8 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.4. Словообразование коммерческих названий Практические 8 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.5. Словообразование коммерческих названий Сам. работа 8 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.6. Ономастика русского нейминга Практические 8 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Ономастика русского нейминга Сам. работа 8 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.8. Нейминг как грамматико-стилистическая и поэтико-риторическая система. Практические 8 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.9. Нейминг как грамматико-стилистическая и поэтико-риторическая система. Сам. работа 8 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.10. Нейминг в социолингвистическом и лингвокультурологическом аспектах. Лекции 8 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.11. Бриф и творческая платформа нэйма. Практические 8 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.12. Бриф и творческая платформа нэйма. Сам. работа 8 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.13. Понятие эффективности коммерческой номинации. Методы оценки эффективности. Лекции 8 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.14. Понятие эффективности коммерческой номинации. Методы оценки эффективности. Практические 8 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.15. Понятие эффективности коммерческой номинации. Методы оценки эффективности. Сам. работа 8 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС Нейминг_2020.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чумиков А.Н. Реклама и связи с общественностью. Имидж, репутация, бренд: учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2012
Л1.2 Паршукова Г. Б. Реклама в коммуникационном процессе: учеб.-метод.пособие Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228836
Л1.3 Чумиков А. , Бочаров М. , Самойленко С. Реклама и связи с общественностью: профессиональные компетенции : Издательский дом «Дело», 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=442983
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. В. Ученова, Н. В. Старых История рекламы : учеб. для вузов: 3-е изд., перераб. и доп.. - М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2008
Л2.2 А. Г. Киселев Теория и практика массовой информации : учеб. для вузов : М. : КноРус, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/
Э2 Научная электронная библиотека elibrary http://elibrary.ru
Э3 курс "Нейминг" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7294
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа студентов над курсом предполагает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.