МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Международная экономика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.03.05. Бизнес-информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_05_БИ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.э.н., проф., Дубина И.Н.

Рецензент(ы):
д.э.н., проф., Шваков Е.Е

Рабочая программа дисциплины
Международная экономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № №1002)

составлена на основании учебного плана:
38.03.05 Бизнес-информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 01
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., проф. Е.Е. Шваков

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 01
Заведующий кафедрой д.э.н., проф. Е.Е. Шваков

1. Цели освоения дисциплины

1.1.развитие у студентов современного экономического мышления, приобретение ими глубоких знаний о системе МЭО, закономерностях и тенденциях их развития, формирования на этой основе соответствующих профессиональных качеств будущих специалистов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-3: выбор рациональных информационных систем и информационно-коммуникативных технологий решения для управления бизнесом
ПК-19: умение готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теоретические положения и категории мировой экономики, тенденции и закономерности ее развития;
структуру современного мирового хозяйства и основные направления его развития;
общие черты экономики промышленно развитых, развивающихся государств и стран с переходной моделью экономики;
потенциал, факторы и тенденции современного экономического прогресса ведущих стран мира;
факторы, определяющие конкурентоспособность фирм и стран;
экономический потенциал, отраслевую структуру и основные направления интеграции России в систему мирового хозяйства;
основные информационно-статистические ресурсы российских и международных финансовоэкономических организаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.характеризовать сущность происходящих в мировой экономике процессов:
определять проблемы социально-экономического развития отдельных стран и их групп:
определять роль институциональных структур мировой экономики;
уверенно пользоваться основными информационно-статистическими ресурсами российских и международных финансовоэкономических организаций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа и прогнозирования воздействие мирохозяйственных процессов на национальную и мировую экономику, ее отдельные отрасли и предприятия;
анализа глобальные проблемы мировой экономики и эффективность международного сотрудничества с целью их разрешения;
анализа и интерпретации данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс. Характеристика международной экономики как направления экономической науки. Предмет и объект исследования. Формы международных экономических отношений: виды и краткая характеристика.
1.1. Характеристика международной экономики как направления экономической науки. Предмет и объект исследования. Международная экономика и мировая экономика: Сходствa и различия. Субъекты мировой экономики: виды и краткая характеристика. Формы международных экономических отношений: виды и краткая характеристика. Лекции 6 4 ОК-6, ПК-3, ПК-19 Л1.1, Л1.2
1.2. Семинар по теме Практические 6 4 ОК-6, ПК-3, ПК-19 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Международные торговые отношения: меркантелизм, классическая политэкономия, современная экономика
2.1. Международные торговые отношения: представления меркантилистов, их вклад в развитие теории международной торговли, критика Международные торговые отношения: теория и модели абсолютных преимуществ (А. Смит), вклад в развитие теории международной торговли, критика Международные торговые отношения: теория и модели сравнительных преимуществ (Д. Рикардо), вклад в развитие теории международной торговли, критика Расширение модели сравнительных преимуществ на торговлю множеством продуктов множества стран Международные торговые отношения: теория и модели факторных преимуществ, вклад в развитие теории международной торговли, критика Теорема Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева. Торговые отношения и импортозамещение: теоретико-игровая модель, положительные и отрицательные эффекты импортозамещения для национальной и международной экономики. Лекции 6 4 ОК-6, ПК-3, ПК-19 Л1.1, Л1.2
2.2. Семинар по теме Практические 6 6 ОК-6, ПК-3, ПК-19 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Торговая политика: свободная торговля, протекционизм, многостороннее регулирование
3.1. Торговая политика: свободная торговля, протекционизм, многостороннее регулирование. Инструменты торговой политики: тарифные и нетарифные методы регулирования международной торговли. Торговая политика различных групп стран и ее влияние на национальную экономику Лекции 6 4 ОК-6, ПК-3, ПК-19 Л1.1, Л1.2
3.2. Семинар по теме Практические 6 2 ОК-6, ПК-3, ПК-19 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Интернационализация и глобализация бизнеса (факторы, развитие, оценки, прогнозы, транснациональные компании, влияние на мировую экономику)
4.1. Интернационализация и глобализация бизнеса. 21. Международные финансовые и экономические организации (цели, задачи, функции, проекты, результаты) и их информационные ресурсы (общая характеристика, разделы, доступ). Транснациональные корпорации и международные картели и их влияние на мировую экономику: характеристика, закономерности, прогнозы. Национальные культуры и их влияние на международный бизнес, инновационную и предпринимательскую активность (на примере «западных» и «восточных» культур) Национальные культуры и их влияние на международный бизнес, инновационную и предпринимательскую активность (на примере классификации культур Г. Хофстеде). Международная экономическая интеграция (причины, история развития, оценки, прогнозы, примеры международных интеграционных образований, влияние на мировую экономику) Лекции 6 4 ОК-6, ПК-3, ПК-19 Л1.1, Л1.2
4.2. Семинар по теме Практические 6 4 ОК-6, ПК-3, ПК-19 Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Наука, образование и инновационный бизнес в условиях интернационализации и глобализации. Влияние на национальную экономику.
5.1. Торговые отношения на международном образовательном рынке. Экспорт и импорт образовательных продуктов и услуг. Влияние на национальную экономику. Наука и инновационный бизнес (НИС, лицензирование и др.) в условиях интернационализации и глобализации. Влияние на национальную экономику. Лекции 6 2 ОК-6, ПК-3, ПК-19 Л1.1, Л1.2
5.2. Семинар по теме Практические 6 2 ОК-6, ПК-3, ПК-19 Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Международный валютный рынок и возможности его прогнозирования
6.1. 28. Международный валютный рынок и возможности его прогнозирования (развитие, факторы, состояние, прогнозы, методы моделирования и прогнозирования) Лекции 6 1 ОК-6, ПК-3, ПК-19 Л1.1, Л1.2
6.2. Семинар по теме Практические 6 2 ОК-6, ПК-3, ПК-19 Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Экономико-математические модели международных экономических отношений
7.1. Экономико-математические модели международной торговли (стандартная модель, гравитационная модель, теоретико-игровые модели, прогнозные модели) Лекции 6 1 ОК-6, ПК-3, ПК-19 Л1.1, Л1.2
7.2. Семинар по теме Практические 6 2 ОК-6, ПК-3, ПК-19 Л1.1, Л1.2
7.3. Самостоятельная работа Сам. работа 6 39 ОК-6, ПК-3, ПК-19 Л1.1, Л1.2
7.4. Сам. работа 6 0 ОК-6, ПК-3, ПК-19 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложение
Приложения
Приложение 1.   МЭ_О_ФОС_2018_нов.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шимко, П.Д. Международная экономика: учебное пособие "Юрайт"//ЭБС "Университетская библиотека online, 2010
Л1.2 В. П. Колесов, М. В. Кулаков; Международная экономика : :учебник М. : ИНФРА-М, 2008.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс ЭИОС АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=485
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

см. Приложение