МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Химия биологически активных веществ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки18.03.01. Химическая технология
ПрофильХимическая технология синтетических биологически активных веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план18_03_01_ХимТех-2-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 130
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Лабораторные 50 50 50 50
Сам. работа 130 103 130 103
Итого 216 189 216 189

Программу составил(и):
канд. хим. наук, Доцент, Егорова Л.С.

Рецензент(ы):
канд. хим. наук, Доцент, Харнутова Е.П.;канд. хим. наук, Доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Химия биологически активных веществ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 18.03.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1005)

составлена на основании учебного плана:
18.03.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., д.хим. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.хим. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование знаний об истории и эволюции органической химии лекарственных веществ, об основных принципах создания новых синтетических лекарственных препаратов,усвоение связи между структурой лекарств и их биологической активностью с целью последующего применения полученной информации для синтеза новых биологически активных соединений направленного действия

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-16 способностью планировать и проводить физические и химические эксперименты, проводить обработку их результатов и оценивать погрешности, выдвигать гипотезы и устанавливать границы их применения, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Причинно-следственную связь между составом и свойствами веществ.
Структуры и функции важнейших веществ, обеспечивающих обмен веществ в организме
-классификацию и номенклатуру биологически активных соединений;
- структуру и пространственную организацию белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, низкомолекулярных биорегуляторов и антибиотиков;
- основы анализа, химического синтеза и биосинтеза биополимеров, ферментативного катализа;
- основные принципы организации живой материи (молекулярная логика живого состояния);
- характерные реакции для различных классов биологически активных соединений, их свойства;
- свойства биомолекул (аминокислот, пептидов, белков, ферментов, витаминов, низкомолекулярных биорегуляторов, углеводов, липидов, нуклеиновых
кислот);
- основы современной лабораторной техники и методики исследования
БАВ;
- основные области применения различных классов БАВ;
- основы поиска научно-технической информации, анализа отечественного
и зарубежного опыта в области химии биологически активных веществ;
3.2.Уметь:
3.2.1.Прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ в организме
- выбирать необходимые методы и оборудование для выделения, идентификации и исследования БАВ;
- определять основные физико-химические и биохимические характеристики БАВ;
- анализировать взаимосвязь между составом, структурой, пространственной организацией и свойствами основных классов биологически активных веществ;
- работать с научно-технической информацией;
- использовать отечественный и зарубежный опыт в области химии биологически активных веществ;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-Иметь навыки постановки и выполнения учебно-исследовательской и экспериментальной работы, применять методы математического анализа и моделирования
-методами исследования физико-химических свойств биологически активных веществ;
- представлениями о взаимосвязи между составом, строением и свойствами биологически активных веществ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Биогенные элементы и их соединения
1.1. Понятие биогенности химических элементов Лекции 7 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.2. Химия биогенных элементов Лекции 7 6 ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.3. Вода и её свойства, важные с точки зрения возникновения и поддержания жизни. Биогенные элементы (углерод, водород, кислород, азот, сера, фосфор) и их свойства и роль в живых системах. Микроэлементы и их роль в живых системах. Сам. работа 7 20 ПК-16 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Низкомолекулярные биоорганические вещества, их свойства
2.1. Введение в биоорганическую химию Лекции 7 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1
2.2. Полифункциональные соединения Лекции 7 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1
2.3. Гетерофункциональные соединения Лекции 7 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1
2.4. Биологически важные гетероциклические соединения Лекции 7 4 ПК-16 Л1.1, Л2.1
2.5. Классификация низкомолекулярных биорегуляторов. Состав, структура, химические и физические свойства, биологические функции низкомолекулярных биорегуляторов: витамины, антибиотики, гормоны, фитогормоны, феромоны Сам. работа 7 20 ПК-16 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Высокомолекулярные биоорганические вещества, их свойства
3.1. Пептиды Лекции 7 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1
3.2. Углеводы.Моносахариды Лекции 7 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1
3.3. Углеводы.Олиго- и полисахариды Лекции 7 4 ПК-16 Л1.1, Л2.1
3.4. Аминокислоты Лекции 7 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1
3.5. Белки Лекции 7 4 ПК-16 Л1.1, Л2.1
3.6. Нуклеиновые кислоты Лекции 7 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1
3.7. Липиды Лекции 7 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1
3.8. Техника безопасности в химической лаборатории Лабораторные 7 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1
3.9. Гель-фильтрация белковых растворов Лабораторные 7 6 ПК-16 Л1.1, Л2.1
3.10. Выделение и первичная очистка белков Лабораторные 7 6 ПК-16 Л1.1, Л2.1
3.11. Определение молекулярной массы белков Лабораторные 7 6 ПК-16 Л1.1, Л2.1
3.12. Количественные методы определения белков Лабораторные 7 6 ПК-16 Л1.1, Л2.1
3.13. Электорофорез в полиакриломидном геле Лабораторные 7 6 ПК-16 Л1.1, Л2.1
3.14. Кислотный гидролиз белка Лабораторные 7 6 ПК-16 Л1.1, Л2.1
3.15. Качественный анализ белкового гидролизата Лабораторные 7 6 ПК-16 Л1.1, Л2.1
3.16. Количественное определение аминокислот Лабораторные 7 6 ПК-16 Л1.1, Л2.1
3.17. Современная номенклатура ферментов. Международная классификация ферментов. Оксидоредуктазы. Трансферазы. Гидролазы. Лиазы. Изомеразы. Лигазы. Сам. работа 7 20 ПК-16 Л1.1, Л2.1
3.18. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 7 43 ПК-16 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мочульская Н.Н., Максимова Н.Е., Емельянов В.В. Биоорганическая химия: М.: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.А. Кутакова, Н.И. Богданович, С.Б. Селянина и др. Лабораторный практикум по технологии биологически активных веществ и углеродных адсорбентов : учебное пособие : В 2 ч. : Архангельск : САФУ - Ч. 2.. Анализ БАВ. - 116 с. , 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Коваленко, Л.В. Биохимические основы химии биологически активных веществ : учебное пособие / Л.В. Коваленко. - 3-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 232 с URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427724
Э2 Травень, В.Ф. Органическая химия : учебное пособие для вузов : в 3 т. Т. 3. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : Издательство "Лаборатория знаний", 2015. — 391 с доступа: http://e.lanbook.com/book/84110
Э3 Биоорганическая химия : учебное пособие для вузов / Н. Н. Мочульская, Н. Е. Максимова, В. В. Емельянов ; под науч. ред. В. Н. Чарушина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 108 с. URL: https://www.biblio-online.ru/book/6C70A289-4BFE-4B07-B447-3614C581D265
Э4 Носова, Э.В. Химия гетероциклических биологически активных веществ : учебное пособие / Э.В. Носова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2014. - 205 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275817
Э5 Каминский, В. А. Органическая химия в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / В. А. Каминский. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 287 с. URL: https://www.biblio-online.ru/book/DAE566FD-5072-455A-94E8-6811A40614E5
Э6 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011;
Adobe Reader https://wwwimages2.adobe.com/content/dam/acom/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
7-Zip https://www.7-zip.org/license.txt;
Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ.
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к лекционным занятиям
При подготовке к лекции рекомендуется:
1. просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2. полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3. если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4. психологически настроиться на лекцию.


