МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Процессы и аппараты фармацевтических производств
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки18.03.01. Химическая технология
ПрофильХимическая технология синтетических биологически активных веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план18_03_01_ХимТех-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, Минаков Денис Викторович

Рецензент(ы):
к.х.н., Доцент, Микушина Ирина Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Процессы и аппараты фармацевтических производств

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 18.03.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1005)

составлена на основании учебного плана:
18.03.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является получение знаний об основных химико-технологических процессах и аппаратах фармацевтических производств.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.13

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-17: готовностью проводить стандартные и сертификационные испытания материалов, изделий и технологических процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные процессы и аппараты в фармацевтических производствах;

- назначение, принцип действия и устройство основных аппаратов в фармацевтических производствах;

- стандартные и сертификационные методы испытания фармацевтических препаратов.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять полученные знания при выборе наиболее рациональных технологий и оборудования в фармацевтическом производстве;

- выбирать оптимальные технологические режимы и наиболее рациональные типы аппаратов при производстве фармацевтических препаратов;

- пользоваться современным оборудованием применяемым в фармацевтических производствах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками подбора аппаратов и выполнения простых расчетов параметров процессов и оборудования, используемых в фармацевтическом производстве;

- навыками подбора и расчета аппаратов в профессиональной деятельности;

- навыками проведения стандартных и сертификационных испытаний фармацевтических препаратов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные положения и научные основы дисциплины
1.1. Классификация основных процессов в фармацевтических производствах. Общие законы пищевой технологии. Свойства сырья, пищевых продуктов и полуфабрикатов. Требования, предъявляемые к машинам и аппаратам. Требования, предъявляемые к материалам. Основные типы процессов и аппаратов. Лекции 4 2 ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Основные типы процессов и аппаратов. Расчет аппаратов периодического и непрерывного действия. Требования, предъявляемые к сырью и аппаратам. Практические 4 2 ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 4 11 ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Механические процессы и аппараты
2.1. Процессы измельчения твердых тел. Процессы сортирования. Процессы обработки материалов давлением(прессование). Лекции 4 1 ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Конструкции и работа основных типов измельчающих аппаратов. Устройство и принцип действия основных аппаратов для сортирования Практические 4 2 ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Устройство и принцип действия прессов. Аппараты для прессования сыпучего материала Практические 4 2 ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 4 9 ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Гидромеханические процессы и аппараты
3.1. Процессы осаждения и отстаивания. Процессы фильтрования. Основы мембранной технологии. Мембранные процессы. Перемешивание, смешивание и псевдоожижение. Лекции 4 2 ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Устройство и принцип работы оборудования для осаждения в поле силы тяжести и для центробежного осаждения. Устройство и принцип работы оборудования для фильтрования. Основные положения расчета процесса фильтрования Практические 4 2 ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Устройство, принцип работы и технологические расчеты мембранных аппаратов. Перемешивание и смешивание. Устройство и принцип работы мешалок и смесителей. Основные положения расчета мешалок Практические 4 2 ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 4 8 ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Тепловые процессы и аппараты
4.1. Теплопередача. Основы теплопередачи. Нагревание и охлаждение.Выпаривание и выпарные аппараты Лекции 4 2 ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Нагревание и охлаждение. Устройство и принцип действия теплообменников. Расчеты теплообменников Практические 4 2 ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Выпаривание. Виды, устройство и расчет выпарных установок. Практические 4 2 ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 4 8 ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Массообменные процессы и аппараты
5.1. Теоретические основы процессов массопередачи Лекции 4 1 ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Сорбционные процессы. Классификация сорбционных процессов Лекции 4 1 ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Перегонка и ректификация. Теоретические основы процессов. Простая и сложная перегонка. Ректификационные аппараты Лекции 4 1 ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.4. Экстракция. Общие сведения. Методы экстракции Лекции 4 1 ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.5. Кристаллизация и растворение. Общие сведения. Способы кристаллизации Лекции 4 1 ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.6. Сорбционные процессы. Абсорбция и адсорбция. Абсорберы и адсорберы – устройство и принцип работы Практические 4 2 ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.7. Сушка и сушильное оборудование. Расчет процесса сушки. Устройство и принцип работы сушилок Практические 4 2 ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.8. Экстракция. Устройство и принцип работы экстракторов Практические 4 2 ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.9. Кристаллизация. Устройство и принцип работы кристаллизаторов Практические 4 2 ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.10. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 4 12 ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Биохимические процессы. Основные положения
6.1. Ферментация и ферментеры. Основные понятия. Ферментативные реакции. Ферменты. Оборудование для ферментации Лекции 4 3 ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
6.2. Пастеризация и стерилизация. Дезинфекция. Теоретические основы процессов Лекции 4 3 ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.3. Пастеризация и стерилизация. Оборудование для пастеризации и стерилизации – устройство и принцип работы Практические 4 2 ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.4. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 4 18 ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств размещен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.Г. Айнштейн Процессы и аппараты химической технологии. Общий курс. Книга 2 : Санкт-Петербург : Лань, 2019 https://e.lanbook.com/book/111194
Л1.2 В.Г. Айнштейн [и др.] Процессы и аппараты химической технологии. Общий курс. Книга 1 : Санкт-Петербург : Лань, 2019 https://e.lanbook.com/book/111193
Л1.3 А. Ю. Винаров [и др.] ; под ред. В. А. Быкова. Процессы и аппараты биотехнологии: ферментационные аппараты : учеб. пособие для академического бакалавриата: М. : Издательство Юрайт, 2018., 2018 https://biblio-online.ru/book/processy-i-apparaty-biotehnologii-fermentacionnye-apparaty-423224
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.В. Фомина, Е.В. Бибарцева, О.Я. Соколова Фармацевтическая биохимия.: учебно-методическое пособие Оренбург : ОГУ, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438993
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Процессы и аппараты фармацевтических производств https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8205
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011;
Adobe Reader https://wwwimages2.adobe.com/content/dam/acom/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
7-Zip https://www.7-zip.org/license.txt;
Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ.
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ

