Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 18.03.01. Химическая технология |
Профиль | Химическая технология синтетических биологически активных веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 18_03_01_ХимТех-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 36 | 36 | 36 | 36 |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 117 | 117 | 117 | 117 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна
1.1. | Целью данной дисциплины является формирование компетенций в области основных подходов к конструированию фармацевтических препаратов и теоретических основ синтеза лекарственных веществ различных групп. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ПК-16 | способностью планировать и проводить физические и химические эксперименты, проводить обработку их результатов и оценивать погрешности, выдвигать гипотезы и устанавливать границы их применения, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | химизм и механизмы процессов синтеза фармацевтических препаратов химические свойства прекурсоров, используемых для синтеза лекарственных веществ, основные условия и особенности протекания процессов синтеза лекарственных субстанций |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | описывать механизмы и процессы, лежащие в основе синтеза лекарственных веществ анализировать альтернативные варианты синтеза лекарственных веществ и оценивать потенциальные преимущества и недостатки реализации этих вариантов применять методы теоретического и экспериментального исследования использовать знания по актуальным направлениям создания лекарственных субстанций в собственных научных исследованиях |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач в области теоретических основ синтеза фармацевтических препаратов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Стратегия создания новых лекарственных веществ | ||||||
1.1. | Подходы к синтезу фармацевтических препаратов | Лекции | 7 | 4 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Современные требования к лекарственным веществам | Практические | 7 | 2 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Конструирование лекарственных и биологически активных веществ | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Теоретические основы синтеза лекарственных веществ алифатического ряда | ||||||
2.1. | Лекарственные соединения алифатического ряда | Лекции | 7 | 10 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Основные реакции синтеза фармацевтических препаратов на основе функциональных производных алифатического ряда | Практические | 7 | 10 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Теоретические основы синтеза лекарственных веществ алифатического ряда | Сам. работа | 7 | 20 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Теоретиечские основы синтеза лекарственных веществ алициклического ряда | ||||||
3.1. | Лекарственные соединения алициклического ряда | Лекции | 7 | 4 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Реакции, лежащие в основе синтезов фармацевтических субстанций алициклического ряда | Практические | 7 | 4 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Теоретиечские основы синтеза лекарственных веществ алициклического ряда | Сам. работа | 7 | 17 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Теоретические основы синтеза лекарственных веществ ароматического ряда | ||||||
4.1. | Лекарственные соединения ароматического ряда | Лекции | 7 | 10 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Реакции, лежащие в основе синтезов фармацевтических препаратов ароматического ряда | Практические | 7 | 10 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Теоретические основы синтеза лекарственных веществ ароматического ряда | Сам. работа | 7 | 30 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Теоретические основы синтеза лекарственных веществ гетероциклического ряда | ||||||
5.1. | Лекарственные соединения на основе пятичленных гетероциклов | Лекции | 7 | 4 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Лекарственные соединения на основе шестичленных гетероциклов | Лекции | 7 | 4 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Основные реакции получения фармацевтических препаратов на основе пятичленных гетероциклов | Практические | 7 | 4 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1 |
5.4. | Основные реакции получения фармацевтических препаратов на основе шестичленных гетероциклов | Практические | 7 | 6 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1 |
5.5. | Теоретические основы синтеза лекарственных веществ гетероциклического ряда | Сам. работа | 7 | 40 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Приведены в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Приведены в приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Приведен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ф.Г. Хайрутдинов, З.Г. Ахтямова, В.В. Головин и др | Синтез лекарственных веществ: учебно-методическое пособие | Казань : Издательство КНИТУ, 2014 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428142 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Мочульская Н. Н., Максимова Н. Е., Емельянов В. В. ; под науч. ред. Чарушина В.Н. | БИООРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф другой организации | М.:Издательство Юрайт, 2018 | https://urait.ru/bcode/415396 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ | www.lib.asu.ru | ||
Э2 | БЕН Библиотека естественных наук | ben.irex.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011; Adobe Reader https://wwwimages2.adobe.com/content/dam/acom/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf; 7-Zip https://www.7-zip.org/license.txt; Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
501К | лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Методические указания к самостоятельной работе Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet. Методические указания к лекционным занятиям При подготовке к лекции рекомендуется: 1. просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал; 2. полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции; 3. если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая; 4. психологически настроиться на лекцию. Методические указания к практическим (семинарским) занятиям Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы. Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемым вопросам (заданиям); выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных (практических) задач по теме семинара; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионные вопросы. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов. Методические указания к экзамену Изучение дисциплинs завершается экзаменом. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине. Требования к организации подготовки к экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов. Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний. |