Методические указания к выполнению лабораторных работ
Лабораторные занятия позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности. Цели лабораторных занятий:
1. закрепление теоретического материала путем систематического контроля за самостоятельной работой студентов;
2. формирование умений использования теоретических знаний в процессе выполнения лабораторных работ;
3. развитие аналитического мышления путем обобщения результатов лабораторных работ;
Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями преподавателя по выполнению учебного плана, с графиком прохождения лабораторных занятий, с графиком прохождения контрольных заданий, с основными формам отчетности по выполненным работам и заданиям.
Студентам для выполнения лабораторных работ необходима специальная лабораторная тетрадь (рабочий журнал), которая должна быть соответствующим образом подписана, простые карандаши, линейка. Для каждого занятия подготовлены методические указания по выполнению лабораторной работы.
Структура лабораторного занятия:
1. Объявление темы, цели и задач занятия.
2. Проверка теоретической подготовки студентов к лабораторному занятию.
3. Выполнение лабораторной работы.
4. Подведение итогов занятия (формулирование выводов).
5. Проверка отчетов по лабораторной работе.
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения. По теме занятия проводится беседа, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы. Задания в ходе лабораторной работы выполняется в соответствии с методическими указаниями. Перед уходом из лаборатории студенты должны навести порядок на своем рабочем месте.

Методические указания к зачету
Изучение многих общепрофессиональных и специальных дисциплин завершается зачетом. Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.