http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека

http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук

http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека

http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук

http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека

http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ

http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекция - это вид учебных занятий, в ходе которых в устной форме преподавателем излагается предмет, с другой стороны, лекция - это способ подачи учебного материала путём логически построенного, систематически последовательного и ясного изложения. Посещение студентами лекционных занятий ‒ необходимо, т.к. лекции вводят в науку, они дают первое знакомство с научно-теоретическими положениями данной науки и, что особенно важно и что очень сложно осуществить студенту самостоятельно, знакомят с методологией науки. Лекции предназначены для того, чтобы закладывать основы научных знаний, определять направление, основное содержание и характер всех видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Систематическое посещение лекций, активная мыслительная работа в ходе объяснения преподавателем учебного материала позволяет не только понимать изучаемую дисциплину, но и успешно справляться с учебными заданиями на занятиях других видов.

Практические занятия являются неотъемлемой частью при формировании компетенций. При подготовке к практическим занятиям по заданию преподавателя необходимо изучить методику выполнения практической работы, составить подробный план осуществления методики, подобрать соответствующую информацию по безопасному обращению с веществами и реактивами, используемыми в практической работе. Перед выполнением практической работы необходимо пройти собеседование с преподавателем, обсудить основные этапы выполнения работы, возможные трудности, особенности аппаратурного оформления, нормы техники безопасности. После выполнения практической работы необходимо своевременно оформить и сдать отчет, в котором отразить полученные результаты, при необходимости произвести расчеты, приложить графический материал (графики, схемы установок), привести схемы основных и побочных процессов, влияющих на ход и результаты работы. При сдаче отчета следует оценить степень достигнутости цели практической работы, полученные навыки. В ходе практических работ предполагается решение расчетных ситуационных (практических) задач.

При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения задачи, то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.

Промежуточный контроль по дисциплине в форме зачета. Текущий контроль формирования компетенций осуществляется в ходе практических занятий при выполнении заданий и решении задач. Зачет проходит в традиционной форме по билетам и предусматривают устные ответы на вопросы и решение задачи.