Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 18.04.01. Химическая технология |
Профиль | Инновационная химическая и биотехнологическая переработка растительного сырья |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 18_04_01_Химтех-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 23,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Н.Г. Базарнова, проф. доктор хим. наук
1.1. | Цель освоения дисциплины - познакомит обучающихся с основными направлениями модифицирования растительных полимеров как в составе растительного сырья (без предварительного разделения на отдельные компоенты), так и в выделенном состоянии |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ОПК-3 | способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов в соответствии с направлением и профилем подготовки |
ПК-2 | готовностью к поиску, обработке, анализу и систематизации научно-технической информации по теме исследования, выбору методик и средств решения задачи |
ПК-3 | способностью использовать современные приборы и методики, организовывать проведение экспериментов и испытаний, проводить их обработку и анализировать их результаты |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные направления, технологии и оборудование для химического и другого модифицирования биополимеров растительного происхождения как в нативном, так и в выделенном состоянии; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - проводить поиск научно-технической информации и предлагать новые подходы, методики и оборудование для разработки безотходных технологий переработки растительного сырья в эфиры целлюлозы |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками поиска и анализа научно-технической информации, выбора современных приборов и оборудования для безотходных технологий переработки растительного сырья в эфиры целлюлозы |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методы модифицирования полимеров | ||||||
1.1. | Методы модифицирования полимеров | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Методы модифицирования полимеров | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Методы модифицирования полимеров | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Реакции целлюлозы и лигнина | ||||||
2.1. | Основные методы модифицирования целлюлозы. Простые и сложные эфиры. Другие производные | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Основные методы модифицирования целлюлозы. Простые и сложные эфиры. Другие производные | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Основные методы модифицирования целлюлозы. Простые и сложные эфиры. Другие производные | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Основные направления химического модифицирования лигнина | Практические | 2 | 4 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Основные направления химического модифицирования лигнина | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Модифицирование растительных полимеров в составе растительной клетки | ||||||
3.1. | Предварительная обработка растительного материала для последующего химического модифицирования | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Предварительная обработка растительного материала для последующего химического модифицирования | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Реакции получения сложных эфиров | Практические | 2 | 4 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.4. | Реакции получения сложных эфиров | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.5. | Реакции получения простых эфиров | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.6. | Реакции получения простых эфиров | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.7. | Реакции получения простых эфиров | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.8. | Методы получения других производных | Практические | 2 | 4 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.9. | Методы получения других производных | Сам. работа | 2 | 3 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.10. | Нетрадиционные методы проведения химического модифицирования растительного сырья | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.11. | Нетрадиционные методы проведения химического модифицирования растительного сырья | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.12. | Методы исследования продуктов химического модифицирования растительного сырья | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.13. | Перспективы дальнейших исследований в области химического модифицирования растительного сырья без предварительного разделения на отдельные компоеннты | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.14. | Перспективы дальнейших исследований в области химического модифицирования растительного сырья без предварительного разделения на отдельные компоеннты | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ФОС в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Азаров В.И., Буров А. В., Оболенская А. В. | Химия древесины и синтетических полимеров: Учебники | Издательство "Лань", 2010 | e.lanbook.com |
Л1.2 | авт.-сост.: Н. Г. Базарнова и др. | Методы исследования древесины и ее производных: | Учеб. электрон. изд., Изд. 2-е, испр. и перераб. - Барнаул : [б. и.], 2013. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM), | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | М. Ю. Чепрасова, В. И. Маркин | Карбоксиметилирование растительного сырья под воздействием микроволнового излучения : монография : | АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. - 96 с., 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 10Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 г. (бессрочно); AdobeReader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf; 7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt; Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ (бессрочно). | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Электронная библиотечная система "Юрайт" https://urait.ru/viewer/sistemy 4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
