МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компьютерные технологии проектирования фармацевтических технологий
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки18.03.01. Химическая технология
ПрофильХимическая технология синтетических биологически активных веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план18_03_01_ХимТех-1-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 126
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 126 126 126 126
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.х.н, доцент, Маркин В.И.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Компьютерные технологии проектирования фармацевтических технологий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 18.03.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №1005)

составлена на основании учебного плана:
18.03.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Познакомить студентов с современными информационными технологиями, техническими средствами и программным обеспечением, необходимым для осуществления научной деятельности в области фармтехнологий; подготовить к практическому использованию информационных технологий в при решении профессиональных задач в области проектирования фармацевтических технологий; освоение студентами основ информационных технологий, получение практических навыков их использования при проведении научных исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.14

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-20: готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные способы получения и переработки информации в своей профессиональной деятельности;
информационные ресурсы сети Интернет и локальные базы данных для научных исследований;
технологии хранения, обработки, распространения и представления информации;
специализированное программное обеспечение для проектирования технологических процессов
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать информационные сети для решения исследовательских задач в области фармацевтических технологий;
применять современные компьютерные технологии, используемые при обработке результатов научных экспериментов;
использовать современное программное обеспечения для проектирования фармпроизводств.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами компьютерных технологий для хранения, и переработки информаци;
навыками извлечения актуальной научно-технической информации из электронных библиотек, каталогов, баз данных;
работать на современной научной аппаратуре для проведения научных исследований;
методами работы с современным программным обеспечением.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современные информационные технологии
1.1. Информатизация общества Лекции 4 2 ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Работа с литературой, интернет-ресурсами. Подготовка к занятиям. Сам. работа 4 8 ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Международные информационные базы данных для научных исследований
2.1. Библиографические базы данных Лекции 4 2 ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Работа с литературой, интернет-ресурсами. Подготовка к занятиям. Сам. работа 4 8 ПК-20
2.3. Особенности работы с БД Elibrary.ru Лекции 4 2 ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Методы работы с БД Elibrary.ru Лабораторные 4 4 ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Работа с литературой, интернет-ресурсами. Подготовка к занятиям. Сам. работа 4 8 ПК-20
2.6. Особенности работы с БД Scopus Лекции 4 2 ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Методы работы с БД Scopus Лабораторные 4 4 ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Работа с литературой, интернет-ресурсами. Подготовка к занятиям. Сам. работа 4 16 ПК-20
2.9. Особенности работы с БД WoS Лекции 4 2 ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.10. Работа с литературой, интернет-ресурсами. Подготовка к занятиям. Сам. работа 4 16 ПК-20
2.11. Методы работы с БД WoS Лабораторные 4 4 ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.12. Особенности работы с патентными БД Лекции 4 2 ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.13. Работа с литературой, интернет-ресурсами. Подготовка к занятиям. Сам. работа 4 16 ПК-20
2.14. Международные патентые БД (Россия, США, ЕС) Лабораторные 4 8 ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.15. Обзор информационных систем крупнейших международных издательств Лекции 4 2 ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.16. Работа с литературой, интернет-ресурсами. Подготовка к занятиям. Сам. работа 4 16 ПК-20
2.17. Методы работы синформационными системамикрупнейших международных издательств Лабораторные 4 6 ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.18. Агрегаторы научной информации Лекции 4 2 ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.19. Агрегаторы научной информации Лабораторные 4 2 ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.20. Работа с литературой, интернет-ресурсами. Подготовка к занятиям. Сам. работа 4 16 ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Специализированное программное обеспечение для проектирования химико-фармацевтических технологий
3.1. Обзор програмного обеспечения для химико-фармацевтических технологий Лекции 4 2 ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Методы работы со специализированным ПО Лабораторные 4 8 ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Работа с литературой, интернет-ресурсами. Подготовка к занятиям. Сам. работа 4 22 ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в приложении к рабочей программе
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ф.Р. Гариева, А.А. Караванов, Р.Р. Мусин и др. Компьютерный расчет процесса ректификации : учебное пособие Казань : Издательство КНИТУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427941
Л1.2 А.Ю. Закгейм Общая химическая технология: введение в моделирование химико-технологических процессов : учебное пособие Москва : Логос, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84988
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.Н. Мусин, Т.В. Макаров Применение ЭВМ в технологии переработки полимеров: Казань : Издательство КНИТУ, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259030
Л2.2 Ю. А. Комиссаров, Л. С. Гордеев, Д. П. Вент Процессы и аппараты химической технологии. В 5 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/5C205394-11CB-4B7D-B368-D9B8B68BCA10.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курсы в Moodle "Компьютерные технологии проектирования процессов фармацевтических технологий" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8185
Э2 Рудакова, Л.В. Информационные технологии в аналитическом контроле биологически активных веществ. [Электронный ресурс] / Л.В. Рудакова, О.Б. Рудаков. — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2015. — 364 с. http://e.lanbook.com/book/60658
Э3 Харлампиди, Х.Э. Общая химическая технология. Методология проектирования химико-технологических процессов. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2013. http://e.lanbook.com/book/37357
Э4 Мусин, И.Н. Применение ЭВМ в технологии переработки полимеров : учебное пособие / И.Н. Мусин, Т.В. Макаров ; Казанский государственный технологический университет. - Казань : Издательство КНИТУ, 2010. - 107 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259030
Э5 Компьютерный расчет процесса ректификации : учебное пособие / Ф.Р. Гариева, А.А. Караванов, Р.Р. Мусин и др. ; Министерство образования и науки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». - Казань : Издательство КНИТУ, 2014. - 99 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427941
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011, (бессрочно);
Adobe Reader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf, (бессрочно);
7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt, (бессрочно);
Windows 10 Pro Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ (бессрочно).
Антивирус Касперского Security RE 1500-2499 SN: 17E0-180619-066044 890-369, (до 2022);
Microsft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61848418 от 24.04.2013, (бессрочно);
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Standart, № 61823557 от 22.04.2013 (бессрочно);
Open Office http://www.openoffice.org/license.html, (бессрочно);
7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
GIMP https://docs.gimp.org/2.8/ru/;
MozilaFireFox https://www.mozilla.org/en-US/about/legal/eula/;
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses;
DjVu reader http://djvureader.org/;
Smart Notebook http://www.whiteboardblog.co.uk/2010/12/smart-notebook-licence-and-activation/.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека
БД Scopus
БД Web of Science
Федеральный институт промышленной собственности Гиперссылка
The United States Patent and Trademark Office (USPTO)
European Patent Organisation Гиперссылка
Издательство Springer
Издательство Wiley
Издательство Elsevier
J-STAGE system
SciELO - Scientific Electronic Library
IngentaConnect

