МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы уголовного процесса
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки40.05.04. Судебная и прокурорская деятельность (специальность)
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_СудПрокурДеят-23-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 6

Распределение часов по курсам

Курс 6 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Н.А. Дудко

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы уголовного процесса

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017г. №144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 30.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор С.И. Давыдов

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 30.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор С.И. Давыдов

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Фундаментальная и специальная подготовка высококвалифицированных кадров в области юриспруденции, способных решать сложные и ответственные задачи, которые стоят перед органами предварительного расследования и суда, умеющих применять правовые нормы и обеспечивать правопорядок в сфере уголовного судопроизводства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: способностью разрабатывать проекты нормативных правовых актов в соответствии с профилем профессиональной деятельности
ПК-5: способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-26: способностью обобщать и анализировать информацию, имеющую значение для реализации правовых норм в сфере прокурорского надзора, выполнения функций прокуратуры Российской Федерации
ПСК-1.3: способностью к рассмотрению и разрешению дел посредством уголовного судопроизводства во всех судебных инстанциях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-10: нормы УПК РФ, посвящённые досудебному производству и судебному производству.
ПК-11: причины и условия правонарушений, механизм реализации прав участников уголовного судопроизводства.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-10:применять нормы УПК РФ, посвящённые досудебному производству и судебному.
ПК-11:толковать и применять нормы уголовно-процессуального права по реализации прав участников уголовного судопроизводства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-10:навыками работы с правовыми актами; обоснования и принятия уголовно-процессуальных решений.
ПК-11:составления уголовно-процессуальных документов по принятию необходимых мер по защите прав и свобод граждан.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность и основные понятия уголовного процесса
1.1. Сущность и основные понятия уголовного процесса Лекции 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Устный опрос по теме Практические 6 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Уголовно-процессуальное право. Источники
2.1. Устный опрос по теме Практические 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Принципы уголовного процесса
3.1. Принципы уголовного процесса Лекции 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Устный опрос по теме Практические 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Уголовное преследование. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования
4.1. Устный опрос по теме Практические 6 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.2. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 6 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Участники уголовного судопроизводства
5.1. Участники уголовного судопроизводства Лекции 6 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
5.2. Устный опрос по теме Практические 6 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
5.3. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 6 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 6. Доказательства и доказывание
6.1. Доказательства и доказывание Лекции 6 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
6.2. Устный опрос по теме Практические 6 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
6.3. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 6 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 7. Меры процессуального принуждения
7.1. Устный опрос по теме Практические 6 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
7.2. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 6 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 8. Ходатайства и жалобы
8.1. Устный опрос по теме Практические 6 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
8.2. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 6 7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 9. Иные положения. Процессуальные сроки, процессуальные издержки, Реабилитация
9.1. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 6 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 10. Возбуждение уголовного дела
10.1. Устный опрос по теме Практические 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
10.2. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 6 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 11. Предварительное расследование. Предварительное следствие. Дознание
11.1. Устный опрос по теме Практические 6 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
11.2. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 6 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 12. Следственные действия
12.1. Устный опрос по теме Практические 6 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
12.2. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 6 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 13. Приостановление и прекращение уголовного дела. Окончание предварительного расследования
13.1. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 6 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 14. Назначение судебного заседания. Подсудность уголовных дел
14.1. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 6 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 15. Судебное разбирательство
15.1. Судебное разбирательство Лекции 6 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
15.2. Устный опрос по теме Практические 6 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
15.3. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 6 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 16. Исполнение приговора
16.1. Исполнение приговора Лекции 6 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
16.2. Устный опрос по теме Практические 6 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 17. Пересмотр вступивших и не вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда
17.1. Пересмотр вступивших и не вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда Лекции 6 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
17.2. Изучение дополнительных источников по теме. Подготовка к экзамену Сам. работа 6 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
17.3. Экзамен Экзамен 6 9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Назначение уголовного судопроизводства.
2. Основания и поводы к возбуждению уголовного дела.
3. Принципы уголовного процесса: понятие, система, характеристика.
4. Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.
5. Приостановление и возобновление предварительного расследования.
6. Обыск, выемка: основание и порядок производства.
7. Осмотр: виды и порядок производства.
8. Предъявление для опознания.
9. Основания, цели и порядок производства освидетельствования.
10. Следственный эксперимент: основания, порядок проведения.
11. Проверка показаний на месте.
12. Суд: состав, полномочия.
13. Контроль и запись переговоров.
14. Прокурорский надзор и ведомственный контроль в уголовном судопроизводстве.
15. Судебная экспертиза: основания, виды и порядок проведения.
16. Следователь, дознаватель (их процессуальное положение).
17. Потерпевший, его права и обязанности.
18. Подозреваемый, его права и обязанности.
19. Обвиняемый и его процессуальное положение.
20. Защитник: права и обязанности, обязательные случаи участия защитника.
21. Основания и порядок предварительного слушания.
22. Судебное разбирательство.
23. Свидетель, его права и обязанности.
24. Особый порядок принятия судебного решения.
25. Эксперт, его отличие от специалиста.
26. Общие условия предварительного расследования.
27. Общая характеристика апелляционного производства.
28. Предмет и пределы доказывания.
29. Общая характеристика кассационного производства.
30. Понятие и содержание процесса доказывания.
31. Доказательства: виды, классификация, характеристика.
32. Общая характеристика надзорного производства.
33. Общая характеристика стадии возобновления дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
34. Вещественные доказательства. Классификация, способы хранения.
35. Особенности производства в суде присяжных.
36. Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
37. Подследственность: понятие, виды.
38. Иные меры уголовно-процессуального принуждения.
39. Понятие и виды мер пресечения.
40. Ходатайства и жалобы участников уголовного судопроизводства.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Закреплен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лазарева В.А. - отв. ред., Тарасов А.А. - отв. ред. УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/4A5C197A-AD97-4D7D-82A6-4AC6DB5DDCDB
Л1.2 Божьев В.П. - под ред., Гаврилов Б.Я. - под ред. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС 7-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/9BCA7591-60DC-4273-ABAB-A4064CB4B047
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Томин В.Т. - отв. ред., Зинченко И.А. - отв. ред. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ПРОБЛЕМНЫЕ ЛЕКЦИИ В 2 Т. ТОМ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/D96BAC3B-6EFD-49FC-9B1A-384F855AAF6C
Л2.2 Томин В.Т. - отв. ред., Зинченко И.А. - отв. ред. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ПРОБЛЕМНЫЕ ЛЕКЦИИ В 2 Т. ТОМ 2. ДОСУДЕБНОЕ И СУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/D85C7F7A-A49B-4C59-87C8-386D240FA382
Л2.3 под рел. Жуйков Проблемы развития процессуального права РФ: М.: Норма, 2018 http://znanium.com/catalog/product/526438
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Российской газеты www.rg.ru, сайт Верховного суда РФ http://www.supcourt.ru, сайт Пенсионного фонда РФ http://www.pfrf.ru и др.
Э2 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э3 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э4 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Актуальные проблемы уголовного процесса" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4630
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
002С кабинет криминалистики (криминалистический полигон) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования; учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 50 посадочных мест, оборудованный макетами, наглядными пособиями, стендами, схемами, образцами предметов и орудий убийства; проектор; манекен; шкафы для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования в количестве 7 ед.
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Актуальные проблемы уголовного процесса" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: выполнение докладов, рефератов, решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.