005К | помещение для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов | Стеллажи; химическая посуда; вспомогательное лабораторное оборудование |
001гК | лаборатория фитохимии и фармакогнозии; лаборатория анализа органических веществ - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Рабочее место преподавателя лабораторные столы и стулья на 15 посадочных мест; раковина -2 шт; оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы; весовой стол; весы технические ВЛТЭ 1100; весы аналитические ВЛ 210; ротационный испаритель ИР-1М2; плитки электрические; мешалки верхнеприводные Daihan WiseStir HS-30D-Set и RW 14 basic; мешалки магнитные с подогревом Daihan WiseStir MSH-20D-Set; фотоэлектроколориметр КФК-2МП; вакуумный насос VR 1,5-12; столик лабораторный подъемный; мельница ножевая роторная РМ 120; базовый комплект; сушильный шкаф WOF-105; мельница лабораторная шаровая с автоматической криогенной системой Retsch CryoMi; вибропривод ВП-30Т с таймером (220V) в комплекте; ванна ультразвуковая 3,3 л в комплекте с корзиной; штатив лабораторный Daihan ST 120; баня водяная циркуляционная Daihan WiseCircu WСB-6; гомогенизатор HG-15D-Set-B; колбонагреватель 3-х местный Daihan WiseTherm WHM-12391; pH/мВ/С-метр лабораторный АНИОН-4102 (двухканальный), анализатор влажности МХ-50; термометры ртутные; штативы; песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов. |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в лекционных и практических занятиях, при выполнении лабораторных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса. Теоретический материал дисциплины «Теоретические основы органической химии» изучается в течение одного семестра по всем формам обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet. Основу теоретической подготовки по дисциплине составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с семинарскими занятиями. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на практических занятиях. Аудиторные занятия (лекции, семинары /практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель и при подготовке к практическим занятиям. При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы: - ресурсы электронной библиотечной системы; - ресурсы Интернет; - мультимедийная техника; - студенты могут получать консультации по SKYPE, E-mail, ISQ, вебинару. Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических (семинарских) занятиях. В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям: - полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины; - правильность ответов на вопросы и задания практической направленности; - верное решение задач; - эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций; - использование дополнительных материалов. Промежуточный контроль заключается в виде экзамена. 1. Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины. Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины: Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут. Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут. Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю. Подготовка к практическому занятию – 2 час. 2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»). Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий: А. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут). Б. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут). В. В течение недели выбрать время (не менее 1 час) для работы с литературой. Г. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи. Д. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется). Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике?. Методические указания к семинарским (практическим) занятиям Семинарские занятия проводятся в форме дискуссии или развернутой беседы, на которых проходит обсуждение наиболее актуальных и значимых проблем современной теоретической органической и биоорганической химии. Обсуждения направлены на освоение научных основ, эффективных методов и приемов решения конкретных практических задач, на развитие способностей к творческому использованию получаемых знаний и навыков. Основная цель проведения семинара заключается в закреплении знаний полученных в ходе прослушивания лекционного материала. Семинар проводится в форме устного опроса студентов по вопросам семинарских занятий, а также в виде решения конкретных задач или моделирования практической ситуации. В ходе подготовки к семинару студенту следует просмотреть материалы лекции, а затем начать изучение учебной литературы. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме. Обязательным условием подготовки к семинару является изучение нормативной базы и справочной литературы, технологических схем. В ходе самостоятельной работы студенту необходимо отслеживать научные статьи в специализированных изданиях, а также изучать статистические материалы, соответствующей каждой теме. Студенту рекомендуется следующая схема подготовки к семинарскому занятию: 1. Проработать конспект лекций; 2. Прочитать основную и дополнительную литературу, рекомендованную по изучаемому разделу; 3. Ответить на вопросы плана семинарского занятия; 4. Выполнить домашнее задание (при наличии); 5. Проработать предлагаемые задания и задачи; 6. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю. При подготовке к семинарским занятиям следует руководствоваться указаниями и рекомендациями преподавателя, использовать основную литературу из представленного им списка. Для наиболее глубокого освоения дисциплины рекомендуется изучать литературу, обозначенную как «дополнительная» в представленном списке. При подготовке доклада на семинарское занятие желательно заранее обсудить с преподавателем перечень используемой литературы, за день до семинарского занятия предупредить о необходимых для предоставления материала технических средствах, напечатанный текст доклада предоставить преподавателю. |