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
417К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 1 шт.; компьютеры: марка Клама С Офис – 12; проектор, экран с мультимедиа Smart - 1 ед.; учебно-наглядные пособия.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к лекционным занятиям
При подготовке к лекции рекомендуется:
1. просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2. полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3. если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4. психологически настроиться на лекцию.
Методические указания к выполнению лабораторных работ
Лабораторные занятия позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности. Цели лабораторных занятий:
1. закрепление теоретического материала путем систематического контроля за самостоятельной работой студентов;
2. формирование умений использования теоретических знаний в процессе выполнения лабораторных работ;
3. развитие аналитического мышления путем обобщения результатов лабораторных работ;
Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями преподавателя по выполнению учебного плана, с графиком прохождения лабораторных занятий, с графиком прохождения контрольных заданий, с основными формам отчетности по выполненным работам и заданиям.
Студентам для выполнения лабораторных работ необходима специальная лабораторная тетрадь (рабочий журнал), которая должна быть соответствующим образом подписана, простые карандаши, линейка. Для каждого занятия подготовлены методические указания по выполнению лабораторной работы.
Структура лабораторного занятия:
1. Объявление темы, цели и задач занятия.
2. Проверка теоретической подготовки студентов к лабораторному занятию.
3. Выполнение лабораторной работы.
4. Подведение итогов занятия (формулирование выводов).
5. Проверка отчетов по лабораторной работе.
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения. По теме занятия проводится беседа, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы. Задания в ходе лабораторной работы выполняется в соответствии с методическими указаниями.

Методические указания к зачету
Изучение дисциплины «Компьютерные технологии проектирования фармацевтических производст» завершается зачетом. Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.